решение от 25.04.2011 г. по иску Артамонова В.К.к Военному комиссариату Тульской области, Министерству финансов РФ о перерасчете получаемых сумм возмещения вреда здоровью в связи с изменением процента утраты трудоспособности



Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    25 апреля 2011 года                                          г. Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего Голомидовой И.В.,

        при секретаре Скворцовой Л.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1446/11 по иску Артамонова В.К. к Военному комиссариату Тульской области, Министерству финансов РФ о перерасчете получаемых сумм возмещения вреда здоровью в связи с изменением процента утраты трудоспособности,

    установил:

Артамонов В.К. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области, о перерасчете получаемых сумм возмещения вреда здоровью в связи с изменением процента утраты трудоспособности, указав, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в июне-июле 1987 года. В период работ по ликвидации аварии на ЧАЭС получил увечье, в связи с чем в ноябре 1998 года был признан инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%. С 22.12.2010 года на основании справки МСЭ-2009 ему установлена 1 группа инвалидности с утратой трудоспособности 100 %.

Однако Военным комиссариатом Тульской области не произведен перерасчет сумм возмещения вреда с 01.01.2011 года с учетом изменения процента утраты трудоспособности.

Просит суд взыскать с Военного комиссариата Тульской области за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность за период с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года в сумме 22 128 рублей 60 копеек. Обязать Военный комиссариат Тульской области за счет средств федерального бюджета выплачивать ему, начиная с 01.05.2011 года ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью в размере 27660 рублей 73 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Истец Артамонов В.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Артамонова В.К. по доверенности Мурзин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил удовлетворить.

Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Журавлева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в иске просила отказать на том основании, что Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрен перерасчет сумм возмещения вреда в зависимости от процента утраты трудоспособности.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

    Прокурор в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.

    Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Артамонов В.К. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в связи с чем ему выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Из решения Центрального районного суда г. Тулы от 29.12.2008 года, вступившего в законную силу, усматривается, что на основании справки сер. МСЭ-2001 от 11.11.2003 года, справки сер. МСЭ-2001 от 11.11.2003 года Артамонов В.К. являлся инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80 %, в связи с чем указанным решением суда ему с 01.01.2009 года была исчислена сумма в возмещение вреда из заработка за 12 месяцев перед получением группы инвалидности с учетом утраты трудоспособности 80% с последующей индексацией, и установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 16413 рублей 46 копеек.

Таким образом, в силу указанного решения суда назначенная истцу ко взысканию ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с учетом индексации с 01.01.2010 года составляла 20 778 рублей 01 копейку (л.д. 13).

Согласно справки МСЭ-2009 от 04.02.2011 года после прохождения освидетельствования Аратмонову В.К. была установлена 1 группа инвалидности и с 22.12.2010 года степень утраты трудоспособности 100 % (л.д. 10-11).

При этом перерасчет сумм возмещения вреда с учетом изменения процента утраты трудоспособности произведен не был, о чем свидетельствует справка Военного комиссариата Тульской области (л.д. 13), согласно которой сумма возмещения вреда за период с 01.01.2011 года выплачивалась Аратмонову В.К. в сумме 22128,58 рубл. с учетом коэффициента индексации на 2011 год - 1,065.

Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004 года) «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, согласно которым возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.

Однако, анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что на момент внесения вышеуказанных изменений Теплов В.Ю. уже получал возмещение вреда, причиненного его здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом процента утраты трудоспособности.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 (в настоящее время пункт 15) части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья (инвалидности), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан.

При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

Поскольку с 22.12.2010 года истцу было установлено увеличение степени утраты трудоспособности 100%, и он уже ранее получал суммы возмещения вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиваться.

Истцом представлен расчет, согласно которому недополученная сумма возмещения вреда за период с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года составляет 22 128 рублей 60 копеек.

Суд, проверив указанный расчет, находит его верным, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению путем установления ежемесячной суммы возмещения вреда начиная с 01.05.2011 года в размере 27660 рублей 73 копеек, и взысканию задолженности по возмещению вреда за период с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года в размере 22128 рублей 60 копеек.

    В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностными лицами этих органов подлежат возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ.

Порядок финансирования определен Правилами финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г года N 542.

В соответствии с п. 6 Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

С учетом изложенного взыскиваемые суммы подлежат взысканию с Военного комиссариата Тульской области за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец просил взыскать расходы на представителя в сумме 5000 рублей, что подтверждено квитанцией от 18.03.2011 года (л.д. 14).

С учетом разумности, принципа пропорциональности взыскания судебных расходов суд считает возможным данное требование истца удовлетворить частично и взыскать в его пользу 2000 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

иск Артамонова В.К. удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Тульской области за счет средств федерального бюджета в пользу Артамонова В.К. задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда за период с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года в размере 22128 рублей 60 копеек.

Установить Артамонову В.К. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с 01.05.2011 года в размере 27660 рублей 73 копейки, возложив на Военный комиссариат Тульской области обязанность последующей индексации указанной суммы в предусмотренном законодательством порядке.

Обязать Военный комиссариат Тульской области производить выплату за счет средств федерального бюджета Артамонову В.К. суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.05.2011 года в размере 27 660 рублей 73 копеек с последующей индексацией указанной суммы в предусмотренном законом порядке.

Взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Артамонова В.К. судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 2000 рублей.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Центральный районный суд г.Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий