24.05.2011 годапо иску Архиповой о возмещени убытков, причненных бездействием Администрации г. Тулы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 годаг.Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1742/2011 по иску Архиповой Е.С. к Администрации города Тулы, муниципальному образованию город Тула в лице Финансового управления администрации города Тулы о возмещении убытков, причиненных бездействием Администрации г. Тулы,

у с т а н о в и л:

Архипова Е.С. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию город Тула в лице Финансового управления администрации города Тулы о возмещении убытков, причиненных бездействием Администрации г. Тулы, ссылаясь на тот факт, что Постановлением Главы администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ ее семья была включена в список для получения безвозмездной жилищной субсидии. Постановлением Главы администрации Центрального района № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении ее семье безвозмездной жилищной субсидии на приобретение трехкомнатной квартиры на состав семьи из 5 человек.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в суд с иском к Управе г. Тулы об обязании ответчика выдать ее семье свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии и перечислении данной субсидии в уполномоченный банк в соответствии с действующим законодательством.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ее исковые требования были признаны законными и обоснованными, суд обязал администрацию города Тулы выдать ее семье свидетельство о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья.

По мнению истца, из-за бездействия Администрации г. Тулы, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым суд обязал администрацию города Тулы выдать ее семье свидетельство о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья, стало неисполнимым с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку администрация г. Тулы не приняла нормативный правовой акт, регламентирующий порядок выдачи свидетельств о предоставлении жилищной субсидии, не была утверждена надлежащим образом (нормативным правовым актом), и форма такого свидетельства.

Определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ был изменен порядок и способ исполнения решения суда с администрации города Тулы за счет средств бюджета муниципального образования город Тула в ее пользу взыскано в счет реализации права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья <данные изъяты>., путем зачисления денежных средств на счет.

Во исполнение решения Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, определения суда от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены Администрацией города Тулы на расчетный счет истца в структурном подразделении № филиала № <данные изъяты>

При снятии денежных средств со счета, она установила, что Банк удерживает 1 % от суммы за операцию по переводу денежных средств.

Только после заключения ДД.ММ.ГГГГ мирового соглашения с филиалом <данные изъяты>, в соответствии с которым Банк приял на себя обязанность не удерживать с перечисленной суммы субсидии денежных средств за операцию по переводу денежных средств, истица смогла воспользоваться указанной денежной суммой по ее назначению.

Средства жилищной субсидия были направлены продавцу жилья только ДД.ММ.ГГГГ, в том же объёме, что они были начислены судом, при разрешении вопроса о выдаче свидетельства.

Тот факт, что весь временной разрыв с момента разрешения вопроса о выплате ей денежной суммы в счет жилищной субсидии и до дня ее использования - ДД.ММ.ГГГГ - то есть на протяжении 14 месяцев, средства субсидии не защищались от инфляции, по мнению истца, является нарушением прав ее семьи, закреплёнными п. 12 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 937 от 03 августа 1996 года Управа г. Тулы.

Полагала, что убытки, причиненные ее семье бездействием Администрации г. Тулы, рассчитанные с учетом сведений о стоимости жилья <данные изъяты>, подлежат возмещению в полном объеме.

Просила суд на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ возместить за счет казны г. Тулы убытки, нанесенные ее семье бездействием Администрации города Тулы в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истица Архипова Е.С. поддержала исковые требования по тем же основаниям, настаивала на разрешении заявленных требований о возмещении убытков в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 397.

Представитель Финансового управления администрации города Тулы по доверенности Колчевников В.М. в судебном заседании исковые требования Архиповой Е.С. не признал, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что изменение порядка и способа исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленное определением суда от ДД.ММ.ГГГГ путем взыскания с Администрации города Тулы за счет средств бюджета муниципального образования город Тула в пользу Архиповой Е.С. денежной суммы явилось формой восстановления права Архиповой Е.С. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, в связи с чем, основания для получения Архиповой Е.С. безвозмездной жилищной субсидии в порядке и объеме, установленными п.п. 7, 10, 11, 12, 13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.1996 г. отпали.

С учетом изложенного, Финансовое управление не находит правовых оснований для признании нарушенными права Архиповой Е.С. на получение безвозмездной жилищной субсидии в порядке и объеме, установленными п.п. 7, 10, 11, 12, 13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.1996 г., а именно право на законодательно установленный срок действия свидетельства, в течение которого средства жилищной субсидии подлежат защите от инфляционного обесценивания, право ее семьи на выбор по своему усмотрению одного из уполномоченных банков на обслуживание средств субсидии, предложившим лучшие условия по защите средств жилищной субсидии от инфляционного обесценивания, право ее семьи на обслуживание средств субсидии банком, прошедшим специальный отбор на конкурсной основе, право ее семьи на защиту средств жилищной субсидии от инфляционного обесценивания в течение всего временного разрыва от момента выделения денежных средств до момента их фактического использования, а также для признания невозможным восстановить и реализовать в дальнейшем права ее семьи на получение безвозмездной жилищной субсидии в порядке, предусмотренном п.п. 7,10,11 и 12 Положения.

Просил суд в иске Архиповой Е.С. отказать.

Представитель Администрации г. Тулы, привлеченной к участию в деле в качестве соответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по доверенности Лобанов Ю.В. поддержал возражения представителя Финансового управления администрации города Тулы, ссылался на то обстоятельство, что определение суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнено в установленном порядке, в связи с чем, правовые основаниям для возмещения Архиповой Е.С. убытков отсутствуют.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию города Тулы возложена обязанность выдать семье Архиповой Е.С. свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии, как имеющей право на ее получение.

Определением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ был изменен порядок и способ исполнения решения суда: суд обязал администрацию г.Тулы исполнить решение Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом «е» постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В соответствии с пп. «е» п. 3 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года реализация государственных жилищных сертификатов (свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья), выданных гражданам до 01.05.2006 года, осуществляется в порядке, предусмотренном актами, в соответствии с которыми они были выданы.

Таким образом, судом было определено, что исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ должно осуществляться Администрацией г. Тулы в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937.

Согласно п. 10 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 397, свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии удостоверяется право гражданина на получение субсидии.

Пунктом 14 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 года было определено, что примерный порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных банков для обслуживания средств субсидии, выдачи свидетельств о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии утверждается Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и Центральным банком РФ. Однако форма свидетельства о предоставлении субсидии Правительством РФ не утверждена.

Вместе с тем, согласно п. 3 Постановления от 03.08.1996 года № 937 Правительством РФ было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обеспечить контроль за порядком выделения средств и предоставления гражданам Российской Федерации безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в соответствии с настоящим Постановлением.

Пунктом 4 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153) предусматривалось предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных) - за счет средств этих предприятий и организаций.

В соответствии с п. 10 Положения право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев.

Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия.

Свидетельство дает право гражданину открыть в одном из уполномоченных банков именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления субсидии в течение не более двух недель со дня открытия счета.

Согласно п. 11 Положения выбор банков, уполномоченных для обслуживания средств субсидии, производится предоставляющим субсидию органом или предприятием (организацией) на конкурсной основе.

Уполномоченный банк в течение срока действия свидетельства под контролем органа, предприятия или организации, предоставивших субсидию, обеспечивает: обслуживание средств субсидии; защиту средств субсидии от инфляционного обесценения в соответствии с согласованной процедурой; осуществляет платежи непосредственно продавцу жилья или застройщику в соответствии с выбранным получателем субсидии (по его заявлению и разрешению органа, предоставившего субсидию) вариантом приобретения жилья. ( п. 12 Положения)

Примерный порядок проведения конкурсов по отбору уполномоченных банков для обслуживания средств субсидии, выдачи свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии и об открытии именных блокированных целевых счетов граждан утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, (п. 14 Положения)

Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусматривающий проведение торгов, аукционов.

В целях обеспечения реализации постановлений Правительства РФ по вопросу предоставления безвозмездных жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, а также в целях упорядочения взаимоотношений между органами местного самоуправления г. Тулы, осуществляющими прием, учет и оформление документов по выделению безвозмездных жилищных субсидий, Тульской городской Думой 25 марта 1999 года № 17/271 было утверждено Положения о порядке предоставления безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья гражданам, состоящим на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления г. Тулы, в котором определялись порядок постановки на учет по улучшению жилищных условий, условия предоставления субсидий, схема финансирования. Расчет размера субсидий, формы документов на получение субсидии на строительство или приобретения жилья, о направлении платежей по субсидии, предоставленной на строительство или приобретение жилья.

Положением о порядке предоставления безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья гражданам, состоящим на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления г. Тулы, утвержденным решением Тульской городской Думой 25 марта 1999 года № в разделе третьем предусматривалось принятие Главой города Постановления о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, удостоверяющего право гражданина на получение субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации г. Тулы принял Постановление №, которым утвердил форму свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья для Архиповой Е.С. Постановление принято в целях исполнения решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ и определения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку решением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств муниципального образования, а способ реализации права истца, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года № 937 не мог быть применен из-за отсутствия банка, уполномоченного для обслуживания средств субсидии, в связи с чем исполнение решения суда приняло затяжной характер, суд определением от ДД.ММ.ГГГГ изменил порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ следующим образом: взыскать с администрации города Тулы за счет средств бюджета муниципального образования город Тула в пользу Архиповой Елены Станиславовны в счет реализации права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья <данные изъяты>, путем зачисления денежных средств на счет, указанный Архиповой Е.С..

Принимая во внимание тот факт, что изменение порядка и способа исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленное определением суда от ДД.ММ.ГГГГ путем взыскания с Администрации города Тулы за счет средств бюджета муниципального образования город Тула в пользу Архиповой Е.С. денежной суммы явилось формой восстановления права Архиповой Е.С. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, основания для получения безвозмездной Архиповой Е.С. жилищной субсидии в порядке и объеме, установленными п.п. 7, 10, 11, 12, 13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.1996 г. отпали.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для признании права Архиповой Е.С. на получение безвозмездной жилищной субсидии в порядке и объеме, установленными п.п. 7, 10, 11, 12, 13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.1996 г., а именно право на законодательно установленный срок действия свидетельства, в течение которого средства жилищной субсидии подлежат защите от инфляционного обесценивания, право ее семьи на выбор по своему усмотрению одного из уполномоченных банков на обслуживание средств субсидии, предложившим лучшие условия по защите средств жилищной субсидии от инфляционного обесценивания, право ее семьи на обслуживание средств субсидии банком, прошедшим специальный отбор на конкурсной основе, право ее семьи на защиту средств жилищной субсидии от инфляционного обесценивания в течение всего временного разрыва от момента выделения денежных средств до момента их фактического использования.

Выплата денежных средств в счет полагающейся Архиповой Е.С. субсидии осуществлено Администрацией г.Тулы платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом на запрос Администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, самим платежным поручением.

Истица поставила на разрешение суда вопрос о признании за ней права на возмещение убытков, причиненных ее семье в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Однако к условиям возмещения вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ); наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов и наступившими вредоносными последствиями; противоправность деяния причинителя вреда; наличие вины в действиях (бездействиях) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.

Возникновение убытков истица связывает с тем обстоятельством, что она должна реализовать право на получение безвозмездной жилищной субсидии в порядке и объеме, установленными п.п. 7, 10, 11, 12, 13 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.1996 г., а именно право на законодательно установленный срок действия свидетельства, в течение которого средства жилищной субсидии подлежат защите от инфляционного обесценивания, право ее семьи на выбор по своему усмотрению одного из уполномоченных банков на обслуживание средств субсидии, предложившим лучшие условия по защите средств жилищной субсидии от инфляционного обесценивания, право ее семьи на обслуживание средств субсидии банком, прошедшим специальный отбор на конкурсной основе, право ее семьи на защиту средств жилищной субсидии от инфляционного обесценивания в течение всего временного разрыва от момента выделения денежных средств до момента их фактического использования, а также для признания невозможным восстановить и реализовать в дальнейшем права ее семьи на получение безвозмездной жилищной субсидии в порядке, предусмотренном п.п. 7,10,11 и 12 Положения.

Однако, фактически с изменением способа и порядка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, у Администрации г. Тулы возникло денежное обязательство перед Архиповой Е.С.

Нормы гражданского законодательства не предусматривает в качестве мер гражданско-правовой ответственности за нарушение подобного обязательства способ расчета убытков, предложенный истцом, что позволяет суду прийти к выводу, что требования истца не основаны на нормах права, что является основанием для отказа в удовлетворении ее исковых требований.

Принятие указанного решения не лишает Архипову Е.С. права на индексацию присужденной денежной суммы в порядке, предусмотренном статьей 208 ГПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления Архиповой Е.С. к Администрации города Тулы, муниципальному образованию город Тула в лице Финансового управления администрации города Тулы о возмещении убытков, причиненных бездействием Администрации г. Тулы, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий