РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года г.Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Сеничевой А.Н.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1808/11 по заявлению Филатова С.В. о признании недействительными решения Тульской городской Думы,
установил:
Филатов С.В. обратился в суд с заявлением об отмене и признании недействующими решений Тульской городской Думы № 22/423 от 21.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования город Тула» и № 22/424 от 21.03.2011 года «О составе конкурсной комиссии по подготовке и проведению конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования горда Тулы», указав в обоснование заявленных требований, что названные решения приняты в нарушение его прав и законных интересов.
Указанные решения были приняты взамен ранее принятых на 19-м экстренном заседании Тульской городской Думы решений № 19/407 от 22.02.2011 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы» и № 19/408 от 22.02.2011 года «Об утверждении численности и состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы».
Принятие новых решений изменило состав конкурсной комиссии, не меняя сути этих решений. В прежний состав конкурсной комиссии входили представители всех депутатский объединений, созданных в Тульской городской Думе. В новый состав конкурсной комиссии не был включен представитель депутатской группы «ЯБЛОКО – Совет домовых комитетов», к числу которых относится заявитель.
Заявитель Филатов С.В. считает, что оспариваемыми решениями нарушено его право, как члена депутатской группы «ЯБЛОКО – Совет домовых комитетов», на участие в конкурсной комиссии. В обоснование указанных доводов заявитель ссылается на п.1 ст. 22 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», согласно которой избирательные комиссии муниципальных образований формируются на основе предложений политических партий, полагая, что данная норма может быть применена по аналогии.
Филатов С.В. считает, что Тульская городская Дума приняла решение исключительно с намерением ущемить его в избирательных правах, а также злоупотребила своим правом в виде необоснованной отмены решения № 19/408 от 22.02.2011 года «Об утверждении численности и состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы» и принятия решения № 22/424 от 21.03.2011 года «О составе конкурсной комиссии по подготовке и проведению конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования город Тула», что является нарушением п.1 ст. 10 ГК РФ.
На основании изложенного просил суд отменить решения Тульской городской Думы №22/423 от 21.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования город Тула» и № 22/424 от 21.03.2011 года «О составе конкурсной комиссии по подготовке и проведению конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования город Тула» и признать их недействующими ввиду ущемления его избирательных прав.
В ходе судебного разбирательства Филатов С.В. уточнил заявленные требования, согласно которым просил признать указанные решения недействительными по вышеизложенным основаниям.
В судебном заседании заявитель Филатов С.В. поддержал уточненные требования и просил удовлетворить.
Представитель Тульской городской Думы по доверенности Якубовская М.Е. заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что решением Центрального районного суда г. Тулы от 21.03.2011 года признаны незаконными действия Главы муниципального образования город Тула по созыву и проведению 22.02.2011 года 19-го экстренного заседания Тульской городской Думы, а 19-е экстренное заседание Тульской городской Думы признано незаконным.
Принятые на указанном экстренном заседании решения Тульской городской Думы № 19/407 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы» и № 19/408 «Об утверждении численности и состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы» были отменены на 20-м заседании Тульской городской Думы, состоявшемся 02.03.2011 года, в связи с принесением протеста прокуратуры г. Тулы.
Считает ссылку заявителя в обоснование заявленных требований на ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необоснованной, поскольку порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Тула, урегулирован соответствующими нормативно-правовыми актами, в которых не предусмотрен принцип формирования конкурсной комиссии с учетом партийной принадлежности кандидата в члены комиссии.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с проведением конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Тула, урегулированы следующими нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 5 ст. 53 Устава муниципального образования город Тула порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
В соответствии с указанными нормативными актами общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
Каких-либо требований относительно обязательного включения в состав конкурсной комиссии представителей всех представленных в представительном органе муниципального образования депутатских групп в законе и уставе не содержится.
Решением Тульской городской Думы от 09.09.2009 года № 74/1594 утверждено Положение «Об условиях и порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Тула».
Разделом 4 Положения регламентирован порядок создания и деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса.
Согласно указанному Положению количество членов и состав конкурсной комиссии утверждаются отдельным решением Тульской городской Думы в соответствии с действующим законодательством.
В п. 4.3 Положения указано, что членами конкурсной комиссии могут быть назначены граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, удовлетворяющие требованиям не ниже требований, предъявляемых к участникам конкурса, определенных пунктом 2.1 статьи 2 настоящего Положения.
При этом требования относительно обязательного включения в состав конкурсной комиссии представителей всех депутатских групп Положение не содержит.
Таким образом, доводы истца об ущемлении его прав на представление депутатской группы «ЯБЛОКО - Совет домовых комитетов» в составе конкурсной комиссии, являются необоснованными.
Кроме того, как следует из протокола заседания Тульской городской Думы от 21.03.2011 года, в ходе заседания Тульской городской Думы от Филатова С.В. поступило предложение о включении в состав конкурсной комиссии депутата Тимакова В.В., также являющегося представителем депутатской группы «ЯБЛОКО - Совет домовых комитетов».
Однако депутаты проголосовали за ранее предложенный список кандидатов в члены комиссии, в который Тимаков В.В. не вошел.
Каких-либо предложений о включении в состав конкурсной комиссии кандидатуры Филатова С.В. в ходе заседания Думы не имелось.
Таким образом, Тульская городская Думы, как представительный орган муниципального образования г.Тула, реализовала предоставленное законом право формирования конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы.
Применение для урегулирования указанной процедуры по аналогии иного законодательства, в том числе ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая, по мнению заявителя, применима в данных правоотношениях, не допустимо.
Как установлено ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Однако как было установлено судом, порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Тула урегулирован специальными нормами, как федерального, так и муниципального законодательства.
Оснований полагать, что Тульская городская Дума злоупотребила правом, отменив принятые 22.02.2011 года на 19-м экстренном заседании решения № 19/407 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы» и № 19/408 «Об утверждении численности и состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Тулы», не имеется.
Названные решения Тульской городской Думы в связи с поступлением протеста прокуратуры г. Тулы были отменены на 20-м заседании Тульской городской Думы, состоявшемся 02.03.2011 года, решением № 20/413 «Об отмене решений Тульской городской Думы №№ 19/401, 19/402, 19/403, 19/404, 19/405, 19/407, 19/408, принятых на 19-м экстренном заседании Тульской городской Думы 22.02.2011 года»
Кроме того, решением Центрального районного суда г. Тулы от 21.03.2011 года признаны незаконными действия Главы муниципального образования город Тула по созыву и проведению 22.02.2011 года 19-го экстренного заседания Тульской городской Думы, а 19-е экстренное заседание Тульской городской Думы, состоявшееся 22.02.2011 года, также признано незаконным. Данное решение суда вступило в законную силу 01.04.2011 года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции Тульской городской Думы, не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя Филатова С.В.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Филатова С.В. о признании недействительными решения Тульской городской Думы № 22/423 от 21.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования город Тула» и № 22/424 от 21.03.2011 года «О составе конкурсной комиссии по подготовке и проведению конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования горда Тулы» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий: