РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 годагород Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1736\2011 по заявлению Клепикова С.В. об оспаривании действий (бездействий) Комитета природных ресурсов по Тульской области, правопреемником которого является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области,
установил:
Клепиков С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) Комитета природных ресурсов по Тульской области, правопреемником которого является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области.
В обоснование заявления заявитель ссылался на тот факт, что он является собственником нежилого здания (кафе), расположенного по адресу: <адрес>.
Полагая, что у него имеется право на приватизацию земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание в порядке ст. 36 ЗК РФ, Клепиков С.В. обратился с соответствующим заявлением в <данные изъяты>), однако в предоставлении земельного участка в собственность ему было отказано.
Не согласившись с решением <данные изъяты>, Клепиков С.В. оспорил его в судебном порядке.
Решением Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований Клепикова С.В. было отказано по причине того, что земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему кафе, согласно Приложению к постановлению администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природных объектов области, заслуживающих охраны», оказался включенным в состав памятника природы регионального значения «Центральный парк культуры и отдыха им. П.П. Белоусова», в границах которого в соответствии с действующим законодательством, приватизация земельных участков не допускается.
В ходе оспаривания в Тульском областном суде Приложения 1 к постановлению администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природных объектов области, заслуживающих охраны» в части включения в границы территории памятника природы «Центральный парк культуры и отдыха имени П.П. Белоусова» земельного участка, занятого нежилым зданием (кафе), расположенным по адресу: <адрес>, условный номер №, и необходимого для его использования, Клепикову С.В. стало известно, что паспорт и охранное обязательство, составленные, председателем секции охраняемых природных территорий, <данные изъяты> тов. ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, весь Центральный парк культуры и отдыха в г. Туле является памятником природы местного значения, объявленный таковым решением Советского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природы объектов, заслуживающих охраны» и имеет площадь 143 га.
Однако, по мнению заявителя, указанные документы противоречат решению Советского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природы объектов, заслуживающих охраны», поскольку им были объявлены памятниками природы три природных объекта, расположенных на территории Центрального парка: Зеленая зона Центрального парка, «Роща Ильича в Центральном парке» и участок «Амурский бархат Центральном парке», в действительности занимающих лишь соответствующие части всего парка, общей площадью 87 га.
Кроме того, по материалам кадастра, составленного по состоянию на 2000 год Комитетом природных ресурсов Тульской области, на государственный учет был взят памятник природы «Центральный парк культуры и отдыха гор. Тулы им. П.П.Белоусова», год создания 1977, площадь 143 га.
Таким образом, по мнению заявителя, орган, осуществляющий ведение кадастра особо охраняемой природной территории регионального значения, которым в 2000 г. являлся комитет природных ресурсов по Тульской области (далее по тексту - Комитет), правопреемником которого выступает Управление Росприроднадзора Тульской области, обязан был внести в государственный кадастр сведения, содержащиеся в нормативных правовых актах Тулоблисполкома и Советского райисполкома г. Тулы от 1977 г. о трех памятниках природы областного значения: «Зеленая зона», «Роща Ильича» и «Амурский бархат», однако не сделал этого, а напротив, внес в государственный кадастр сведения об одном памятнике природы, нормативного правового акта об объявлении которого, никем не издавалось.
Изложенное свидетельствует о том, что сведения, содержащиеся в указанных копиях паспорта, охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ не содержат достоверных данных об особо охраняемой природной территории регионального значения.
По мнению заявителя, учитывая, что указанные сведения кадастра особо охраняемой природной территории регионального значения фактически являются основанием для издания нормативного правового акта, нарушающего его права, он считает необходимым заявить в суд требование о признании незаконным решения органа кадастрового учета особо охраняемой природной территории регионального значения, осуществлявшего такие функции до передачи их в департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, т.е. Управления Росприроднадзора по Тульской области, являющегося правопреемником Комитета природных ресурсов по Тульской области, по постановке на кадастровый учет в качестве памятника природы Центрального парка культуры и отдыха им. П.П. Белоусова, вместо трех памятников природы: «Зеленая зона», «Роща Ильича» и «Амурский бархат».
Просил суд признатьнезаконными действияКомитетаприродныхресурсовпо Тульской области, правопреемником которого является Управление Росприроднадзора по Тульской области, по постановке на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения в качестве памятника природы Центрального парка культуры и отдыха им. П.П. Белоусова, площадью 143 га, совершенные им до издания постановления администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение исполнительного комитета Тульского областного совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природных объектов области, заслуживающих охраны».
В судебное заседание Клепиков С.В. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщил суду о причинах неявки, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представитель Клепикова С.В. по доверенности Дорошенко Я.А. поддержал заявления по тем же основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области по доверенности Сергиенко О.С. в судебном заседании не согласилась с доводами заявителя, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области действует с ДД.ММ.ГГГГ в результате реорганизации Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Тульской области (ГУПР по Тульской области), является его правопреемником в отношении имущества и функций по надзору и контролю в сфере природопользования.
ГУПР по Тульской области являлся правопреемником Комитета природных ресурсов Тульской области, который в свою очередь являлся правопреемником Государственного комитета по охране окружающей среды Тульской области (реорганизация ДД.ММ.ГГГГ года).
Полномочия по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий закреплены постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», Приказом Госкомэкологии РФ от 04.07.1997 г. № 312 «Об утверждении правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» (п.20), Приказом Госкомэкологии РФ от 31.03.1998 г. № 185 «О внесении дополнений в «Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», утвержденные приказом Госкоэкологии России от 04.07.1997 г. № 312, устанавливающим полномочия территориальных органов Госкомэкологии по подготовке информации государственного кадастра по каждой особо охраняемую природную территорию в соответствии с утвержденной типовой формой по формированию пакета кадастровых сведений.
В ДД.ММ.ГГГГ году Комитетом природных ресурсов Тульской области на кадастровый учет был поставлен памятник природы регионального значения «Центральный парк культуры и отдыха г.Тулы им.П.П. Белоусова».
В соответствии с Правилами ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденных Приказом Госкомэкологии РФ от 04.07.1997 г. № 312, составлена форма учетной документации по указанной особо охраняемой природной территории. Работы проводились по договору специалистами <данные изъяты>, соответствовала паспорту особо охраняемой природной территории 1997 года, составленному обществом охраны природы Советского района г.Тулы, и охранным обязательством на признанный памятником природы - Центральный парк культуры и отдыха гор. Тулы, согласованным с исполнительным комитетом Советского района г. Тулы.
При постановке на кадастровый учет в соответствии с п. 13 Правил ведения государственного кадастра особо охраняемой природной территории Комитет природных ресурсов полностью основывался на документах государственных органов Тульской области и научно-исследовательских материалов. Самостоятельно никаких нормативных положений, в том числе о придании статуса особо охраняемой природной территории, ее размеров, границ Комитетом не осуществлялось. Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лица, постановка на кадастровый учет особо охраняемой природной территории не может рассматриваться как решение, ограничивающее права либо устанавливающее незаконные обязанности.
Выдел земельного участка на территории особо охраняемой природной территории площадью 1014 кв.м. частному предпринимателю ФИО13 был произведен Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Главы администрации г.Тула, который не обладал правами собственника земельного участка ЦПКиО. Указанное постановление было издано на основании Постановления Губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О Центральном парке культуры и отдыха им.П.П. Белоусова». Указанное постановление Губернатора Тульской области Прокуратурой Тульской области было признано противоречащим требованиям закона (представление прокурора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №) и отменено Постановлением Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылаясь на тот факт, что действия по постановке на кадастровый учет произведены в соответствии с законодательством на основании ранее составленных и согласованных документов просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам по доверенности Тарасова Е.К. поддержала возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ«Об особо охраняемых природных территориях» законодательство РоссийскойФедерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующихположениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящегоФедерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иныхнормативных актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья2 данного закона относит к особо охраняемым территориям, в числе прочих их категорий, памятники природы (пункт 1).
Статья 25 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).
Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемыеприродные территории на федерального, регионального и местного значения ипредметы ведения между органами государственной власти различного уровня,относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статья 26 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особоохраняемых природных территориях» предусматривает, что природные объекты икомплексы объявляются памятниками природы регионального значения, атерритории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Решением исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании Закона РСФСР от 27.10.1960 г. «Об охране природы в РСФСР» памятниками природы были объявлены согласно прилагаемому к решению списку 40 природных объектов, как типичные ландшафты, характерные или уникальные примеры природных условий, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении, в том числе: Зеленая зона Центрального парка культуры и отдыха ( п. 22), «Роща Ильича» в Центральном парке культуры и отдыха ( п. 23), участок «Амурский бархат» в Центральном парке культуры и отдыха» ( п. 24).
Пунктом 2 указанного решения на райисполкомы возложена обязанность по определению границ, площади и режима охраны объявленных памятников природы.
Во исполнение решения исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнительный комитет Советского районного Совета народных депутатов своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № продублировал объявление памятниками природы тех же природных объектов: зеленой зоны ЦПКиО, «Рощи Ильича» в ЦПКиО и участка «Амурский бархат» в ЦПКиО, и обязал заведующего жилищно-коммунальным отделом райисполкома ФИО8 и заместителя председателя общества охраны природы ФИО9 составить на указанные охранные объекты паспорта и по охранному обязательству на постоянное охранение передать зеленую зону ЦПКиО - дирекции ЦПКиО; рощу Ильича в ЦПКиО -№ средней школе г. Тулы; участок насаждений Амурского бархата в ЦПКиО - № средней школе г. Тулы.
Паспортом от ДД.ММ.ГГГГ и охранным обязательством № от ДД.ММ.ГГГГ, составленными заместителем председателя райсовета Всероссийского общества охраны природы ФИО9, представлявшим исполком Совета депутатов трудящихся Советского района г.Тулы, памятник природы с наименованием «Центральный парк культуры и отдыха г.Тулы» определен площадью 143 га с описанием его границ: по северной стороне - улица Первомайская, с восточной - улица Ф.Энгельса, с юга — улица Рабочего полка, с запада - улица Д.Ульянова.
Согласно указанному паспорту парк заложен в 1893 году первоначально на площади 38 га; после 1935 года по 1948 год расширялся и достиг 143 га.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, являющийся официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тульской области было создано в ДД.ММ.ГГГГ году в результате реорганизации Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Тульской области (ГУПР по Тульской области), и является его правопреемником в отношении имущества и функций по надзору и контролю в сфере природопользования, которое в свою очередь являлось правопреемником Комитета природных ресурсов Тульской области, который в свою очередь, являлся правопреемником Государственного комитета по охране окружающей среды Тульской области (реорганизация ДД.ММ.ГГГГ года).
Как следует из материалов кадастрового учета учетной единицы хранения - особо охраняемой природной территории ЦПКиО, по материалам кадастра, составленным Комитетом природных ресурсов по Тульской области по состоянию на 2000 год, на государственный учет взят памятник природы «Центральный парк культуры и отдыха г.Тулы им. П.П.Белоусова», год создания 1977, площадь 143 га; статус особо охраняемой природной территории - региональный; профиль - рекреационный; кластерность - отдельные участки на территории особо охраняемой природной территории отсутствуют, что означает, что объект представляет собой единую цельную территорию; нормативной правовой основой его функционирования являются вышеперечисленные решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, решение исполкома Советского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №; паспорт особо охраняемой природной территории от ДД.ММ.ГГГГ и охранное обязательство № от ДД.ММ.ГГГГ
Охранные обязательства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, принятые администрацией ЦПКиО, также содержат сведения о том, что памятником природы является Центральный парк культуры и отдыха им. П.П.Белоусова, который объявлен таковым решением исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, занимает площадь 143 га и взят на учет в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды по Тульской области.
Из паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на государственный памятник природырегионального значения - Центральный парк культуры и отдыха им.П.П..Белоусова также усматривается, что последний объявлен памятником природы регионального значения решением исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № и взят на учет в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МНР по Тульской области; территория памятника природы - ЦПКиО занимает площадь 143 га в границах: на севере - по улице Первомайская, на востоке - улица Ф.Энгельса, с юга - улица Рабочего полка, с запада улица Д.Ульянова.
Перечисленные выше доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что вся территория ЦПКиО площадью 143 га в указанных границах, включающих земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю здание кафе, с 1977 года является памятником природы регионального значения и наделена статусом особо охраняемой природной территории.
Суд не соглашается с доводами истца Клепикова С.В. о том, что в соответствии с решением от 1977 года и до издания администрацией области ДД.ММ.ГГГГ постановления о внесении изменений в него, особо охраняемой природной территорией были объявлены 3 памятника природы, занимающие земельный участок площадью 87 га, а остальная территория парка площадью 55 га, включая земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю здание кафе, памятником природы не являлась.
Действительно, среди объявленных в 1977 году памятниками природы природных объектов были перечислены зеленая зона ЦПКиО, участок «Амурский бархат» в ЦПКиО и «Роща Ильича» в ЦПКиО, однако ни в решении Тулоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №, ни в решении Советского райисполкома г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, общая их площадь не указывалась.
В соответствии с пунктом 2 решения Тулоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и пунктом 2 решения Советского райисполкома г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № границы, и площадь памятника природы - ЦПКиО были отражены в паспорте и охранном обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что границы парка сложились до 1977 года, уже в 1975 году по периметру парка имелось ограждение, площадь парка составляла 143 га, что подтверждается исследованной в судебном заседании схемой жизнеустойчивости насаждений ЦПКиО г.Тулы Устройства ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, на которых обозначены границы парка и указана его площадь.
Таким образом, зеленую зону ЦПКиО невозможно рассматривать отдельно от рекреационного объекта - парка и его структурных элементов. ЦПКиО представляет собой целостный территориальный объект. Указание в решениях Тулоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и Советского райисполкома г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № памятником природы зеленой зоны ЦПКиО не означает самостоятельный участок на территории парка, а говорит лишь о принадлежности парку зеленой зоны города, поскольку понятие «зеленая зона» употребляется исключительно применительно к городу.
Так, согласно статье 97 Закона РСФСР от 01.07.1970 г. «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» земли за пределами городской черты, служащие резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства, а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющимися местом отдыха населения, выделяются соответственно в пригородную и зеленую зону города.
Из содержания ст. 98 того же Закона следует, что земли зеленых зон подлежат особой охране. На этих землях не допускается возведение строений и сооружений, не совместимых с защитными, санитарно-гигиеническими функциями зеленых зон и целями организации отдыха населения.
Исходя из этого, под зеленой зоной ЦПКиО следует понимать зеленую зону города Тулы, на которой расположен парк, а объявление памятником природы зеленой зоны ЦПКиО означает объявление памятником природы всего парка. Именно поэтому паспорт был составлен на памятник природыЦПКиО; на кадастровый учет поставлен памятник природы - ЦПКиО; контрольные проверки состояния флоры, фауны, древостоя и т.д. осуществлялись в отношении парка как целого объекта особо охраняемой природной территории.
Природные объекты «Роща Ильича» и участок «Амурский бархат», входящие в состав территории ЦПКиО, в виде самостоятельных памятников природы не оформлялись, паспорта и охранные обязательства на них не составлялись, в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий сведений об этих объектах не имеется, что следует из учетного дела на особо охраняемый природный объект.
