22.04.2011 года по иску Пенкина о взыскании компенсации для оплаты стоимости путевок на оздоровление детей



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 года                                 г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1512/2011 по иску Пенкина А.В. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдых и оздоровления детей,

установил:

Пенкин А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдых и оздоровления детей за 2010 год.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 (в редакции постановления Правительства от 08.12.2010 года № 983) предусмотрено право военнослужащих на получение выплаты компенсации стоимости путевок за летний отдых на несовершеннолетних детей по месту прохождения военной службы, а военнослужащих, уволенных с военной службы, - по месту получения пенсии.

В период прохождения военной службы право на получение компенсации стоимости путевок за летний отдых детям за 2010 год на несовершеннолетнего сына им реализовано не было по причине не достижения ребенком школьного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ он как <данные изъяты> обратился в Военный комиссариат Тульской области с письменным заявлением о выплате ему указанной компенсации.

Однако письмом Военного комиссариата по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что компенсация <данные изъяты> стоимости путевок за летний отдых на несовершеннолетних детей за предыдущие годы не предусмотрена.

По мнению истца, указанный отказ является незаконным и нарушает его права, поскольку пропуск срока для обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о выплате ему компенсации стоимости путевок за летний отдых за 2010 год на его несовершеннолетнего сына им не пропущен.

В связи с изложенным истец просит суд признать действия Военного комиссариата Тульской области незаконными, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию для оплаты стоимости путевки за летний отдых за 2010 год в сумме 10800 рублей, возместить ему судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.

В судебном заседании истец Пенкин А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

Представители ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенностям ФИО5, ФИО6 в судебном заседании возражали против заявленных истцом требований, полагая, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется в связи с пропуском заявителем установленного действующим законодательством срока для обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о выплате ему компенсации стоимости путевок за летний отдых за 2010 год на его несовершеннолетнего сына.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенностям ФИО5, ФИО6, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями абз. 5 п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 25.12.2009 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.07.2010 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения: изложенный выше абзац 5 п. 4 признан утратившим силу.

Кроме того, статья 16 дополнена пунктом 4.1, в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10800 рублей на каждого ребенка.

Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящим пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации).

Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящим пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ, вступившего в силу 06.08.2010 года, действие положений пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 4.1 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.

Во исполнение приведенных выше положений закона постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 были утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, в том числе и в части осуществления выплаты для оплаты стоимости путевок их детей.

В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил военнослужащим выплата для оплаты стоимости путевок детей военнослужащих осуществляется по месту получения ими денежного довольствия. Прочим лицам, имеющим право на получение данных выплат, - по месту получения ими пенсии.

На основании абз. 1 п. 3 названных Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, действие которого согласно п. 3 данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года) для получения вышеуказанных выплат военнослужащие либо родители или законные представители детей представляют в текущем году рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты с приложением к нему соответствующих документов, в том числе копии свидетельства о рождении ребенка.

Анализ приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод, что получение военнослужащими, уволенными с военной службы, выплат для оплаты стоимости путевок детей, носит заявительный характер.

При этом выплата компенсации для оплаты стоимости путевок детей подлежит осуществлению лишь в случае обращения военнослужащего с соответствующим заявлением в текущем году. Оплата стоимости путевок детей за предыдущие периоды не предусмотрена.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Пенкин А.В. проходил военную службу.

Из копии выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пенкин А.В., состоящий в распоряжении командира войсковой части , досрочно уволенный с военной службы приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.

С ДД.ММ.ГГГГ Пенкин А.В. является <данные изъяты>.

На момент увольнения общая продолжительность военной службы Пенкина А.В. в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляла <данные изъяты> года.

По делу также установлено, что на иждивении истца находится двое несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и исходя из приведенных выше норм материального права суд приходит к выводу, что Пенкин А.В. как военнослужащий, проходивший военную службу, а впоследствии как <данные изъяты>, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, обладал правом на получение выплат за 2010 год для оплаты стоимости путевок своих несовершеннолетних детей, достигших в указанный период возраста шести лет шести месяцев (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и четырнадцати лет (ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

Из материалов дела усматривается, что истцу было взыскано указанное пособие решением Тульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на одного из детей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Имея намерение реализовать свое право на получение выплат за 2010 год для оплаты стоимости путевок на несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ Пенкин А.В. обратился с соответствующим письменным заявлением по месту получения им пенсии в Военный комиссариат, с приложением к нему необходимых документов.

Однако письмом Военного комиссариата по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что компенсация <данные изъяты> стоимости путевок за летний отдых на несовершеннолетних детей за предыдущие годы не предусмотрена.

Оценивая доводы истца о незаконности данного отказа, суд находит их несостоятельными, поскольку, как достоверно установлено по делу, обращение Пенкина А.В. в Военный комиссариат с заявлением об оплате стоимости путевок детей за 2010 год имело место лишь ДД.ММ.ГГГГ, в то время как согласно абз. 1 п. 3 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 (в редакции постановления Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, действие которого согласно п. 3 данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года), выплата компенсации для оплаты стоимости путевок детей за 2010 год подлежала осуществлению лишь в случае обращения военнослужащего с соответствующим заявлением в текущем, то есть в 2010, году.

Данный вывод подтверждается и положениями п.4 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, руководящими разъяснениями Финансово-экономического управления Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ , письмом Военного комиссариата Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о направлении сводных данных о поданных в Военный комиссариат Тульской области заявлениях от пенсионеров Министерства обороны РФ для оплаты стоимости путевок из содержания которых усматривается, что на вышеуказанные цели средства из федерального бюджета выделяются и подлежат использованию в текущем году, а их остатки, не использованные получателями бюджетных средств, в конце года списываются в федеральный бюджет.

    Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения с заявлением об оплате стоимости путевок детей за 2010 год, истцом не представлено.

    Суд не соглашается и с доводами Пенкина А.В. о том, что постановление Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983 вступило в законную силу 01.01.2011 г., в связи с чем, он не имел возможности обратиться за оспариваемой выплатой в 2010 году.

    Как следует из текста указанного постановления, оно вступает в законную силу по истечению 7 дней после дня его официального опубликования.

    Текст постановления был опубликован в «Российской газете» от 15 декабря 2010 г. № 283, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13.12.2010 г. № 50 ст. 6713.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983 вступило в законную силу 23.12.2010 года.

    Таким образом, с 23.12.2010 года по 31.12.2010 года у истца имелась возможность для обращения с заявлением о выплате компенсации на оплату путевки на сына в Военный комиссариат Тульской области, что им своевременно сделано не было.

    С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

    в удовлетворении исковых требований Пенкина А.В. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдых и оздоровления детей отказать.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Председательствующий