26.04.2011г. по иску Корнеевой о присвоении звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года                                                                                г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Турчиной Т.Е.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

истца Корнеевой Е.Е.,

с участием представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шестакова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1779/11 по иску Корнеевой Е.Е. к Государственному Учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

Корнеева Е.Е. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее по тексту ГУ ТО «УСЗН г. Тулы») о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что 15.02.2011 года она обратилась в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» отдел социальной защиты населения по Центральному району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого ей было отказано, с чем она не согласна.

Считает, что, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеет право по государственному пенсионному обеспечению по выслуге лет, так как данный вид пенсии назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет.

Ссылаясь на изложенное, истец Корнеева Е.Е. просит суд признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, признать ее право на получение удостоверения «Ветеран труда» и обязать ответчика выдать ей удостоверение «Ветеран труда». Одновременно просит суд взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

В судебном заседании истец Корнеева Е.Е. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что выслуга лет в льготном исчислении составляет 20 лет 06 месяцев 18 дней.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестаков М.С. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что общий трудовой стаж истца, установленный Законом для присвоения звания «Ветеран труда», составляет менее 25 лет.

Спора о том, что имеющиеся у Корнеевой Е.Е. награды дают основания для присвоения звания, нет. Весь вопрос в стаже.

Просил освободить ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» от уплаты государственной пошлины в силу пп.19п.1 ст. 333.36 НК РФ, так как учреждение осуществляет государственные функции в сфере защиты населения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда.

Так, в ч. 1 ст. 7 названного Закона установлено, что ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах»).

Во исполнение этого, 15.05.2007 года Постановлением Тульской областной Думы № 43/1867 был принят Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (с последующими изменениями в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО), который к условиям присвоения звания "Ветеран труда" относит, в том числе, наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области).

Из вышеуказанных правовых норм следует, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", имеет наличие необходимого стажа для назначения пенсии и факт признания особых трудовых заслуг гражданина перед государством.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что Корнеева Е.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Тульской области и ее общий трудовой стаж в календарном исчислении по состоянию на 15.02.2011 года составляет 16 лет 11 месяцев 02 дня, в льготном исчислении – 20 лет 06 месяцев 18 дней, в связи с чем, она имеет право выхода на пенсию по выслуге лет.

Данные обстоятельства подтверждены справкой Федеральной службы исполнения наказаний Управления по Тульской области от 11.04.2011 года (л.д.15), что ответчиком не оспаривается.

В профессиональной деятельности поощрение - это один из важнейших элементов дисциплины труда, поэтому оно играет большую роль позитивного воздействия на сотрудника и способствует развитию материальных стимулов к труду.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Как следует из материалов дела, за отличия в труде истец Корнеева Е.Е. награждена приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ медалью «За отличие в службе 111 степени», приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ награждена серебряной медалью «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России».

Данные факты подтверждаются наградными удостоверениями (л.д.16).

    Изложенное свидетельствует о том, что истец Корнеева Е.Е. награждена ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Суд установил, что 15.02.2011 года Корнеева Е.Е. обратилась в отдел социальной защиты населения по Центральному району ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы, установленные п. 3 ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Из решения, принятого ответчиком 18.02.2011 года за (л.д. 8-9) усматривается, что в присвоении Корнеевой Е.Е. звания «Ветеран труда» было отказано ввиду того, что согласно представленным документам ее общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, а значит, Корнеева Е.Е. не выработала трудовой стаж, необходимый для присвоения ей указанного звания.

Анализируя данное решение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика в присвоении Корнеевой Е.Е. звания «Ветеран труда» и выдаче ей соответствующего удостоверения, поддержанные в судебном заседании представителем ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестаковым М.С., являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», по следующим основаниям.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлены Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ч. ст. 3 закона).

Статьей 4 названного Федерального Закона установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к которым отнесены и военнослужащие.

Военнослужащие – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации федеральных органах правительственной связи и информации, войск гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы (ст. 2 Закона).

В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются такие виды пенсий по государственному обеспечению, как пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.

При этом, пенсия за выслугу лет, в силу п.п. 2 п.1 ст. 4 данного Закона, назначается и военнослужащим, к числу которых, исходя из представленных суду материалов дела, относится и Корнеева Е.Е.

Статьей 8 указанного Закона установлено, что Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Как указывалось выше и стороной ответчика не оспаривается, истец Корнеева Е.Е. имеет общий трудовой стаж по состоянию на 15.02.2011 года в льготном исчислении более 20 лет.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что Корнеева Е.Е. имеет право на назначение ей пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», следовательно, у него имеется право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи шестой закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» отражено, что выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечёт обязанности прекратить её.

Таким образом, установленные обстоятельства не исключают право истца на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Поскольку на момент обращения 15.02.2011 года Корнеевой Е.Е. в орган социальной защиты населения с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» она имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, отказ ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Центральному району об отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является незаконным.

По изложенным мотивам доводы представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестакова С.Н. о том, что в удовлетворении исковых требований Корнеевой Е.Е. надлежит отказать, так как ее общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, суд находит несостоятельными.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что у истца имеются все основания для присвоения ей звания «Ветеран труда», а поэтому заявленные Корнеевой Е.Е. исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Постановлением Администрации Тульской области от 14.05.2009 года № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда» установлено, что результатом предоставления названной государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоена звание «Ветеран труда».

Из Положения о выдаче удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «Об утверждении Положения о выдаче удостоверения «Ветеран труда», также следует, что лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение "Ветеран труда" соответствующего образца, которое регистрируется в Книге учета удостоверений "Ветеран труда".

Как видно из Постановления Администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории г. Тулы Тульской области.

Таким образом, обязанность по выдаче Корнеевой Е.Е. удостоверения «Ветеран труда» лежит непосредственно на Государственном учреждении Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы».

Следовательно, исковые требования Корнеевой Е.Е. в части обязания ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда» также подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Из чека-ордера от 11.04.2011 года, выданных ОСБ № 8604/0086, следует, что Корнеевой Е.Е. была оплачена государственная пошлина при подаче иска в суд в размере 200 рублей ( л.д.2).

Доводы представителя ответчика о том, что ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» фактически осуществляет функции государственного органа в сфере социальной защиты населения на территории города Тулы, суд находит несостоятельным.

Так, согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» государственным органом не является, а поэтому на него не могут быть распространены положения названной выше нормы закона.

Учитывая изложенное, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в пользу истца возврат государственной пошлины в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                     решил:

исковые требования Корнеевой Е.Е. удовлетворить.

Признать за Корнеевой Е.Е. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное Учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Корнеевой Е.Е. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца.

Взыскать с Государственного Учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Корнеевой Е.Е. судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                               Т.Е. Турчина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200