Таким образом, суд не усматривает противоречий между решениями Тулоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и Советского райисполкома г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, объявившими памятником природы зеленую зону ЦПКиО, и охранным обязательством № и паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, составленными на памятник природы - ЦПКиО площадью 143 га, а доводы заявителя и его представителя в этой части считает несостоятельными.
Утверждение заявителя и его представителя о том, что в 1977 году памятниками природы на территории ЦПКиО были объявлены три объекта общей площадью 87 га, основано на постановлении Главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении землепользователей на территории Центрального парка культуры и отдыха имени П.П.Белоусова» и утвержденном им проекте границ земельных участков, входящих в состав рекреационной зоны «ЦПКиО им. П.П. Белоусова», которым были определены площади земельных участков, объявленных памятниками природы «Роща Ильича», участок «Амурский бархат» и «Зеленая зона», а также на проекте межевания территории ЦПКиО, разработанном <данные изъяты> при подготовке проекта указанного постановления и одобренном на совещании в Главном Управлении архитектуры и градостроительства Управы г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (пункт 3 статьи 26) определение границ особо охраняемых природных территорий памятников природы регионального значения отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные полномочия органами государственной власти Тульской области Главе г.Тулы не передавались, принятое с превышением полномочий указанное постановление Главы г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № было им же отменено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем суд считает необоснованной ссылку представителя заявителя на указанное отмененное постановление, а также на предшествующие его принятию организационные мероприятия и документы, составленные на этапе подготовки проекта этого постановления.
Указание в паспорте от ДД.ММ.ГГГГ и охранном обязательстве № oт ДД.ММ.ГГГГ ЦПКиО как памятника природы местного значения при том, что решением Тулоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № природные объекты были объявлены памятниками природы регионального значения, не свидетельствует о необоснованности постановки ЦПКиО на кадастровый учет в качестве памятника природы регионального значения.
В соответствии с п.п.1,2 Постановления Правительства РФ от 19.10.1996 г. N 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (далее именуется - кадастр) является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
Кадастр ведется, в том числе, по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории.
Приказом Госкомэкологии РФ от 04.07.1997 г. N 312 были утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, в соответствии с которыми государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (далее - Кадастр) представляет собой государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ) и обеспечения экологически безопасного развития регионов Российской Федерации.
Согласно п. 13 Правил, сведения об ООПТ собираются и обновляются на основе нормативных документов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно - исследовательских, проектно - изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об ООПТ федерального, регионального и местного значения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в 2000 году на основании совокупности нормативных документов органов государственной власти, научно - исследовательских, проектно - изыскательских материалов, результатов специальных обследований, а также иных источников информации Комитетом природных ресурсов Тульской области правомерно был поставлен на кадастровый учет памятник природы регионального значения «Центральный парк культуры и отдыха г.Тулы им.П.П. Белоусова.
Кроме того, судом принимается во внимание то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» губернатором Тульской области было принято постановление № «О внесении изменений в решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природных объектов области, заслуживающих охраны».
Пунктом 2 указанного постановления утверждены границы территории памятника природы Центральный парк культуры и отдыха имени П.П. Белоусова (приложение 1). Пунктом 3 постановления определен режим особой охраны территории памятника природы Центральный парк культуры и отдыха имени П.П.. Белоусова (приложение 2).
Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Доводы Клепикова С.В. о нарушении его прав Приложением 1 постановления № «О внесении изменений в решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками природных объектов области, заслуживающих охраны», проверены Тульским областным судом в ходе рассмотрения гражданского дела по заявлению Клепикова С.В., оспаривавшего законность указанного акта.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, судом не установлено нарушение прав заявителя действиями Комитета природных ресурсов Тульской области, поставившего на кадастровый учет памятник природы регионального значения «Центральный парк культуры и отдыха г.Тулы им.П.П. Белоусова».
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления Клепикова С.В.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Клепикова С.В. об оспаривании действий (бездействий) Комитета природных ресурсов по Тульской области, правопреемником которого является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий