об оспаривании решения об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации, признании права на временное проживание на территории Российской Федерации



Дело № 2-1293/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 годаг. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Юдакове С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саваргузова Р.Р. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области об оспаривании решения об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации, признании права на временное проживание на территории Российской Федерации,

установил:

Саваргузов Р.Р. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области (далее УФМС России по Тульской области) об оспаривании решения об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации, признании права на временное проживание на территории Российской Федерации, в котором просил признать решение УФМС России по Тульской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, незаконным, признать за ним право на временное проживание на территории Российской Федерации, обязать УФМС России по Тульской области выдать ему разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Саваргузов Р.Р. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление о том, что решением УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации на основании подпункта 13 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по тем основаниям, что у него выявлено заболевание туберкулез, представляющее опасность для окружающих.

С указанным решением не согласен, считает его принятым по формальным основаниям по тем основаниям, что, ему, как гражданину <адрес>, при въезде на территорию Российской Федерации было выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Впоследствии у него было выявлено заболевание туберкулёзом. Он предпринял все необходимые меры для того, чтобы изолировать себя от общества, прошел лечение в Тульском областном противотуберкулёзном диспансере и в настоящее время у него достигнуто клиническое излечение туберкулеза легких.

В судебном заседании истец Саваргузов Р.Р., его представитель по устному заявлению Малютин Г.Е. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования Саваргузова Р.Р. не признала, просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что решение в отношении Саваргузова Р.Р. принято в соответствии с действующим законодательством.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица представитель Департамента здравоохранения Тульской области по доверенности ФИО5 не возражал против удовлетворения заявленных Саваргузовым Р.Р. исковых требований.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела в извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Саваргузов Р.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

В настоящее время Саваргузов Р.Р. является гражданином <адрес>, что подтверждается паспортом на его имя CN №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

С 2009 года по настоящее время Саваргузов Р.Р. проживает на территории РФ, с ДД.ММ.ГГГГ Саваргузов Р.Р. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Решением УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 6 и ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года Саваргузову Р.Р. выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации № и разрешено временное проживание до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФМС России по Тульской области из Департамента здравоохранения Тульской области поступил список иностранных граждан, у которых при обследовании выявлено заболевание <данные изъяты>, в том числе, у Саваргузова Р.Р.

Решением УФСМ России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № разрешение на временное проживание Саваргузова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Российской Федерации аннулировано на основании п.п. 13 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», о чем последний уведомлен в установленном законом порядке.

Суд находит доводы представителя ответчика УФМС России по Тульской области о законности принятого решения в отношении Саваргузова Р.Р. обоснованными.

Так, согласно статье 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» болезнь туберкулезом включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации.

Как усматривается из письма Департамента здравоохранения Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ДСП Саваргузов Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>», прогноз заболевания благоприятный, опасности для окружающих не представляет.

В феврале 2011 года Саваргузовым Р.Р. закончен основной курс лечения, достигнуто клиническое излечение <данные изъяты>, эпидопасности для окружающих не представляет, что следует из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, справок <данные изъяты>», показаний свидетеля ФИО6, лечащего врача Саваргузова Р.Р.

На основании ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 17, ст. 41 Конституции Российской Федерации к числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством.

Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» определяет основные направления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Целью установления правовых основ осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации является охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности).

Данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации (статья 3), устанавливает гарантии соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации у которых имеется заболевание туберкулез (п.2 статьи 2).

При этом согласно п. 13 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин имеет заболевание туберкулеза.

Федеральный законодатель, таким образом, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), основой которых является право на охрану государством здоровья граждан, может ограничить федеральным законом право на проживание в Российской Федерации иностранных граждан, болеющих туберкулезом.

При таких обстоятельствах нельзя сделать вывод о том, что оспариваемое Саваргузовым Р.Р. решения об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации не соответствует вышеприведенным нормам и положениям законодательства Российской Федерации, определяющих правовое положение иностранного гражданина в России.

Вместе с тем, согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР», из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 г. № 155-О предписывает, что положения, содержащиеся в п/п 13 п.1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего заболевание входящее в Перечень заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения заболевания.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

Из вышеизложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание туберкулез легких, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

Исходя из установленных обстоятельств, требований закона, гуманитарных соображений, с учетом того, что Саваргузов Р.Р. проживает на территории Российской Федерации с 2009 года, где также проживает его жена, он имеет несовершеннолетнего ребенка, которые являются гражданами Российской Федерации, состояние здоровья Саваргузова Р.Р., суд признает данные обстоятельства исключительными и заслуживающими внимания при решении вопроса о признании за ним права на временное проживание на территории Российской Федерации, в связи с чем, приходит к выводу о возможности и необходимости выдачи Саваргузову Р.Р. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Саваргузова Р.Р. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области об оспаривании решения об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации, признании права на временное проживание на территории Российской Федерации удовлетворить частично.

Отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Саваргузова Р.Р..

Признать за Саваргузовым Р.Р. право на временное проживание на территории Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области выдать Саваргузову Р.Р. разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

В остальной части в иске Саваргузову Р.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий