РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 мая 2011 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Шмелевой М.И.,
с участием истца Ворона В.П., представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1933/11 по иску Ворона В.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление,
установил:
Ворон В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером <данные изъяты> и имеет право на получение пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С ДД.ММ.ГГГГ он имеет удостоверение «Ветеран боевых действий», а с ДД.ММ.ГГГГ – «Ветеран труда».
По мнению истца, он как ветеран труда силу ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.) имеет право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки.
Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался 15 апреля 2011 года, ему было отказано.
В силу изложенного истец просит удовлетворить его требования в полном объеме, признав его право на получение названной меры социальной поддержки и обязать Государственной учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ему ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В судебном заседании истец Ворон В.П. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования Ворона В.П. не признала, просила в их удовлетворении отказать, считая их необоснованными, поскольку истец получает меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», а поэтому по Закону Тульской области не вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении названной выше меры социальной поддержки, истец сослался на то, что он является пенсионером <данные изъяты>, и имеет удостоверения – от ДД.ММ.ГГГГ - «Ветеран боевых действий», от ДД.ММ.ГГГГ - «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление такой меры социальной поддержки как получение ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, в чем ему, как он указывает, ГУ УСЗН г. Тулы было неправомерно отказано.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ворон В.П. является пенсионером <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена и выплачивается пенсия, что подтверждается копией удостоверения серии ГР №.
Право на получение указанной пенсии у него возникло в соответствии со статьями 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В <данные изъяты> года истец Ворон В.П. был признан ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии БК №, выданным Военным комиссариатом Привокзального района г. Тулы.
С ДД.ММ.ГГГГ Ворон В.П. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии Т-11 №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Ворон В.П. как ветеран боевых действий имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в т.ч. по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в т.ч. членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Статьей 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 3 п. 4 ст. 23.1 указанного Федерального Закона, ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", установлена в размере 1 699 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (п.5 ст. 23.1 названного Федерального Закона).
Материалами дела подтверждено, что Ворон В.П. по настоящее время является получателем ежемесячной денежной выплаты и льготной скидки по возмещению расходов на оплату жилья по категории «ветераны боевых действий» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Туле, сообщениями Военного комиссариата Тульской области и ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы», имеющимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании.
Кроме того, указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании и истцом, подтвердившим, что он как ветеран боевых действий является получателем ежемесячной денежной выплаты и имеет льготу по возмещению расходов на оплату жилья
Таким образом, Ворон В.П. воспользовался правом на получение указанных мер социальной поддержки в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установивший категорию лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Из материалов дела следует, что Ворон В.П. как ветеран боевых действий, воспользовавшийся в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обратился в суд с требованием о признании за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услугу, установленных органами местного самоуправления.
Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), действие настоящего Закона на него не распространяется.
Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению не признавалась.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что поскольку Ворону В.П. как ветерану боевых действий предоставлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями), то оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не имеется.
При изложенных основаниях суд приходит к выводу о том, что заявленные Вороном В.П. исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Ворону В.П. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий