18.03.2011 год Иск Васильевой О.С., Михайловой Е.С. к УФНС по ТО, ФГУП `Земельная кадастровая палата` по ТО о признании требований о подтверждегнии права собственности на земельный участок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2011 года г. Тула

Центральный районный уд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Тимашове Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1065/11 по заявлению Михайловой Е.С., Васильевой О.С. о признании требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области зарегистрировать право собственности на земельный участок для исчисления земельного налога, о подтверждении права на земельный участок предоставлением свидетельств о праве незаконными, о признании требования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о предоставлении решения Исполкома г. Тулы незаконным, о признании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка в УФНС по Тульской области незаконными, об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области предоставить сведения о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка в УФНС по Тульской области,

установил:

Михайлова Е.С. и Васильева О.С. обратились в суд с заявлением о признании требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области зарегистрировать право собственности на земельный участок для исчисления земельного налога, о подтверждении права на земельный участок предоставлением свидетельств о праве незаконными, о признании требования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о предоставлении решения Исполкома г. Тулы незаконным, о признании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка в УФНС по Тульской области незаконными, об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области предоставить сведения о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка в УФНС по Тульской области.

В обоснование заявленных требований заявители указывают на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежат 4/7 и 2/7 доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Домовладение состоит из индивидуального жилого дома площадью 181,2 кв.м и приусадебного земельного участка площадью 1254 кв.м.

Данное домовладение было образовано до 1917 года и первоначально принято на учет в БТИ г. Тулы в 1927 году. Решением Исполнительного Комитета Центрального района Совета депутатов трудящихся г. Тулы от 13.04.1949 года указанное домовладение было признано личной собственностью ФИО6

В соответствии со ст. 389 НК РФ данный земельный участок был признан объектом налогообложения, а собственники домовладения признаны плательщиками земельного налога с земельного участка площадью 1254 кв.м и все годы добросовестно и своевременно оплачивали земельный налог. Однако с 2006 года уведомления на оплату земельного налога перестали поступать.

После длительной переписки оказалось, что земельный налог с собственников домовладения сложен, так как ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области не предоставляет в налоговую инспекцию кадастровую стоимость земельного участка площадью 1254 кв.м, необходимую для исчисления земельного налога, и сведения о правообладателях данного земельного участка.

В результате собственники домовладения незаконно были лишены обязанности производить платежи за использование земельного участка.

Считают, что сложение УФНС по Тульской области земельного налога и отказ ФГУ Земельная кадастровая палата» по Тульской области предоставить в УФНС по Тульской области сведения о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м незаконны и не соответствуют действующему законодательству, поскольку:

- земельный участок площадью 1254 кв.м является ранее учтенным земельным участком, первоначально принят на учет в БТИ г. Тулы в 1927 году, не является преобразуемым и в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с кадастрового учета снят быть не может;

- собственники домовладения по <адрес> были признаны плательщиками земельного налога на праве постоянного (бессрочного) пользования и данное право за ними сохраняется и не может быть прекращено;

- собственники домовладения от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не отказывались и заявление об отказе не подавали;

- собственники домовладения никаких сделок по отчуждению домовладения после 2004 года не совершали, следовательно, право собственности за ними сохраняется.

Для исчисления земельного налога УФНС по Тульской области незаконно возлагает на них обязанность зарегистрировать право собственности на земельный участок и предоставить свидетельство о праве собственности, а ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области незаконно требует представить решение Исполкома г. Тулы от 13.04.1949 года с подтверждением актуальности данного документа для постановки земельного участка на кадастровый учет.

По их мнению данные требования являются незаконными, поскольку:

- в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона;

- в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей;

- в соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается;

- данный земельный участок является ранее учтенным земельным участком, поставленным на учет в БТИ г. Тулы в 1927 году., он не является вновь образованным и поэтому поставлен на кадастровый учет быть не может, так как постановка на кадастровый учет осуществляется в соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

В связи с этим заявители Михайлова Е.С. и Васильева О.С. просят суд:

- признать требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1254 кв.м в Управлении Росреестра для исчисления земельного налога незаконными;

- признать требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области подтвердить их право на земельный участок предоставлением свидетельств о праве на земельный участок незаконными;

- признать требования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о предоставлении решения Исполкома г. Тулы от 13.04.1949 года незаконными;

- признать отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м в УФНС по Тульской области незаконным;

- обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области предоставить сведения в УФНС по Тульской области о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м для исчисления земельного налога за 2010 год.

Заявитель Васильева О.С. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть заявление в её отсутствие, с участием её представителя по доверенности Михайловой Е.С.

Заявитель Михайлова Е.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и настаивала на их удовлетворении.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Васильевой О.С.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области по доверенности ФИО7 доводы заявления Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. не признала, в письменных возражениях указал на то, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержаться сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1254 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок внесен в ГКН на основании решения Управления Росреестра по Тульской области от 25.03.2010 года «О внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», принятом в соответствии с решением Центрального районного суда города Тулы, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. признано право собственности на земельный участок. При этом сведения о категории земельного участка и разрешенном использовании отсутствуют.

В соответствии с пунктами 69,70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка вносятся в ГКН на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В орган кадастрового учета не поступали документы, которые в установленном законом порядке, определяли бы категорию и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Определение кадастровой стоимости в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категорий земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельного участка.

Ввиду отсутствия необходимых характеристик не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельного участка.

В своем заявлении Михайлова Е.С. и Васильева О.С. просят признать требования ФГУ «ЗКП» по Тульской области предоставить решение Исполкома от 13.04.1949 года с подтверждением актуальности данного документа для постановки земельного участка площадью 1254 кв.м на кадастровый учет незаконным. Однако такие требования ФГУ «ЗКП» по Тульской области заявителям не предъявлялись. Кроме того, данный земельный участок стоит на кадастровом учете.

В связи с изложенным, считают требования заявителей незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности ФИО8 заявленные требования Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. не признал, просил отказать в удовлетворении заявления, поскольку нарушений прав и законных интересов заявителей УФНС по Тульской области не допущено. Требований заявителям о регистрации права собственности на земельный участок и представления свидетельств о праве собственности на земельный участок площадью 1254 кв.м Управление ФНС по Тульской области не выдвигало. Налоговые уведомления на уплату земельного налога направляются соответствующими Инспекциями ФНС России по Тульской области. Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Тулы налоговые уведомления на уплату земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, не направлялись, поскольку у Инспекции отсутствуют сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.

В соответствии со ст.ст. 390 и 394 НК РФ с 01.01.2006 года земельный налог рассчитывается как произведение налоговой ставки, выраженной в процентах, и налоговой базы, определяемой в качестве кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с отсутствием у Инспекции информации о налогооблагаемой базе по спорному земельному участку, Инспекция не имеет возможности начислить земельный налог.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в заявлении, и письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009 года за заявителями Васильевой О.С. и Михайловой Е.С. признано право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1254 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании решения Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года «О внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», принятого в соответствии с решением Центрального районного суда г. Тулы, вступившего в законную силу 12.01.2010 года, указанный земельный участок внесен в Государственный кадастр недвижимости. При этом сведения о категории земельного участка и разрешенном использовании отсутствуют.

Согласно ст. 1 НК РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Данная обязанность закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено, что ранее, до 01.01.2006 года, пользователям земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>: ФИО9, Михайловой Е.С., Васильевой О.С., направлялись налоговые уведомления на уплату земельного налога.

До 01.01.2006 года земельный налог начислялся и уплачивался в соответствии с Законом РФ от 11.12.1991 года № 1738-1 «О плате за землю».

В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.

Земельный налог за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, начислялся каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения (ст. 16 вышеуказанного Закона).

В соответствии с п. 12 ранее действующей Инструкции МНС РФ «По применению Закона РФ «О плате за землю» от 21.02.2000 года № 56, утвержденной приказом МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 земельный налог физическим лицам исчислялся исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Согласно п. 34 данной Инструкции учет площадей земельных участков, предоставленных физическим лицам, производился на основании данных органов жилищно-коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), а также районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков.

Судом установлено, что земельный налог до 01.01.2006 года начислялся налоговой инспекцией налогоплательщикам Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. на основании данных Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и сведений ФГУП «Ростехинвентаризация» как произведение ставки налога, утвержденной решением Тульской городской Думы от 25.09.2001 года № 57/1027 и доли площади земельного участка.

С 01.01.2006 года введена в действие глава 31 НК РФ «Земельный налог», согласно которой земельный налог установлен в качестве местного налога и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 года № 68/1311 утверждено Положение «О земельном налоге», согласно п. 1.1 которого земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим положением и обязателен к уплате на территории города Тулы.

Налогоплательщиками признаются лица, определенные в статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1.2 Положения).

Данным Положением для исчисления налога установлены налоговые ставки, выраженные в процентном отношении.

В соответствии со ст. 388 НК налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 НК РФ).

Следовательно, с 01.01.2006 года изменился порядок расчета земельного налога.

Статья 391 НК РФ устанавливает один из обязательных элементов земельного налога - порядок определения налоговой базы.

Как предусмотрено п. 4 ст. 391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На территории Тульской области сведения о кадастровой стоимости земельных участков в налоговые органы представляет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области. Сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество представляет Управление Росреестра по Тульской области.

В настоящее время у налоговой инспекции отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 1254 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается письмом УФНС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ в основу определения суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства от 08.04.2000 № 316, определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Налоговые уведомления на уплату земельного налога формируются в соответствии с информацией, получаемой налоговыми органами от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые представляют сведения о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая информацию как о самом земельном участке, так и информацию о его собственнике.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, которая проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно ст. 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

При формировании такого перечня объектов недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.

В соответствии с пунктами 69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года № 42 сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка.

Если в государственном кадастре недвижимости (ГКН) отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

В Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка или выявления ранее учтенных земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.

В судебном заседании установлено, что ввиду отсутствия необходимых характеристик земельного участка (сведения о категории земельного участка и вида разрешенного использования) в ГКН, ФГУ «Земельная кадастровая палата» не может определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1254 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Для расчета кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка заявителям необходимо представить данные сведения в ФГУ «Земельная кадастровая палата», обратившись предварительно в органы местного самоуправления для установления данному земельному участку вида разрешенного использования и определения категории земельного участка.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» не обладает полномочиями по определению вида разрешенного использования и установлению категории земель.

Советский районный суд города Тулы решением от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области), ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о признании отказа в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок незаконным, об обязании зарегистрировать земельный участок, об обязании установить категорию земли и вида разрешенного использования земельного участка, удовлетворяя требования истцов об обязании произвести государственную регистрацию их права собственности на земельный участок, вместе с тем отказал в удовлетворении требования истцов о возложении обязанности по установлению категории земли и вида разрешенного использования в отношении земельного участка, принадлежащего им на праве собственности на ФГУ «Земельная кадастровая палата», поскольку такие функции законодательством РФ не возложены на земельные кадастровые палаты. Данное решение вступило в законную силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» судам необходимо исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявители просят признать требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1254 кв.м в Управлении Росреестра для исчисления земельного налога и подтвердить права на земельный участок предоставлением свидетельств о праве на земельный участок незаконными.

Однако из представленных заявителями писем УФНС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , направленных в адрес Васильевой О.С. и Михайловой Е.С., данные обстоятельства не следуют. Из представленных писем не следует, что Управлением ФНС России по Тульской области вышеуказанные требования предъявлялись заявителям.

Как следует из пояснений представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности ФИО8, а также из содержания исследованных судом вышеуказанных писем, Управлением разъяснялось заявителям, что для исчисления земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, необходимы сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, которые представляются в налоговые органы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области, а также информация о правообладателях земельного участка, которая представляется в налоговые органы Управлением Росреестра по Тульской области, однако у Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы данные сведения отсутствуют. В соответствии со ст.ст. 390 и 394 НК РФ с 01.01.2006 года земельный налог рассчитывается как произведение налоговой ставки, выраженной в процентах, и налоговой базы, определяемой в качестве кадастровой стоимости земельного участка. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка. В связи с отсутствием у налоговой инспекции информации о налоговой базе по спорному земельному участку, Инспекция не имеет возможности начислить земельный налог.

Следовательно, действия Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области не противоречат законодательству Российской Федерации и соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Заявители также просят признать требования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о предоставлении решения Исполкома г. Тулы от 13.04.1949 года незаконным.

Однако, как следует из представленного заявителями письма Управления Роснедвижимости по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Васильевой О.С., Управление Роснедвижимости по Тульской области указывало на то, что для рассмотрения вопроса о возможности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1254 кв.м Васильевой О.С. необходимо представить в территориальный отдел Управления решение Исполкома г. Тулы от 13.04.1949 года с подтверждением актуальности данного документа. Следовательно, данные требования ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области заявителям не предъявляла.

Кроме того, спорный земельный участок стоит на кадастровом учете с кадастровым номером , поскольку внесен в государственный кадастр недвижимости на основании решения Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009 года, вступившего в законную силу 12.01.2010 года.

В связи с изложенным, требования заявителей в данной части являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Одновременно заявители просят суд признать отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м в УФНС по Тульской области незаконными и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области предоставить сведения о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м в УФНС по Тульской области для исчисления земельного налога.

Однако данные требования являются также необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку из материалов дела не следует того обстоятельства, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области отказывается представить в налоговую инспекцию вышеуказанные сведения, кроме того, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в ФГУ «Земельная кадастровая палата» отсутствуют.

Как установлено судом, в орган кадастрового учета не поступали документы, подтверждающие категорию и вид разрешенного использования спорного земельного участка, в тоже время законодатель не возлагает обязанность на земельные кадастровые палаты по установлению категории земли и вида разрешенного использования, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, куда заявителям необходимо обратиться и в последующем представить в ФГУ «Земельная кадастровая палата» документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель и установленное разрешенное использование.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Действия Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата» не противоречат законодательству Российской Федерации и соответствуют требованиям Закона.

При установленных судом обстоятельств, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание мнение представителей Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата», возражавших против заявленных требований заявителей, учитывая, что в процессе рассмотрения дела не было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права заявителей со стороны данных организаций, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Васильевой О.С. и Михайловой Е.С. не имеется.

Судом установлено, что действиями Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата» права и свободы заявителей не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 441 ГПК РФ суд,

решил:

в удовлетворении заявленных требований Михайловой Е.С., Васильевой О.С. о признании требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1254 кв.м в Управлении Росреестра для исчисления земельного налога, о подтверждении права на земельный участок предоставлением свидетельств о праве на земельный участок незаконными, о признании требования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о предоставлении решения Исполкома г. Тулы от 13.04.1949 года незаконным, о признании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м в УФНС по Тульской области незаконными, об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области предоставить сведения о кадастровой стоимости и правообладателях земельного участка площадью 1254 кв.м в УФНС по Тульской области для исчисления земельного налога за 2010 год отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий