Дело № 2-1401/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2011 годаг. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Юдакове С.А.,
с участием представителя истца Жукова М.Е. по доверенности Алампиева В.А., представителя ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности ФИО4.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова М.Е. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации,
установил:
Жуков М.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии и с учетом индексации, в котором просил признать его право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года исходя из расчетного размера пенсии, взыскать с Военного комиссариата Тульской области в его пользу недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в размере 624356 рублей 44 копеек.
В представленном в суд 10 мая 2011 года исковом заявлении Жуков М.Е. уточнил заявленные требования и просил признать его право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года исходя из расчетного размера пенсии, взыскать с Военного комиссариата Тульской области в его пользу недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в размере 168632 рублей 70 копеек.
В обоснование заявленных требований Жуков М.Е. указал на то, что является отцом погибшего ДД.ММ.ГГГГ участника боевых действий в <адрес> ФИО5 и с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца.
Однако при назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца Военный комиссариат Тульской области не выплачивал повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года, на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.
Кроме этого, пенсия по случаю смерти кормильца по независящим от него обстоятельствам была назначена ему лишь с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, что также считает нарушением своих прав.
Истец Жуков М.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Жукова М.Е. по доверенности Алампиев В.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования истца не признала, просила в иске отказать, считая их не основанными на нормах действующего законодательства.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части полевая почта № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 исключен из списков части и всех видов довольствия с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, выполняя боевое задание, погиб ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти ДИЗ 1-ЖА № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п.п. 1 п. 1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Учитывая установленные обстоятельства по делу, положения п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Приложение (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации) к указанному Закону, суд приходит к выводу о том, что ФИО5 являлся ветераном боевых действий, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 3 названного Закона.
Жуков М.Е. является отцом ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении I СВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года) предусматривается три вида пенсии: пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Жуков М.Е. с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как отец умершего ФИО5
Считая, что пенсия по случаю смерти кормильца должна выплачиваться не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, Жуков М.Е. обратился в суд с указанным.
Жуков М.Е. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Из возражений представителя ответчика Военного комиссариата Тульской области в судебном заседании следует, что Жуков М.Е. не имеет права на получение пенсии по случае смерти кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку получение пенсий по одному ведомству до ДД.ММ.ГГГГ законодателем предусмотрено не было.
Однако с данными доводами суд согласиться не может.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Исключение из этого правила предусмотрено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей с 01 января 2000 года по до 01 января 2006 года) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи) (в ред. Федерального закона от 01.06.99 N 110-ФЗ).
Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) (часть третья введена Федеральным законом от 01.06.99 N 110-ФЗ).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01 января 2006 года, в части третьей статьи 7 и части второй статьи 10 слова "Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" заменены словами "Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», вступившим в силу с 01 января 2008 года, второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: "Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца)".
Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года.
Правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным Федеральным законам.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" вступил в законную силу с 01 января 2002 года.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 3 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца предоставляется родителям только тех военнослужащих, которые проходили службу по контракту и погибли вследствие военной травмы (часть третья статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Следовательно, граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (родители погибшего военнослужащего), оказались в неравном положении из-за характера их профессиональной деятельности. Так, лица, получающие трудовую пенсию по старости или по инвалидности, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а лица, получающие пенсию за выслугу лет на основании Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лишены возможности на получение второй пенсии - пенсии по случаю потери кормильца, что порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.
Проанализировав изложенные выше нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что лишение истца, являющегося военным пенсионером, возможности на получение пенсии по случаю потери кормильца, если последний погиб при исполнении обязанностей военной службы, не согласуется с конституционными принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в положениях ст. ст. 2, 19 (части 1 и 2), 39 Конституции Российской Федерации.
Данный вывод согласуется также с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июня 2010 года N 122-ФЗ в подпункт 3 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно новой редакции указанной нормы, пенсия по случаю потери кормильца может выплачиваться одновременно с получением пенсии за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренную Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких обстоятельствах, суд считает, что Жуков М.Е. имеет право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает, что обязанность представления в пенсионный орган заявления о назначении пенсии возложена на гражданина, обращающегося за ее назначением.
Ст. 54 названного Закона установлено, что днем обращения считается день подачи гражданином в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.
Факт того, что истец в установленном законом порядке обратился в соответствующий пенсионный орган только 24 октября 2008 года в ходе судебного заседания сторонами не опровергнут и подтверждается собственноручно заполненным заявлением истца.
Согласно статье 53 Закона при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Из справки о размере выплат, произведенных Жукову М.Е., пенсия по случаю потери кормильца выплачивается ДД.ММ.ГГГГ, при этом истцу сделан перерасчет за 10 месяцев, предшествующих обращению с заявлением о назначении пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35880 рулей.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, несвоевременно обратился за пенсией, то ему должна быть произведена доплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсия по случаю потери кормильца в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть ниже при исчислении пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 36 настоящего Закона - 150 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в редакции Закона, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ).
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 24.09.2007) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" минимальный размер пенсии установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1260 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 1560 рублей.
На основании п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (в ред. Федеральных законов от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии с п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области утверждал, что Жуков М.Е. не имеет права на повышение пенсии, поскольку льготы, установленные п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий, а распространение этих льгот на членов семьи погибшего (умершего) участника боевых действий не предусмотрена.
Однако с данными доводами суд согласиться не может.
Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потере кормильца, в соответствии со ст. 28 данного Закона, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсии», где учитывается общее повышение для всех видов пенсий.
Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Из этого следует, что данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членом семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в ст. 45 Закона, дающей право на повышение.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 ст. 46 того же Закона (в ред. Федерального закона от 19 декабря 1997 года № 153-ФЗ), предусматривающей повышение пенсии по случаю смерти кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что положения п. «г» ст. 45 Закона распространяют свое действие на члена семьи умершего ветерана боевых действий ФИО5, проходившего службу в <адрес>, отца Жукова М.Е., являющегося получателем данного вида пенсии.
Тем самым, Жукову М.Е. пенсия по случаю потери кормильца ФИО5, который является ветераном боевых действий в <адрес>, подлежит повышению в соответствии с п. «г» ст. 45 названного Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ.
Пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионера пенсионными органами Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 193 ГК РФ должник обязан возместить убытки лицу, которому они были причинены, исходя из цен, существующих в том месте, где обязательство должно быть исполнено.
Нормы федерального законодательства, в т.ч. регулирующие правоотношения в области пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, к каковым относится истец, определяют механизм реального возмещения убытков в условиях нестабильности цен - индексацию по индексам роста потребительских цен.
В результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные Жукову М.Е. денежные суммы утратили свою покупательную способность, что, безусловно, причинило убытки, которые в соответствии со ст. ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ должны быть полностью возмещены. Это правило распространяется и на обязанность возмещения причиненных убытков в результате несвоевременной выплаты пенсии.
Таким образом, в пользу Жукова М.Е. с военного комиссариата Тульской области подлежит взысканию недополученная сумма пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с учетом индексации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8328 рублей 07 копеек согласно следующему расчету:
1260 рублей х 150% = 1890 рублей
недополученная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дней) – 1890 рублей : 31 день х 8 дней = 487 рублей 74 копейки
недоплата к пенсии с учетом повышения на 100% - 304 рубля 49 копеек : 31 день х 8 дней = 78 рублей 58 копеек
общая недоплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 566 рублей 32 копейки
недополученная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1890 рублей
недоплата к пенсии с учетом повышения на 100% - 304 рубля 49 копеек
общая недоплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 2456 рублей 32 копейки
недополученная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2340 рублей
недоплата к пенсии с учетом повышения на 100% - 304 рубля 49 копеек
общая недоплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 2644 рубля 49 копеек
октябрь | 566,32р. | 0,00р. | 566,32р. | 101,6 | 575,38р. |
ноябрь | 2 456,32р. | 575,38р. | 3 031,70р. | 101,4 | 3 074,14р. |
декабрь | 2 644,49р. | 3 074,14р. | 5 718,63р. | 103,6 | 5 924,51р. |
январь 2008 г. | 5 924,51р. | 5 924,51р. | 101,1 | 5 989,68р. | |
февраль | 5 989,68р. | 5 989,68р. | 101,4 | 6 073,53р. | |
Март | 6 073,53р. | 6 073,53р. | 101,3 | 6 152,49р. | |
апррель | 6 152,49р. | 6 152,49р. | 102 | 6 275,54р. | |
май | 6 275,54р. | 6 275,54р. | 101,4 | 6 363,39р. | |
Июнь | 6 363,39р. | 6 363,39р. | 100 | 6 363,39р. | |
Июль | 6 363,39р. | 6 363,39р. | 100,2 | 6 376,12р. | |
Август | 6 376,12р. | 6 376,12р. | 101,3 | 6 459,01р. | |
Сентябрь | 6 459,01р. | 6 459,01р. | 101,6 | 6 562,35р. | |
Октябрь | 6 562,35р. | 6 562,35р. | 101 | 6 627,98р. | |
Ноябрь | 6 627,98р. | 6 627,98р. | 100,5 | 6 661,12р. | |
Декабрь | 6 661,12р. | 6 661,12р. | 102,7 | 6 840,97р. | |
январь 2009 г. | 6 840,97р. | 6 840,97р. | 101,9 | 6 970,95р. | |
Февраль | 6 970,95р. | 6 970,95р. | 101,5 | 7 075,51р. | |
Март | 7 075,51р. | 7 075,51р. | 100,8 | 7 132,11р. | |
Апрель | 7 132,11р. | 7 132,11р. | 100,4 | 7 160,64р. | |
май | 7 160,64р. | 7 160,64р. | 100,6 | 7 203,61р. | |
Июнь | 7 203,61р. | 7 203,61р. | 100,6 | 7 246,83р. | |
Июль | 7 246,83р. | 7 246,83р. | 99,2 | 7 188,85р. | |
Август | 7 188,85р. | 7 188,85р. | 100,1 | 7 196,04р. | |
Сентябрь | 7 196,04р. | 7 196,04р. | 100,2 | 7 210,44р. | |
Октябрь | 7 210,44р. | 7 210,44р. | 100,7 | 7 260,91р. | |
ноябрь | 7 260,91р. | 7 260,91р. | 100,5 | 7 297,21р. | |
Декабрь | 7 297,21р. | 7 297,21р. | 101,9 | 7 435,86р. | |
январь 2010 г. | 7 435,86р. | 7 435,86р. | 101,1 | 7 517,65р. | |
Февраль | 7 517,65р. | 7 517,65р. | 100,8 | 7 577,80р. | |
Март | 7 577,80р. | 7 577,80р. | 100,4 | 7 608,11р. | |
Апрель | 7 608,11р. | 7 608,11р. | 100,5 | 7 646,15р. | |
май | 7 646,15р. | 7 646,15р. | 100,3 | 7 669,09р. | |
Июнь | 7 669,09р. | 7 669,09р. | 100,4 | 7 699,76р. | |
Июль | 7 699,76р. | 7 699,76р. | 100,6 | 7 745,96р. | |
Август | 7 745,96р. | 7 745,96р. | 100,3 | 7 769,20р. | |
Сентябрь | 7 769,20р. | 7 769,20р. | 100,5 | 7 808,04р. | |
Октябрь | 7 808,04р. | 7 808,04р. | 100,8 | 7 870,51р. | |
Ноябрь | 7 870,51р. | 7 870,51р. | 101,2 | 7 964,95р. | |
Декабрь | 7 964,95р. | 7 964,95р. | 102,7 | 8 180,01р. | |
Январь 2011 г. | 8 180,01р. | 8 180,01р. | 100,9 | 8 253,63р. | |
февраль | 8 253,63р.. | 8 253,63р.. | 100,5 | 8 294,89р. | |
Март | 8 294,89р. | 8 294,89р.. | 100,4 | 8 328,07р. |
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Жукова М.Е. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации удовлетворить частично.
Признать за Жуковым М.Е. право на получение пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии на 100% установленного законодательством Российской Федерацией минимального размера пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Жукова М.Е. недополученную сумму пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с учетом индексации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8328 рублей 07 копеек.
В остальной части в иске Жукову М.Е. – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий