РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Сеничевой А.Н.,
с участием прокурора Алексеева Д.О.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525/11 по иску Администрации города Тулы к Вадениной Т.М., Муханову С.Н., Муханову Р.С., Мухановой Л.Т. о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
установил:
Администрация г. Тулы обратилась в суд с иском к Вадениной Т.М., Муханову С.Н., Муханову Р.С., Мухановой Л.Т. о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, ссылаясь на тот факт, что Ваденина Т.М. является нанимателем муниципального жилого помещения - однокомнатной квартиры общей площадью 30,8 кв.м по адресу: <адрес>. Вместе с ответчиком зарегистрированы и проживают Муханов С.Н., Муханов Р.С. и Муханова Л.Т.
Решением райисполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, где проживают ответчики, признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации г. Тулы от 21.07.2010 года № 2364 "О внесении изменений в Постановление администрации города Тулы от 08.05.2009 года № 1194 и признании утратившими силу Постановлений администрации города Тулы от 05.02.2010 года № 455 и от 12.03.2010 года № 835" была утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда в городе Туле на 2009 - 2010 годы", данный дом был включен в указанную программу со сроком отселения в 2010 году.
Также данный дом Постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 года № 252 "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год" включен в региональную программу по переселению граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в настоящее время переселение граждан из аварийного жилого фонда осуществляется за счет средств указанного фонда.
С целью отселения ответчиков из жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства администрацией города Тулы было приобретено жилое помещение - однокомнатная квартира № в доме - новостройке по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м.
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № указанная квартира была предоставлена ответчикам по договору социального найма.
07.12.2010 года ответчики были уведомлены администрацией города Тулы о переселении в срок до 17.12.2010 года, однако, до настоящего времени ответчики не переселились из занимаемого жилого помещения, признанного постановлением администрации города Тулы от 29.11.2010 года № 3637 аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, администрацией города Тулы взамен подлежащему сносу жилому помещению - однокомнатной квартиры общей площадью 30,8 кв.м по адресу: <адрес> ответчикам было предоставлено изолированное жилое помещение в доме - новостройке, от переселения в которое они уклоняются.
Просил суд выселить Ваденину Т.М., Муханова С.Н., Муханова Р.С., Муханову Л.Т. из жилого помещения - однокомнатной квартиры общей площадью 30,8 кв.м по адресу: <адрес> благоустроенное изолированное жилое помещение — однокомнатную квартиру № в доме - новостройке по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м.
В судебном заседании представитель истца - Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. поддержал заявленные исковые требования по тем же основаниям, что вопрос о предоставлении ответчикам жилого помещения должен разрешаться в соответствии с положениями ст.ст. 84-86, 89 ЖК РФ. Предоставляемое им жилое помещение отвечает всем требованиям, предъявляемым к его благоустроенности, соразмерно общей площади жилого помещения, приходящейся на семью ответчиков.
В судебном заседании ответчики Ваденина Т.М., Муханова Л.Т., Муханов Р.С., представитель ответчика Мухановой Н.Т. по ордеру адвокат Щелокова И.К. иск не признали, пояснив, что предоставляемое им жилое помещение не соответствует требованиям благоустроенности, поскольку имеет одну комнату площадью 16,9 кв.м, в которой невозможно разместить кровати на всех членов семьи, другую необходимую для нормального проживания мебель, поскольку в ней скошен угол, кроме того в квартире имеется кухня-ниша без окон и она совмещена с единственной жилой комнатой. Кухня не оснащена плитой, в квартире отсутствует кладовая. Просили суд исковые требования Администрации г. Тулы оставить без удовлетворения.
Ответчик – Муханов С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Суд, выслушав объяснения участников по делу, заключение прокурора, который счел возможным в заявленном иске отказать, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Как следует из выписки из Единого реестра муниципального имущества г.Тулы от 23.12.2010 года однокомнатная квартира общей площадью 30,8 кв.м по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности (л.д.6).
Согласно выписки из домовой книги от 21.09.2010 года в указанной квартире проживают по договору найма Ваденина Т.М. - с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын Муханов С.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ, внук Муханов Р.С. – с ДД.ММ.ГГГГ, жена сына Муханова Л.Т. – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Лицевой счет открыт на нанимателя квартиры – Ваденину Т.М. (л.д.8).
Решением райисполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации г. Тулы от 21.07.2010 года № 2364 "О внесении изменений в Постановление администрации города Тулы от 08.05.2009 года № 1194 и признании утратившими силу Постановлений администрации города Тулы от 05.02.2010 года № 455 и от 12.03.2010 года № 835" была утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда в городе Туле на 2009 - 2010 годы", данный дом был включен в указанную программу со сроком отселения в 2010 года.
Также данный дом Постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 года № 252 "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2010 год" включен в региональную программу по переселению граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в настоящее время переселение граждан из аварийного жилого фонда осуществляется за счет средств указанного фонда.
С целью отселения ответчиков из жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства администрацией города Тулы было приобретено жилое помещение - однокомнатная квартира № в доме - новостройке по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м.
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № указанная квартира была предоставлена ответчикам по договору социального найма (л.д.11).
07.12.2010 года ответчики были уведомлены администрацией города Тулы о переселении в срок до 17.12.2010 года, однако, до настоящего времени не переселились из занимаемого жилого помещения.
В силу статьи 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьям 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади, которой менее ранее занимаемого.
В силу статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Закрепленный в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
В этой связи ограничительное толкование положений статьи 89 ЖК РФ, допущенное представителем Администрации г. Тулы, в соответствии с которым при разрешении спорных правоотношений надлежит учитывать лишь соответствие общей площади предоставляемого помещения по отношению к общей площади помещения, из которого надлежит переселить истцов, ведет к нарушению прав ответчиков.
Как следует из выписки из лицевого счета на квартиру по адресу: <адрес>, а также техпаспорта общая площадь занимаемого ответчиками жилого помещения составляет 30,8 кв.м., на которую приходится 19,3 кв.м жилой площади.
Предоставляемая ответчикам квартира <адрес> имеет общую площадь 31,4 кв.м, из которой жилая площадь – 16,9 кв.м.
Таким образом, предоставляемая ответчикам квартира имеет меньшую жилую площадь на 2,4 кв.м.
Оценивая потребительские свойства предоставляемого истцам жилого помещения с точки зрения благоустроенности, суд принимает во внимание то обстоятельство, что указанное жилое помещение имеет меньшую жилую площадь, что с учетом четверых проживающих, значительно ухудшает условия их проживания.
Кроме того, согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом <данные изъяты> ФИО11, предоставляемая ответчикам квартира не соответствует требованиям благоустроенности по причине заниженного метража для проживания семьи из четырех человек.
В частности, в заключении эксперта указано, что согласно п. 5.6 СНиП 31-01-2003 габариты предоставляемого жилья (квартиры №) не обеспечивают размещение необходимого набора предметов мебели и оборудования с учетом требований эргономики.
Данный вывод эксперта суд признает обоснованным, поскольку соответствует реальным размерам единственной жилой комнаты в предоставляемой квартире, размер которой не позволяет установку мебели первой необходимости - кроватей, шкафа, стола и стульев на семью из четырех человек.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о неравнозначности предоставляемого жилого помещения жилому помещению, занимаемому ответчиками, в связи с чем, суд считает необходимым в иске Администрации города Тулы отказать.
Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что предоставляемая ответчикам квартира соответствует всем необходимым требованиям благоустроенности потому что проектная документация на жилой <адрес> получила положительное заключение государственной экспертизы, по тем основаниям, что данная экспертиза не имеет своей целью проверку благоустроенности жилых помещений дома.
При этом суд полагает, что благоустроенность – это характеристика жилого помещения применительно к необходимым условиям проживания определенного круга лиц, к которому в данном случае относится семья ответчиков.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Администрации города Тулы к Вадениной Т.М., Муханову С.Н., Муханову Р.С., Мухановой Л.Т. о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий