Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Сеничевой А.Н.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1563/11 по иску Крент И.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на его присвоение, обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Крент И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении звания «Ветеран труда», признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В обоснование своих требований Крент И.В. указала, что она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы. Однако получила отказ в связи с тем, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может считаться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Просила суд признать незаконным решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец Крент И.В. исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО3 иск не признал и просит отказать в его удовлетворении за необоснованностью.
Суд, выслушав участников по делу, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Крент И.В. имеет трудовой стаж 25 лет, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке (л.д. 11), Крент И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, в должностях <данные изъяты>, что также подтверждено справкой Тульского областного союза потребительских обществ № 31 от 20.04.2011 года, и свидетельствует, что стаж истца в системе потребительской кооперации Российской Федерации составляет 10 лет.
Согласно справке от 18.04.2011 года, выданной ООО «<данные изъяты>» общий трудовой стаж Крент И.В. составляет более 25 лет,
Согласно наградному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ № Крент И.В. награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
Вышеуказанное удостоверение подписано председателем Совета Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации, данная подпись скреплена соответствующей печатью.
16.03.2011 года Крент И.В. обратилась в отдел социальной защиты населения по Центральному району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Начальником отдела принято решение об отказе Крент И.В. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к рассмотрению на присвоение звания «Ветеран труда» принимаются документы подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации.
В решении от 18.03.2011 года № 25-14/736 отдел социальной защиты населения по Центральному району указал на то, что награда – значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», врученная от имени Центросоюза России не является ведомственным знаком отличия в труде и не может быть принята к рассмотрению для присвоения звания «Ветеран труда».
Отказ Крент И.В. в присвоении звания «Ветеран труда» суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, на чем настаивали представители ответчиков, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.
Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Как следует из положений ст.ст.1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер.
Изложенное свидетельствует о том, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.
Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).
Постановлением Совета Центросоюза РФ от 26.07.2002 г. «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым указанным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности.
Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов.
Таким образом, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде.
Как следует из материалов дела Крент И.В. награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в связи с чем ей выдано соответствующее удостоверение подписанное председателем Совета Центросоюза РФ.
Доводы ответчика, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Крент И.В. была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и ей было выдано соответствующее удостоверение, подписанное председателем Совета Центросоюза РФ
Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», может быть признан таковым, поскольку он присвоен за длительную и безупречную работу.
Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания "Ветеран труда" наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки и указано, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается, в том числе и значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2, 57 Конституции Российской Федерации.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства права будет уважаться властями и будет реализовано.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что Крент И.В. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Центральному району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающим право на присвоение звание «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Центральному району г. Тулы департамента социального развития Тульской области об отказе в присвоении Крент И.В. звания «Ветеран труда» является незаконным.
В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.
В связи с этим суд считает необходимым и возможным признать за Крент И.В. право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» выдать Крент И.В. удостоверение «Ветеран труда».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Крент И.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Крент И.В. звания «Ветеран труда».
Признать за Крент И.В. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Крент И.В. звание «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий