Дело № 2-1489/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.
при секретаре Юдакове С.А.,
с участием истца Кузнецова И.Ю., представителей ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенностям ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова И.Ю. к военному комиссариату Тульской области, военному комиссариату г. Тулы о взыскании денежных средств для оплаты стоимости путевки, судебных расходов,
установил:
Кузнецов И.Ю. обратился в суд с иском к военному комиссариату Тульской области, военному комиссариату г. Тулы о взыскании выплаты денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления его ребенка в 2010 году в размере 10800 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 432 рублей.
В обоснование заявленных требований Кузнецов И.Ю. указал, что он проходил службу в Тульском Артиллерийском инженерном институте в должности концертмейстера военного оркестра с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда был уволен на основании ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы Федерального закона «О воинской обязанности военной службе» по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к командованию ТАИИ о выплате денежной компенсации в 2010 года в размере 10800 рублей, однако в этом ему было отказано в связи с приостановлением данной выплаты.
В конце декабря 2010 года он узнал о возобновлении выплаты денежной компенсации на основании ст. 5 Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 22 июля 2010 года № 159-ФЗ и обратился в финансовый отдел ТАИИ по данному вопросу, но ему было отказано, так как он не является военнослужащим, а также в связи с расформированием военно-учебного заведения, закрытия соответствующих счетов и предложено обратиться в военный комиссариат.
На его обращение в военный комиссариат Тульской области о выплате денежной компенсации ему также было отказано по тем основаниям, что военный комиссариат не является правопреемником воинской части и не несет ответственности за невыплату данной компенсации, о чем выдана справка.
Считает, что невыплата указанной денежной компенсации является незаконной, нарушает его права и свободы, а также право его семьи на достойное денежное содержание, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании Кузнецов И.Ю. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представители ответчика военного комиссариата Тульской области по доверенностям ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования истца не признали, просили в их удовлетворении отказать в полном объеме в связи с необоснованностью.
Представитель ответчика военного комиссариата г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление о получении судебной повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений по существу заявленных требований не представил.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с положениями абз. 5 п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции федерального закона от 25.12.2009 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.07.2010 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения: изложенный выше абзац 5 п. 4 признан утратившим силу.
Кроме того, статья 16 дополнена пунктом 4.1, в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10800 рублей на каждого ребенка.
Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящим пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации).
Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящим пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ, вступившего в силу 06.08.2010 года, действие положений пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Пункт 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ предусматривает, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 4.1 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Во исполнение приведенных выше положений закона постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 были утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, в том числе, и в части осуществления выплаты для оплаты стоимости путевок их детей.
В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил военнослужащим выплата для оплаты стоимости путевок детей военнослужащих осуществляется по месту получения ими денежного довольствия. Прочим лицам, имеющим право на получение данных выплат, - по месту получения ими пенсии.
На основании абз. 1 п. 3 названных Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, действие которого согласно п. 3 данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года) для получения вышеуказанных выплат военнослужащие либо родители или законные представители детей представляют в текущем году рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты с приложением к нему соответствующих документов, в том числе копии свидетельства о рождении ребенка.
Анализ приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод, что получение военнослужащими, уволенными с военной службы, выплат для оплаты стоимости путевок детей, носит заявительный характер.
При этом выплата компенсации для оплаты стоимости путевок детей подлежит осуществлению лишь в случае обращения военнослужащего с соответствующим заявлением в текущем году. Оплата стоимости путевок детей за предыдущие периоды не предусмотрена.
Судом установлено, что истец Кузнецов И.Ю. проходил военную службу в Тульском артиллерийском инженерном институте в должности концертмейстера военного оркестра.
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов И.Ю. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункта «а» пункта 1 ст. 51 ФЗ). Выслуга лет в календарном исчислении 26 лет 10 месяцев.
С ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов И.Ю. является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, что подтверждается пенсионным удостоверением серии ГФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
На иждивении у истца находится несовершеннолетний сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении I-БО № от ДД.ММ.ГГГГ).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и исходя из приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что Кузнецов И.Ю., как военнослужащий, проходивший военную службу, а впоследствии как пенсионер по линии Министерства обороны РФ, имеющий общую продолжительность военной службы более 25 лет, обладал правом на получение выплат за 2010 год для оплаты стоимости путевок своего несовершеннолетнего ребенка, достигшего в указанный период возраста четырнадцати лет.
ДД.ММ.ГГГГ год Кузнецов И.Ю. обратился с заявлением с приложением соответствующих документов в Тульский Артиллерийский инженерный институт о выплате денежной компенсации за не предоставление путевки для отдыха сыну Кузнецову А.И.
Однако соответствующая денежная компенсация не выплачена, в том числе, и при увольнении с военной службы, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и подтверждается справкой Тульского Артиллерийского инженерного института № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что путевка в 2010 году не предоставлялась и представляться не будет, а компенсация не выплачивалась и выплачиваться не будет.
Вместе с этим ответом тогда же Кузнецову И.Ю. был возвращен ранее поданный рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из объяснений истца.
Имея намерение реализовать свое право на получение выплат за 2010 год для оплаты стоимости путевки, как пенсионер по линии Министерства обороны РФ, ФИО5 обратился с соответствующим письменным заявлением по месту получения пенсии в военный комиссариат Тульской области с приложением к нему необходимых документов.
Из справки Военного комиссариата Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в 2010 году на сына Кузнецова И.Ю. - Александра, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию на организацию летнего отдыха по Постановлению Правительства № 1051 от 29 декабря 2008 года не получал и получать не будет.
Оценивая доводы истца о незаконности данного отказа, суд находит их несостоятельными, поскольку, как достоверно установлено по делу, обращение Кузнецова И.Ю. в военный комиссариат Тульской области с заявлением об оплате стоимости путевки ребенка за 2010 год имело место лишь в 2011 году, в то время как согласно абз. 1 п. 3 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 (в редакции постановления Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, действие которого согласно п. 3 данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года), выплата компенсации для оплаты стоимости путевок детей за 2010 год подлежала осуществлению лишь в случае обращения военнослужащего с соответствующим заявлением в текущем, то есть в 2010 году.
Данный вывод подтверждается и положениями п.4 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, из содержания которого усматривается, что средства из федерального бюджета выделяются и подлежат использованию в текущем году, а их остатки, не использованные получателями бюджетных средств, в конце года списываются в федеральный бюджет.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения с заявлением об оплате стоимости путевок детей за 2010 год, истцом не представлено.
Доводы Кузнецова И.Ю. о том, что об уважительности причин пропуска вышеуказанного срока свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2009 года № 313-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации…» действие абз. 5 п.4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предоставлявшего военнослужащим право на получение выплаты на оплату путевок на детей, было приостановлено до 01.01.2011 года, а его обращение в Военный комиссариат Тульской области последовало в 2011 года, суд находит несостоятельными, поскольку Федеральным законом от 22.07.2010 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 26.07.2010 года, пункт 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2009 года № 313-ФЗ был признан утратившим силу, а вышеуказанные выплаты возобновлены.
Таким образом, с 26 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года у истца имелась возможность для обращения с заявлением о выплате компенсации на оплату путевок в Военный комиссариат Тульской области, что им своевременно сделано не было.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кузнецову И.Ю. к военному комиссариату Тульской области, военному комиссариату г. Тулы о взыскании денежных средств для оплаты стоимости путевки, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий