РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2011 года город Тула Центральный районный суд города Тулы в составе: председательствующего Калининой М.С., при секретаре Васильеве С.Ю., с участием истца Легостаева В.А., представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, по доверенности И.И.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1494/11 по иску Легостаева В.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты, и об обязании предоставить указанную меру социальной поддержки, установил: Легостаев В.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты, и об обязании предоставить указанную меру социальной поддержки. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является ветераном боевых действий и имеет соответствующее удостоверение серии <данные изъяты> №, выданное ДД.ММ.ГГГГ года Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН) РФ. В связи с этим полагает, что имеет право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Тульской области №1313-ЗТО от 25.07.2009 года «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей». 13.01.2011 года он обратился с заявлением и необходимыми документами в отдел социальной защиты населения по Привокзальному району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» для решения вопроса о предоставлении ему, как ветерану боевых действий, меры социальной поддержки в соответствии с п.6 ст.1 Закона Тульской области №1313-ЗТО от 25.07.2009 г. Согласно п. «в» ч.1 ст.7 вышеуказанного Закона ему при среднедушевом доходе семьи, состоящей из 3-х человек, до двух величин (включительно) прожиточного минимума, установленного в Тульской области, должна быть предоставлена ежегодная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей. Однако письмами № от 20.01.2011 года и № № от 17.02.2011 г. ответчики отказали ему в предоставлении указанной меры социальной поддержки, руководствуясь при этом Временным порядком реализации вышеуказанного Закона. Согласно Временному порядку реализации Закона Тульской области № 1313-ЗТО от 25.07.2009 г., установленному департаментом социального развития Тульской области, ежегодная денежная выплата предоставляется на: лечение и приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, изготовление зубных протезов гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с малообеспеченностью, приобретение материалов для косметического ремонта жилых помещений и т.д. Вместе с тем Закон Тульской области №1313-ЗТО от 25.07.09 г. не содержит вышеуказанных дополнительных условий и требований, которые давали бы право на назначение и выплату ежегодной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий. Кроме того, порядок реализации Закона, согласно ст. 9, должен быть определен Постановлением администрации Тульской области. Поскольку такое Постановление до настоящего времени не принято, полагает, что следует руководствоваться непосредственно самим содержанием Закона Тульской области № 1313-ЗТО от 25.07.09 г. и применение документа, разработанного департаментом социального развития, под названием «Временный порядок реализации» является неправомерным. Вместе с заявлением в отдел социальной защиты населения по Привокзальному району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» им были предоставлены документы, подтверждающие: факт наличия звания «ветеран боевых действий»; документы (справки) о доходах каждого члена семьи; другие документы, подтверждающие состав его семьи, справки о доходах с целью определения размера ежегодной денежной выплаты. Таким образом, на основании Закона Тульской области №1313-ЗТО от 25.07.2009 года он, будучи ветераном боевых действий, имеет право на получении меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты, а конкретно - за 2010 год в размере 3 000 рублей (при среднедушевом доходе семьи до 2-х величин (включительно) прожиточного минимума, установленного в Тульской области. Поэтому полагает, что отказ ответчиков в назначении и выплате ежегодной меры социальной поддержки является незаконным, ущемляет его права. Просил признать его право на получение меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты, обязать назначить и выплачивать ее. Признать его право на получение меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты за 2010 год в размере <данные изъяты> рублей, обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» назначить и выплатить эту сумму за 2010 год. В судебном заседании Легостаев В.А. исковые требования уточнил. Просил признать за ним, как ветераном боевых действий, право на получение предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области №1313-ЗТО от 25.07.2009 года меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты и обязать департамент социального развития Тульской области назначить и выплатить ему данную выплату за 2010 г. и 2011 г. В дополнение к ранее изложенным им в иске основаниям, которые он поддержал в судебном заседании, пояснил, что в 2010 г. в органы социальной защиты населения с заявлением о выплате ежегодной денежной выплаты он не обращался, полагая, что обратившись в 2011 г. ему будет произведена выплата за 2010 год. Представитель ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности - И.И.Е. в судебном заседании пояснил, что исковые требования Легостаева В.А. признает частично. Указал, что право Легостаева В.А., как ветерана боевых действий, на получение в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО мер социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты никем не оспаривается. Вместе с тем полагает, что поскольку Легостаев В.А. обратился за данной выплатой в органы социальной защиты населения в январе 2011 г., она может быть выплачена ему только за текущий, 2011 год, а не за 2010 г. как просит истец, поскольку назначение выплаты носит заявительный характер. Также пояснил, что в соответствии с разработанным департаментом социального развития Тульской области Временным порядком реализации Закона ТО, которым они руководствуются, предусмотренные ст. 7 Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО выплаты ветеранам боевых действий производятся департаментом социального развития ТО. Представитель ответчика - департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Департамента социального развития Тульской области. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Легостаева В.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями). В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей". Согласно п. 6 ст. 1 названного Закона право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны боевых действий, постоянно проживающие на территории Тульской области. В силу п.1 ст. 7 Закон Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежегодная денежная выплата в следующих размерах: а) при среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже или равном половине величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, - 5000 рублей; б) при среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) от половины до величины (включительно) прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, - 4000 рублей; в) при среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) от величины до двух величин (включительно) прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, - 3000 рублей; г) при среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) от двух до двух с половиной величин (включительно) прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, - 2000 рублей; д) при среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) от двух с половиной до трех величин (включительно) прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, - 1000 рублей; 2) обеспечение путевкой для летнего отдыха (в том числе членов их семей (супруги, супруга, несовершеннолетних детей) при среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), не превышающем трех величин прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области. Как следует из материалов дела и установлено судом, Легостаев В.А. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) и ответчиками не оспаривалось. 12.01.2011 г. Легостаев В.А. обратился в отдел социальной защиты населения по Привокзальному району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» с заявлением (л.д. 5) о предоставлении ему, как ветерану боевых действий, мер социальной поддержки, предусмотренных п. «в» ч. 1 ст. 7 Закон Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, в виде ежегодной денежной выплаты в размере 3000 рублей, указав, что среднедушевой доход его семьи не превышает двух величин (включительно) прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, а также приложил документы, подтверждающие изложенные им в заявлении обстоятельств (копию удостоверения «Ветеран боевых действий», справки о среднемесячном доходе семьи и др.). Однако письмом отдела социальной защиты населения по Привокзальному району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» от 20.01.2011 г. в удовлетворении его просьбы было отказано со ссылкой на разработанный департаментом социального развития ТО Временный порядок реализации Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, в силу которого ежегодная денежная выплата предоставляется гражданам, имеющим право на ее получение в соответствии с Законом, на: лечение и приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, изготовление зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики); дополнительную социальную поддержку гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с малообеспеченностью; приобретение материалов для косметического ремонта жилых помещений; приобретение школьных принадлежностей (учебников, канцелярских товаров, ранцев, портфелей) для несовершеннолетних детей инвалидов и ветеранов боевых действий, детей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий; ремонт памятников, надгробий и ограждений на захоронениях погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий (п. 11 Порядка). Для получения ежегодной денежной выплаты заявители представляют в территориальные органы департамента социального развития Тульской области по месту постоянного жительства следующие документы: а) личное заявление с указанием личного счета, открытого в установленном порядке в кредитных учреждениях; б) документы, подтверждающие факт принадлежности к указанным в Законе категориям граждан, имеющим право на ежегодную денежную выплату; в) сведения о доходах каждого члена семьи (за три месяца, предшествующих месяцу обращения); г) сведения о составе семьи; д) документы, подтверждающие факт родства (для родителей и вдов В письме указано, что из представленных Легостаевым В.А. документов следует, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения и семья не является малообеспеченной. На обращение Легостаева В.А. по вопросу предоставления ежегодной денежной выплаты в департамент социального развития Тульской области, Департаментом 17.02.2011 г. был дан ответ № №, из которого следует, что рассмотреть вопрос о назначении ветерану боевых действий ежегодной денежной выплаты без соблюдения установленного порядка органы социальной защиты населения правовых оснований не имеют (л.д. 9). Вместе с тем, как следует из ст.7 Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, право ветеранов боевых действий на меру социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты законодатель субъекта Федерации связывает лишь с размером среднедушевого дохода семьи и не ограничивает приобретение этого права какими-либо иными обстоятельствами, ссылка на которые содержится во Временном порядке. Принимая во внимание, что разработанные департаментом социального развития ТО положения п.11, 13 Временного порядка в той части, в которой они необоснованно ограничивают круг лиц, являющихся ветеранами боевых действий (целевой порядок предоставление выплаты, нахождение в трудной жизненной ситуации в связи с малообеспеченностью), на получение ежегодной денежной выплаты, противоречат Закону Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, суд полагает, что ссылка на них, как на основание для отказа Легостаеву В.А. в назначении установленной ст. 7 указанного Закона ежегодной денежной выплаты, является незаконной. Кроме того, Временный порядок реализации Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, которым руководствовались ответчики, разработан и утвержден департаментом социального развития ТО, а не администрацией Тульской области, как того требуют положения ст. 9 Закона. Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО администрацией Тульской области до настоящего времени не принят. Судом установлено, что ответчики, при отсутствии утвержденного постановлением администрации Тульской области Порядка реализации Закона ТО от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, руководствовались утвержденным департаментом социального развития ТО Временным положением, из которого усматривается, что величина прожиточного минимума на душу населения, установленного в Тульской области, рассчитывается исходя из дохода семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения. При этом при определении размера ежегодной денежной выплаты среднедушевой доход семьи заявителя сравнивается с величиной прожиточного минимума, установленного в Тульской области на душу населения. Данные положения Временного порядка лицами, участвующими в деле, не оспаривались. Из представленных Легостаевым В.А. документов (свидетельство о рождении Л.В.В., л.д.14), справок о доходе семьи за октябрь, ноябрь, декабрь 2010 г. (л.д. 16,17,18) усматривается, что среднедушевой доход семьи заявителя не превышает двух величин (включительно) прожиточного минимума на душу населения, установленного Постановлением администрации Тульской области от 17.02.1011 г. № 80 за 4 квартал 2010 г., что ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не оспаривалось, а потому истец, будучи ветераном боевых действий, в соответствии с п. «в» ст. 7 Закона ТО от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО имеет право на получение ежегодной денежной выплаты в размере 3000 рублей в предоставлении которой ему необоснованно было отказано. Судом установлено, что предусмотренная Законом ТО от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО ежегодная денежная выплата ветеранам боевых действий осуществляется департаментом социального развития Тульской области, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, а потому именно на Департамент должна быть возложена обязанность по ее выплате Легостаеву В.А. Вместе с тем суд полагает, что ежегодная денежная выплата в размере <данные изъяты> рублей должна быть произведена Легостаеву В.А. за 2011 год, а требования истца о ее выплате за 2010 год подлежат отклонению, поскольку с заявлением о выплате последний обратился в январе 2011 года. Ранее, как пояснил в судебном заседании Легостаев В.А., с заявлением о предоставлении данной выплаты он не обращался. Согласно ст. 10 Закона ТО от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО, финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Тульской области. Из содержания п.4 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ усматривается, что средства из бюджета выделяются и подлежат использованию в текущем году, а их остатки, не использованные получателями бюджетных средств, в конце года списываются. По смыслу ст. 7 Закона ТО от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО ежегодная денежная выплата ветеранам боевых действий носит заявительный характер и может быть назначена только при предоставлении лицом, имеющим статус ветерана боевых действий, документов, подтверждающих среднедушевой доход его семьи, а потому не может быть выплачена за прошлое время. Поскольку Легостаев В.А. обратился за такой выплатой только в 2011 г., данная выплата должна быть произведена ему за 2011 год. Оснований для выплаты Легостаеву В.А. указанной компенсации за 2010 год суд не усматривает. По тем же основаниям суд не может возложить на ответчиков обязанность по выплате Легостаеву В.А. ежегодной денежной выплаты как ветерану боевых действий на будущее время. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Легостаева В.А. удовлетворить частично. Признать за Легостаевым В.А. право на получение ежегодной денежной выплаты в соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО "О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей". Обязать Департамент социального развития Тульской области произвести Легостаеву В.А. ежегодную денежную выплату в соответствии с п. «в» п.1 ст. 7 Закона Тульской области от 25.07.2009 г. № 1313-ЗТО "О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей" за 2011 год в размере <данные изъяты>) рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Легостаеву В.А. отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий
погибших (умерших) (п.13 Порядка).