Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Рахаеве Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фатуева Владимира Дмитриевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об установлении права на получение компенсационных выплат и льгот, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за проживание в зоне с правом на отселение и обязании назначить указанные выплаты,
у с т а н о в и л:
Фатуев В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и обязании предоставить указанные меры.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес>, которые распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 г. № 237-р отнесены к зоне с льготным социально-экономическим статусом ик зоне проживания с правом на отселение.
ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано удостоверение о правах на компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для лиц, проживающих в зоне с правом на отселение.
По его утверждению, он постоянно проживал (работал) на территории с правом на отселение и не выезжал в течение периода воздействия радиации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Полагая, что указанные обстоятельства дают ему право на получение мер социальной поддержки, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отдел социальной защиты населения по Центральному району г. Тулы с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на том основании, что эта выплата установлена для граждан постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ году он добровольно выехал из зоны с льготным социально-экономическим статусом, следовательно, действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на него распространяются.
Считает, что данные выводы ответчика противоречат положениям Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 18 которого установлена градация размеров ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания в зоне с правом на отселение.
В силу изложенного, просил суд признать его право на получение социальной меры поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как гражданину, проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ему ежемесячную денежную выплату начиная с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил заявленные требования и, полагая, что он имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указал на то, что разделом 2 указанного Закона определены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Считал, что проживая в <адрес> и <адрес>, он подвергся воздействию радиации, следовательно, приобрел право на компенсационные выплаты и предусмотренные законодательством льготы. По его мнению, право на возмещение вреда предусмотрено выданным ему удостоверением. Следовательно, он должен быть отнесен к категории граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-ФЗ.
Просил суд установить его право на получение компенсационных выплат и льгот как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за проживание в зоне с правом на отселение в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ему компенсационные выплаты начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Фатуев В.Д. и его представитель по доверенности Мещеркина Н.Д. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Ермолова О.В. заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, пользуются правом на получение ежемесячной денежной выплаты. Согласно представленным документам Фатуев В.Д. зарегистрирован в городе Тула, который Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не включен.
В связи с этим, правом на получение льгот и компенсаций пользуются только граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне радиоактивного загрязнения, следовательно, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения истца Фатуева В.Д., его представителя по доверенности Мещеркину Н.Д., представителя ответчика по доверенности Ермолову О.В., исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, Фатуев В.Д. просит суд признать его право на получение компенсационных выплат, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как гражданину, проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение.
Согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства (ст. 2).
Частью 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Статьей 13 указанного Закона РФ № 1244-1 предусмотрены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие указанного Закона, к числу которых относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории проживания с правом на отселение (п. 7 ст. 13 Закона), а также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы (п. 11 ст. 13 Закона).
При этом объем возмещения вреда и предоставления мер социальной поддержки гражданам, указанным в п. 7 и п. 11 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрен соответственно ст. 18 и ст. 22 названного Закона.
Согласно положениям Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ) социальная поддержка лиц, подвергшихся воздействию радиации, предусматривает осуществление системы мер, включающей обеспечение указанным лицам, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан-чернобыльцев, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты.
Пунктом 27.1 указанного выше Закона РФ (в редакции от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ) выплата ежемесячной денежной компенсации не предусмотрена для граждан, указанных в п. 11 ст. 13 Закона, то есть для граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы.
При этом ежемесячная денежная компенсация определена Законом лишь гражданам, указанным в пунктах 1-9 ст. 13 названного Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) в соответствующих зонах радиационного заражения до их выезда за пределы этих зон.
Выдача документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки предусмотрена лишь в отношении отдельных категорий граждан.
Так, согласно статье 24 Закона РФ 15.05.1991 г. № 1244-1, гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 указанного Закона, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания этих лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Как следует из содержания пунктов 6 и 11 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, гражданам, эвакуированным (выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (выехавшим добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, а также гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, выдаются специальные удостоверения, являющиеся основанием для получения мер социальной поддержки.
Согласно пунктам 7, 9 и 12 части первой статьи 13 Закона N 1244-1 специальные удостоверения, выдаваемые гражданам, постоянно проживающим (работающим, проходившим военную службу) на территории зоны отчуждения, зоны отселения или зоны проживания с правом на отселение, подтверждают право указанных граждан на получение мер социальной поддержки и льгот только в период их постоянного проживания (работы, прохождения военной службы) в соответствующей зоне.
В случае выезда указанных граждан из зон радиоактивного загрязнения при условии невозможности их отнесения к иным категориям, установленным частью первой статьи 13 Закона РФ № 1244-1, эти граждане утрачивают право на получение мер социальной поддержки.
Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907, также предусмотрена выплата ежемесячных денежных компенсаций лишь гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях зон проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и зоны отселения, а также гражданам, занятых на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне), указанным в пунктах 7-10 ч. 1 ст. 13, и гражданам, указанным в чч. 2 и 4 ст. 22 Закона.
Судом установлено, истец Фатуев В.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Администрацией МО ПГТ <адрес>.
Согласно справке Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживал в <адрес>.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р территория <адрес> относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км.
В соответствии с Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р территория <адрес> относилась к зоне проживания с правом на отселение с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км.
ДД.ММ.ГГГГ Фатуеву В.Д., как проживающему в <адрес> (в зоне с правом на отселение) было выдано удостоверение серии №, на основании которого предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С 01.02.1998 г. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 территория <адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км.
Указанным выше Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, 01.02.1998 г. <адрес> был исключен из перечня населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Как установлено судом начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Фатуев В.Д. проживает в г. Тула, что подтверждено отметкой в его паспорте.
Согласно действующему законодательству, г. Тула не относится ни к одной из зон радиоактивного заражения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с проживанием в которых гражданам предоставляются соответствующие компенсации и меры социальной поддержки.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что добровольный выезд истца Фатуева В.Д. в ДД.ММ.ГГГГ г. из <адрес> последовал в тот момент, когда с <адрес> был снят статус зоны проживания с правом на отселение и данная территория отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Анализируя установленные судом обстоятельства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований Фатуева В.Д. об отнесении его к числу граждан, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории проживания с правом на отселение), поскольку он в добровольном порядке выехал на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в последующее после 1986 года время.
На основании изложенного, истец Фатуев Д.И. может быть отнесен лишь к категории граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы).
Между тем, получение компенсаций, в том числе ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст. 18, ст. 27.1 Закона, для данной категории граждан не предусмотрено, предоставление льгот и компенсаций данной категории граждан предусмотрено ч. 1 ст. 22 и ст. 17 Закона, которые не включают в себя ежемесячные денежные выплаты.
Таким образом, требования истца Фатуева В.Д. об установлении его права на получение компенсационных выплат и льгот как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне с правом на отселение и обязании ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить указанные выплаты, не основаны на законе, поэтому удовлетворению не подлежат.
Ссылку истца на Определение Конституционного суда РФ от 14.06.2006 г. № 273-О, которым установлено, что положения п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 5 ч.1 и п. 3 ч.3 ст. 27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) в системе действующего нормативно-правового регулирования не исключают для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения в 1987 г. право на предусмотренную данной нормой ежемесячную денежную выплату, суд не может признать состоятельной, поскольку изложенные в определении выводы по жалобе ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 на нарушение их конституционных прав, содержат иные обстоятельства и не относятся к существу рассматриваемого спора.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Фатуева Владимира Дмитриевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об установлении права на получение компенсационных выплат и льгот, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за проживание в зоне с правом на отселение и обязании назначить указанные выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий