решение от 27.05.2011 г. по иску Протченко Л.В. к администрации Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 годагород Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.

при секретаре Скворцовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1767/11 по иску Протченко Л.В. к администрации Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет на замещение должностей государственной гражданской службы, обязании назначить пенсию за выслугу лет,

установил:

Протченко Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет на замещение должностей государственной гражданской службы, указав в обоснование заявленных требований на то, что она в период с 17.09.1990 года по 30.11.2001 года работала на должностях государственной гражданской службы в Департаменте социальной защиты населения администрации Тульской области и имела право на установление доплаты к пенсии (в редакции Закона № 610-ЗТО – пенсии за выслугу лет), как федеральному государственному служащему в соответствии с Законом Тульской области от 03.07.1997 года № 58-ЗТО.

Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 610-ЗТО устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

В 2010 года истице была назначена трудовая пенсия по старости, в связи с чем она 14.12.2010 года обратилась в администрацию Тульской области с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО. Однако письмом от 12.01.2011 года № П-13588 администрация Тульской области сообщила, что она, Протченко Л.В., не имеет права на установление пенсии за выслугу лет, поскольку у нее отсутствует необходимый стаж работы на должностях государственной гражданской службы. С данным отказом Протченко Л.В. не согласна, указывая на то, что ее стаж государственной гражданской службы составляет 11 лет 2 месяца 13 дней, что в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 03.07.1997 года № 58-ЗТО, действовавшим на момент ее увольнения с должности государственного гражданского служащего, давало право на установление ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему должности государственных служащих.

На основании вышеизложенного истица просит признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы в Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в Тульской области». Обязать администрацию Тульской области назначить ей пенсию за выслугу лет с даты подачи заявления, то есть с 14.12.2010 года.

В судебном заседании истец Протченко Л.В. заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Тульской области, по доверенности Коробкина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и состоявшим на государственной гражданской службе на 16 августа 1995 года и позднее. Согласно записям в трудовой книжке истицы ее стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, исчисляемый в соответствии с Законом Тульской области от 07.10.2008 года № 1091-ЗТО, составляет 11 лет 2 месяца 13 дней, то есть менее 15 лет. В связи с изложенным оснований для назначения Протченко Л.В. пенсии за выслугу лет не имеется.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие суд не просил. В представленном возражении на иск просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя.

Федеральным законом от 15.12.2001 года 3 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Закона).

Аналогичная норма права содержится и в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно, регулируются Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Тульской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Тульской области, и должности муниципальной службы в Тульской области, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области, при соблюдении установленных настоящим Законом условий.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», за исключением пенсий по старости, назначенных гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и состоявшим на государственной гражданской службе на 16 августа 1995 года и позднее (абз. 1 п. 1 ст. 4 Закона).

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, при замещении должности государственной гражданской службы области не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта) (абз. 1 п. 2 ст. 4 Закона).

Государственные гражданские служащие при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещавшего должность государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначенную в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», за исключением пенсии по старости, назначенной гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и непосредственно перед увольнением замещали должности государственной гражданской службы области не менее 12 полных месяцев.

Государственные гражданские служащие при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещавшего должность государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы области не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

С учетом вышеизложенного, Законом Тульской области № 610-ЗТО от 25.07.2005 года установлено, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, уволенным с государственной гражданской службы, при выходе на пенсию по старости или пенсию по инвалидности, имеющим стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет.

Периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области (далее - гражданские служащие), дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, и стаж муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области (далее - муниципальные служащие), а также порядок исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы, определяет Закон Тульской области от 07.10.2008 г. № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области».

Судом установлено, что истице Протченко Л.В. с 29.11.2010 года назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что подтверждается копией пенсионного удостоверения № от 12.11.2010 года (л.д. 10).

Согласно трудовой книжке истицы (л.д. 13-28), последняя работала:

с 17.09.1990 года по 20.02.1992 года в должности инспектора сектора пенсий и пособий областного Отдела социального обеспечения Тулоблисполкома, 04.02.1992 г. реорганизованного в областное Управление социальной защиты населения администрации тульской области;

с 21.02.1992 года по 31.12.1994 года – в должности ведущего инспектора отдела организации и назначения и выплаты пенсий и пособий областного Управления социальной защиты населения администрации Тульской области, 24.02.1992 года реорганизованного в областной комитет социальной защиты населения администрации Тульской области, а затем с 04.01.1995 года в Департамент социальной защиты населения администрации Тульской области;

с 01.01.1995 года по 31.07.2001 года – в должности ведущего специалиста отдела организации назначения и выплаты пенсий Департамента социальной защиты населения администрации Тульской области;

с 01.08.2001 года по 30.11.2001 года – в должности главного специалиста отдела организации и назначения и выплаты пенсий Департамента социальной защиты населения администрации Тульской области.

30.11.2001 года истица была уволена по соглашению сторон в порядке перевода в отделение Пенсионного фонда России по Тульской области в соответствии с пп. 1, 5 ст. 29 КЗоТ РФ.

Таким образом, стаж государственной гражданской службы истицы, исчисленный в соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 07.10.2008 г. № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области», составляет 11 лет 2 месяца 13 дней, что не оспаривалось сторонами по делу.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что трудовая пенсия по старости истице, 1955 года рождения, была назначена в связи с достижением ею возраста 55 лет в 2010 году, на Протченко Л.В. распространяется действие Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО. А поскольку стаж государственной гражданской службы истицы, исчисленный в соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 07.10.2008 г. № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области», составляет менее предусмотренного статьей 4 названного Закона 15 лет, пенсия за выслугу лет за счет средств бюджета Тульской области Протченко Л.В. не может быть установлена.

В обоснование своих требований истица Протченко Л.В. ссылается на наличие у нее права на назначение пенсии за выслугу лет согласно положений Закона Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области».

Вместе с тем, Закон Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО утратил силу с 13.08.2005 года в связи с вступлением в силу Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО, то есть до возникновения права истицы на пенсию по старости в связи с достижением 55-летнего возраста.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что Закон Тульской области № 58-ЗТО от 18.07.1997 года распространялся на лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей Тульской области, имеющих право на государственную пенсию по старости, назначенную на основании Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также имеющих право на государственную пенсию по инвалидности, полученной в результате исполнения должностных обязанностей по государственной службе.

Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии был предусмотрен Положением «О порядке установления и выплаты ежемесячных доплат к государственным пенсиям в соответствии с Законом Тульской области «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области».

Действие названного Положения распространялось на лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей Тульской области, и состоявших на государственной службе по состоянию на 16 августа 1995 г. и позднее, имеющих право на государственную пенсию по старости, назначенную на основании: - Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также имеющих право на государственную пенсию по инвалидности, полученной в результате исполнения должностных обязанностей по государственной службе; - Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Государственному служащему, высвобождаемому в связи с прекращением полномочий, увольнением с государственной службы в случае ликвидации или реорганизации органов государственной власти, сокращения численности аппаратов органов государственной власти, увольнением по соглашению сторон, а также в связи с выходом на государственную пенсию, доплата к пенсии могла быть установлена либо после перехода на пенсию по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», либо по Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» при наличии одного из следующих условий: - получение государственной пенсии в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации; - отсутствие необходимого общеустановленного пенсионного возраста при наличии на момент увольнения стажа государственной службы, необходимого для установления доплаты.

Таким образом, несмотря на то, что истица имела необходимый для установления доплаты к пенсии 10-летний стаж государственной гражданской службы, действие Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18.07.1997 года на истицу на момент ее увольнения в 2001 году с государственной гражданской службы не распространялось, в связи с чем ссылка Протченко Л.В. на то, что в связи с принятием Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО она лишилась приобретенных ранее прав и был снижен уровень ее социальной защищенности, является необоснованной.

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленных Протченко Л.В. требований о признании за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы в Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в Тульской области»; обязании администрацию Тульской области назначить ей пенсию за выслугу лет с даты подачи заявления, то есть с 14.12.2010 года, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Протченко Л.В. о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы в Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в Тульской области», обязании назначить пенсию за выслугу лет, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий