Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2276/11 по иску Гусева Э.Н. к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год,
установил:
Гусев Э.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, указывая в обоснование заявленных требований, что является инвалидом <данные изъяты>, на основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» является получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и имеет право на предоставление санаторно-курортного лечения ежегодно.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Фонд социального страхования РФ с заявлением на получение путевки, но путевки не получил.
На основании изложенного истец просит обязать Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить ему денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> в счет стоимости путевки за 2010 год.
Истец Гусев Э.Н., его представитель по протокольной форме Гусева М.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения – Тульского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по доверенности Алиева А.Р. исковые требования Гусева Э.Н. не признала.
В обоснование имеющихся возражений она пояснила, что Гусев Э.Н. региональным отделением был обеспечен путевками: с ДД.ММ.ГГГГ в санаторий <данные изъяты> (заявление от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ в санаторий <данные изъяты> (заявление с ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Гусев Э.Н. обратился в региональное отделение с заявлением о выделении путевки и справкой для получения путевки формы 070/7-04.
В целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг, Гусев Э.Н. был поставлен на очередь на получение санаторно-курортного лечения. Обеспечить путевкой Гусева Э.Н. не представлялось возможным, т.к. путевки выдавались гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.
Кроме того, количество мест в санаторно-курортных учреждениях, установленных при проведении конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений, не позволяло удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2010 году: количество поданных заявлений по состоянию на 01.01.2010 г.- 6842 ( в т.ч. с поданными и не обеспеченными в 2009), количество обеспеченных санаторно-курортным лечением в 2010 году-3260.
Таким образом, 3582 человека, подавших заявление и сохранивших право на набор социальных услуг в 2011 году, остались не обеспеченными в 2010 году.
Региональное отделение имело возможность обеспечить граждан-получателей набора социальных услуг только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на 2010 год.
На 2011 год у Гусева Э.Н. сохранилось право на получение набора социальных услуг.
Таким образом, путевка на оказание санитарно-курортного лечения Гусев Э.Н. будет предоставлена в порядке очередности.
Просила в удовлетворении исковых требований Гусева Э.Н. отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Федеральным законом РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Как установлено судом, Гусев Э.Н. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Гусев Э.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив к нему справку для получения путевки 0700\7-04. Позже истцом была представлена справка для получения путевки № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой рекомендуемый период оздоровления указан лечащим врачом <данные изъяты>» - лето.
В 2010 году путевка на санаторно-курортное лечение Гусеву Э.Н. предоставлена не была, ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось.
Из положений ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ усматривается, что основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.11.2004 года № 328).
Из анализа указанных норм следует, что периодом предоставления гражданину санаторно-курортного лечения является период с даты его обращения в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки по дату действия справки, подтверждающей нуждаемость в указанном лечении.
В соответствии с п. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В соответствии со ст. 6.5 указанного Закона, порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» разработаны Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864.
В целях реализации ФЗ «О государственной социальной помощи» Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4).
Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28.11.2009 года № 292-ФЗ, установлено, что Фонд вправе осуществлять в 2010 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, организация предоставления путевок возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации, который осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в пределах средств, установленных федеральным бюджетом на соответствующий год.
Следовательно, обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда.
На основании изложенного, суд считает, что Тульское региональное отделение Фонда социального страхования в 2010 году имело возможность обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделенных на этот год из федерального бюджета.
Согласно сведениям, представленным ГУ – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, в 2010 году было подано 6842 заявления на предоставление путевок по состоянию на 01.01.2010 года, количество обеспеченных санаторно-курортным лечением – 3260.
Таким образом, поскольку Гусев Э.Н. обратился с заявлением о предоставлении путевки ДД.ММ.ГГГГ, в пределах выделенных ГУ Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ средств путевки ему не могли быть предоставлены в виду недостаточности последних в связи с большим количеством заявлений, поданными гражданами на ДД.ММ.ГГГГ, при этом заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворялись в порядке очередности, по мере их поступления.
Истец просит обязать ответчика выплатить ему денежную компенсацию – стоимость путевки по коммерческой цене, для приобретения путевки за наличный расчет для поддержания здоровья.
В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения – в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Сторонами не оспаривалось, что истец с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг к ответчику не обращался.
Законом не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что со стороны Государственного учреждения – Тульского региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не было совершено действий, нарушающих права и свободы Гусева Э.Н., не было сознано препятствий к осуществлению им своих прав и свобод. В связи с чем, исковые требования истца о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гусева Э.Н. к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий