Дело № 2-1275/09
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Юдакове С.А.,
с участием истца Рыжковой Л.М., ее представителя по доверенности Лучина А.В., представителя ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжковой Л.М. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании незаконным отказа в приеме заявления на приобретение гражданства, обязании оформить гражданство в упрощенном порядке,
установил:
Рыжкова Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области (далее УФМС России по Тульской области) в приеме заявления на приобретение гражданства Российской Федерации.
В представленном в суд 16 мая 2011 года исковом заявлении Рыжкова Л.М. уточнила заявленные исковые требования и просила признать незаконным отказ УФМС России по Тульской области на приобретение гражданства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязать УФМС России по Тульской области оформить гражданство России в упрощенном порядке на основании п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального Закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ.
В обоснование заявленных требований Рыжкова Л.М. указала на то, что является гражданкой <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ею получен вид на жительство по адресу: <адрес>.
В апреле 2010 года она обратилась в УФМС России по Тульской области с необходимым пакетом документов для принятия гражданства Российской Федерации, в том числе, ею было предоставлено свидетельство о заключении брака и копия паспорта ФИО3
Однако в нарушение п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62 - ФЗ, Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ документы приняты не были и устно разъяснено, что в УФМС России по Тульской области имеется заявление ФИО3 о признании брака недействительным.
На момент подачи заявления и необходимого пакета документов она имела вид на жительство в Российской Федерации, более трех лет состояла в браке с гражданином России, в связи с чем, имела право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным заявлением о выдаче ей официального отказа о принятии документов на гражданство Российской Федерации, на что дан ответ о невозможности рассмотрения заявления о приобретении гражданства в связи с рассмотрением в суде иска ФИО3 о признании брака недействительным.
27 июля 2010 года мировым судьей судебного участка № 70 Советского района г. Тулы в иске о признании брака недействительным ФИО3 отказано.
После вступления решения суда в законную силу 09 ноября 2010 года, она ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в УФМС России по Тульской области.
В связи с тем, что ее муж ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ поменял свой паспорт на новый по достижению 45 летнего возраста, она просила истребовать форму № 1 паспорта, находящуюся в отделении УФМС России по Советскому району города Тулы, или иной документ для подтверждения гражданства РФ ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ в истребовании документов на приобретение гражданства отказано в связи с тем, что заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, надлежащее оформление требуемого пакета документов, а ею не представлен паспорт супруга.
В связи с конфликтной ситуацией она не обнаружила у себя дома ряда документов, подаваемых ею на гражданство, а именно квитанции об оплате государственной пошлины, заявления об отказе от гражданства Украины, а также заявление о приеме в гражданство России, в результате чего была вынуждена вышеуказанные документы изготовить повторно.
Считает, что на момент обращения в УФМС России по Тульской области в июне 2010 года с заявлением на приобретение гражданства Российской Федерации она имела все законные основания для того, чтобы такое заявление было принято и положительно рассмотрено в соответствии с действующим законодательством России.
В судебном заседании истец Рыжкова Л.М., ее представитель по доверенности Лучин А.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования Рыжковой Л.М. не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (далее Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и обладающих дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя лично (ст. 32 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ).
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ст. 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ).
При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации взимается государственная пошлина (ст. 34 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ).
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
Согласно п. п. 10, 14 названного Указа Президента РФ лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, вместе с заявлением о приеме в гражданство, форма которого определена в Приложении № 1, представляет: вид на жительство; один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию; документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства; документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды; свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации.
Кроме этого, Приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 года № 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.
При этом, заявитель согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу (п.17).
Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений в зависимости от оснований приема в гражданство (пункты 13 - 16, 22 Положения), выдает бланк квитанции для уплаты государственной пошлины, 2 бланка заявлений (приложение N 1 к Положению), объясняет правила и технологию их сбора и заполнения (пункты 2 - 9 Положения).
Заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4 - 7 Положения); надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения); подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), оплату государственной пошлины (п.17.1)
Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.
Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей, со статьями 24 - 25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины.
На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо: принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения, принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных; принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов.
В судебном заседании достоверно установлено, что Рыжкова Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой <данные изъяты>, что следует из паспорта на ее имя.
Рыжкова Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с ФИО3, что подтверждается актовой записью о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом ЗАГС г. Тулы по Советскому району.
С ДД.ММ.ГГГГ Рыжкова Л.М. зарегистрирована по адресу: <адрес> (выписка из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета №).
Проверяя доводы истца о неправомерности отказа в приеме заявления, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Рыжкова Л.М. обратилась с заявлением на имя исполняющего обязанности УФМС России по Тульской области ФИО6, в котором просила выдать ей отказ от принятия документов на гражданство Российской Федерации.
Письмом УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рыжковой Л.М. сообщено, что ее обращение рассмотрено, разъяснены положения п. Б ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве» и указано на то, что ее супругом ФИО3 подано заявление о признании брака недействительным, в связи с чем, в настоящее время рассмотреть заявление о приобретении гражданства Российской Федерации не представляется возможным.
Считая данный отказ в приеме заявления о гражданстве незаконным, Рыжкова Л.М. обратилась в суд за его оспариваем и признании незаконным.
Как следует из объяснений истца Рыжковой Л.М. и ее представителя Лучина А.В., впервые Рыжкова Л.М. обратилась с заявлением установленного образца в отдел УФМС России по Тульской области по гражданству в мае 2010 года, при этом ею к заявлению были приложены: ксерокопии свидетельства о рождении, диплома с переводом, заверенные нотариусом, отказ от гражданства Украины, справка с ЖЭУ, ксерокопия паспорта супруга ФИО3, квитанция об уплате государственной пошлины, которую представить не может в связи с переездом. При проверке документов выяснилось, что ФИО3 поменял паспорт в связи с достижением 45-летнего возраста, и было предложено представить новый паспорт супруга. Из-за возникших конфликтных отношений с ФИО3 она не могла представить его новый паспорт, в связи с чем, обращалась в УФМС с просьбой истребовать форму № 1 для подтверждения гражданства супруга, но и в этом ей было отказано.
Однако в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств того, что она действительно в установленном действующим законодательством порядке, указанном выше, обращалась в УФМС России по Тульской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Рыжкова Л.М. обратилась в отдел УФМС России по Тульской области в Советском районе г. Тулы с заявлением о принятии от нее заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и истребовании формы № 1 для подтверждения гражданства ФИО3
Письмом УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рыжковой Л.М. разъяснено, что ей необходимо представить паспорт мужа ФИО3, как того требует п.13 Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
В судебном заседании уточнялась правовая позиция истца относительно того, какие именно действия УФМС России по Тульской области просит признать незаконным, на что истец категорически утверждала, что просит признать незаконным отказ УФМС России по Тульской области на приобретение гражданства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и просит обязать УФМС России по Тульской области оформить гражданство России в упрощенном порядке на основании п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального Закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, в связи в чем, суд на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ рассматривает требования в пределах заявленного.
Заявление Рыжковой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и заявление от ДД.ММ.ГГГГ, имеющиеся в материалах настоящего гражданского дела и представленные в УФМС России по Тульской области, нельзя рассматривать как заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поскольку они по своей форме не соответствуют форме заявления, предусмотренного Приложением № 1 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», и к ним не приложен пакет необходимых документов.
Факт обращения Рыжковой Л.М. в мае 2010 года, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением и необходимыми документами в УФМС России по Тульской области не нашел своего подтверждения, что подтверждается журналом учета личных дел по вопросам гражданства РФ №, письмом УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором отсутствуют сведения об обращении Рыжковой Л.М. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области по доверенности ФИО5 указала, что Рыжкова Л.М. обращалась УФМС России по Тульской области за консультациями по вопросу подачи и составления заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, ей разъяснялись положения действующего законодательства, что не отрицалось Рыжковой Л.М. в судебном заседании и следует из рапортов сотрудников УФМС России по Тульской области ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Данные действия Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области не противоречат действующему законодательству в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, являются законными и обоснованными.
Сам по себе факт разъяснения порядка обращения с заявлением о получении гражданства РФ в упрощенном порядке в УФМС России по Тульской области не является отказом в приеме указанного заявления.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, проанализировав изложенные выше правовые акты, регламентирующие правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также представленные лицами, участвующими в деле, доказательства на предмет относимости, достоверности, допустимости, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу, что Рыжковой Л.М. не представлены в УФМС России по Тульской области заявление о приеме в гражданство Российской Федерации и необходимые документы для решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации, факт отказа Рыжковой Л.Н. в приеме заявления в ходе судебного разбирательства дела не подтвержден и не доказан, в связи с чем, требования Рыжковой Л.М. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Рыжковой Л.М. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании незаконным отказа в приеме заявления на приобретение гражданства, обязании оформить гражданство в упрощенном порядке отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий