РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 годаг.Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Сеничевой А.Н.,
с участием ст. помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О.
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1875/11 по иску Казакова Н.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ, УФК по Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости, Департаменту социального развития Тульской области о взыскании убытков, причиненных в связи с невыплатой сумм возмещения вреда,
установил:
Казаков Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ, УФК по Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости, Департаменту социального развития Тульской области о взыскании убытков, причиненных в связи с невыплатой сумм возмещения вреда, указав в обоснование заявленных требований, что он в период с 11.05.1986 г. по 11.07.1986 г. был призван на работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В период работ по ликвидации аварии на ЧАЭС истец получил увечье, в связи с этим признан инвалидом III группы с утратой трудоспособности 60% с 23 апреля 1997 года, инвалидом II группы с утратой трудоспособности 60% с 21 июня 2002 года, инвалидом I группы с утратой трудоспособности 100% с 03 декабря 2003 года.
Органом соцзащиты истцу с 23 апреля 1997 года назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей, а с 01.01.1998г. – <данные изъяты>. Для расчета указанной сумы в возмещение вреда была принята заработная плата истца за месяц работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (июнь 1986 года).
С 06.01.2000 года орган соцзащиты сумму в возмещение вреда рассчитал из заработка за 12 месяцев к моменту окончания работы истца на ЧАЭС и стал выплачивать по <данные изъяты> ежемесячно.
С 01.01.2001 года истцу была увеличена сумма в возмещение вреда в 1,198 раз до <данные изъяты> в месяц, а затем с 15.02.2001года стала выплачиваться в твердой денежной сумме для инвалидов III группы – по <данные изъяты> рублей в месяц.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 10.02.2011 года установлено, что с 01.01.2001 года истцу должны выплачивать по <данные изъяты> в месяц и была взыскана в пользу истца задолженность по возмещению вреза здоровью.
Истец указывает, что фактически в период с 01.01.2002 года по 30.04.2002 года ему выплачивали возмещение вреда в твердой денежной сумме по <данные изъяты> рублей ежемесячно как инвалиду III группы, в мае 2002 года выплаты не производились, а с 21.06.2002 года истцу как инвалиду II группы стали выплачивать возмещение вреда по <данные изъяты> рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ как инвалиду I группы - по <данные изъяты> рублей ежемесячно.
Истец считает, что органом соцзащиты, которым в настоящее время является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы», нарушено его право на получение суммы возмещения вреда в большем размере с учетом применения повышающих коэффициентов ВПМ для пенсионеров по субъекту РФ с 01.01.2002 года – 1,258, с 01.01.2003 года – 1,458, с 01.10.2004 года – 1,229, и с дальнейшей индексацией полученных сумм возмещения вреда согласно ежегодным коэффициентам инфляции, установленным Постановлениями Правительства РФ.
С учетом изложенного истец полагает, что поскольку ему неверно выплачивались суммы возмещения вреда, то образовалась задолженность за период с 01.01.2002 года по 31.03.2011 года в сумме <данные изъяты>, которую он просил взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» за счет средств федерального бюджета, обязать ответчика ежемесячно выплачивать ему возмещение вреда с 01.04.2011 года в сумме <данные изъяты> рублей, а также возместить судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Мурзин А.В. уточнил заявленный иск в части взыскания задолженности за май и 20 дней июня 2002 года по той причине, что III группа инвалидности истцу была установлена до 23.03.2002 года. Очередное освидетельствование истец прошел 19.06. – 21.06.2002 года, в связи с этим II группа инвалидности установлена ему с 21.06.2002 года. В апреле 2002 года возмещение вреда истцу производилось, поэтому сумма задолженности за период с 01.05.2002 года по 20.06.2002 года отсутствует, образовалась она только с 21.06.2002 года по 30.06.2002 года в сумме <данные изъяты> рублей.
С учетом уточнений просил взыскать в пользу истца с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» за счет средств федерального бюджета задолженность в сумме <данные изъяты> рублей, обязать ответчика ежемесячно выплачивать истцу возмещение вреда <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей, а также возместить судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Казаков Н.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Мурзин А.В. уточненные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представители ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенностям Шамин А.А. и Ильющенков И.Е. просили отказать в удовлетворении требований о применении к выплаченной истцу сумме возмещения вреда повышающих коэффициентов ВПМ, по той причине, что она уже проиндексирована в соответствии с законом на коэффициенты инфляции, установленные Правительством РФ. В случае удовлетворения требований истца произойдет повторная индексация выплаченных ему сумм возмещения вреда.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области по доверенности Найденова О.Ю. просила в заявленном иске отказать по тем же основаниям.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика УФК по Тульской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Судом установлено, что истец выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с заключением ВТЭК истец Казаков Н.А. в связи с увечьем, полученным при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом III группы с утратой трудоспособности 60% с 23 апреля 1997 года, инвалидом II группы с утратой трудоспособности 60% с 21 июня 2002 года.
С 03.12.2003 года истец является инвалидом 1-й группы бессрочно в связи с увечьем, полученным при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и имеет утрату трудоспособности 100%.
06.10.1999 года истцу выдано удостоверение как лицу, перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
Судом установлено, что, начиная с 15.02.2001 года, истцу выплачивается компенсация возмещения вреда в твердой денежной сумме, установленной Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом изменения группы инвалидности.
Из имеющейся в материалах дела справки о выплаченных истцу суммах возмещения вреда здоровью (л.д.9-10) усматривается, что с 21.06.2002 года в связи с установлением истцу инвалидности 2-й группы к выплачиваемой ему сумме возмещения вреда применен коэффициент 1,12 и выплачивалось по <данные изъяты> рублей в месяц.
В 2003 году к выплаченной истцу сумме возмещения вреда применен коэффициент 1,2544 и выплачивались по <данные изъяты> рублей в месяц.
В декабре 2003 года истцу уставлена инвалидность 1-й группы, с 01.01.2004 года ему выплачивается ежемесячно возмещение вреда по <данные изъяты> рублей с применением коэффициента индексации 1,38.
Указанные суммы возмещения вреда выплачивались истицу на основании п. 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326.
Согласно указанным Правилам ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12, исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 годы Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год".
Кроме того, установленная законом с учетом инвалидности истца фиксированная ежемесячная сумма возмещения вреда с 01.01.2004 года была повышена на коэффициент 1,38 на основании Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, которым утверждены «Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно Правил ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 части 1 статьи 14 и пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», индексируются с 1 июня 2004 года с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом, исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», и «О федеральном бюджете на 2004 год».
В дальнейшем с 01.01.2005 года по 01.01.2011 года выплачиваемая истцу в возмещение вреда фиксированная ежемесячная сумма повышалась с учетом ежегодных коэффициентов инфляции, установленных Постановлениями Правительства РФ.
В связи с этим размер выплаченных истцу ежемесячных сумм возмещения вреда составил с 01.01.2005 года – <данные изъяты> рублей, с 2006 года – <данные изъяты> рублей, с 01.01.2007 года – <данные изъяты> рублей, с 01.01.2008 года – <данные изъяты> рублей, с 01.01.2009 года – <данные изъяты> рублей, с 01.01.2010 года – <данные изъяты> рублей, с 01.01.2011 года – <данные изъяты> рублей.
Данные обстоятельства также подтверждены справкой о выплаченных истцу суммах возмещения вреда здоровью.
Истец просит проиндексировать выплаченные ему в возмещение вреда суммы с учетом роста коэффициентов ВПМ для пенсионеров по Тульской области за период с 01.01.2002 года – 1,258, с 01.01.2003 года – 1,458, с 01.10.2004 года – 1,229, и с дальнейшей индексацией полученных сумм возмещения вреда согласно ежегодным коэффициентам инфляции, установленным Правительством РФ за период с 01.01.2005 года по 01.01.2011 года.
Разрешая данные требования истца, суд приходит к выводу, что они необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
<данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 базового Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 рублей, инвалидам 2 группы - 2500 рублей, инвалидам 3 группы - 1000 рублей.
В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года № 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года № 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 года № 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года № 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года № 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года № 914 "Об индексации в 2008-2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2010 года № 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Поэтому выводы истца относительно необходимости индексации в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент его обращения с настоящим иском законодателем установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
С учетом изложенного исковые требования Казакова Н.А. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Казакова Н.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ, УФК по Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости, Департаменту социального развития Тульской области о взыскании убытков, причиненных в связи с невыплатой сумм возмещения вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г.Тулы в течение десяти дней после принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий