31.05.2011 по иску Галаса М.И. о присвоении звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 годаг. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Невмержицкой А.Н.,

при секретаре Шмелевой М.И.,

с участием истца Галаса М.И., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2357/11 по иску Галаса М.И. к Государственному Учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

Галас М.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее по тексту ГУ ТО «УСЗН г. Тулы») о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда» и взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указал то, что он является пенсионером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он был награжден медалью «За отличие в службе 1 степени».

14.04.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», приложив необходимые документы.

20.04.2011 года в удовлетворении его заявления было отказано из-за того, что его продолжительность трудового стажа не соответствует требованиям закона, с чем он не согласен, так как его трудовой стаж в календарном исчислении – 21 год, в льготном – 8 лет, а всего выслуга составила 29 лет, в связи с чем считает, что он имеет все основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».

Ссылаясь на изложенное, просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Истец Галас М.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенные выше основаниям, просил их удовлетворить. Также просил взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 2 000 рублей.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что трудовой стаж истца в календарном исчислении, установленный Законом для присвоения звания «Ветеран труда», составляет менее 25 лет. Спора о том, что имеющиеся у Галаса М.И. награды дают основания для присвоения звания, нет, по существу вопрос только в стаже. Кроме того указал, что сумма в размере 2 000 рублей, которую истец просит взыскать в качестве расходов по оплате юридических услуг, является завышенной.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда.

Так, в ч. 1 ст. 7 названного Закона установлено, что ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах»).

Во исполнение этого, 15.05.2007 года Постановлением Тульской областной Думы № 43/1867 был принят Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (с последующими изменениями в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО), который к условиям присвоения звания "Ветеран труда" относит, в том числе, наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области).

Из вышеуказанных правовых норм следует, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", имеет наличие необходимого стажа для назначения пенсии и факт признания особых трудовых заслуг гражданина перед государством.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что Галас М.И. является получателем пенсии за выслугу нет (29 лет) с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается удостоверением серии ГФ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Военноым комиссариатом Тульской области, пенсионер МО РФ Галас М.И. получает пенсию за выслугу лет по линии МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ; выслуга лет составляет 29 лет, в т.ч. календарных – 21 год, льготнызх -8 лет. При назначении пенсии включены периоды военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Изложенные выше обстоятельства ответчиком не оспаривались.

В профессиональной деятельности поощрение - это один из важнейших элементов дисциплины труда, поэтому оно играет большую роль позитивного воздействия на сотрудника и способствует развитию материальных стимулов к труду.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Как следует из материалов дела, за период службы истец Галас М.И. приказом министра Обороны РФ награжден медалью Министерства обороны РФ «За отличие в военной службе 1 степени».

Данные факты подтверждаются наградным удостоверением, исследованным в судебном заседании и сомнений у суда не вызывают.

Изложенное свидетельствует о том, что истец Галас М.И. награжден ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Суд установил, что 14.04.2011 года Галас М.И. обратился в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы, установленные п. 3 ст. 2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Из решения, принятого ответчиком ДД.ММ.ГГГГ за №, усматривается, что в присвоении Галасу М.И. звания «Ветеран труда» было отказано ввиду того, что согласно представленным документам его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, а значит, Галас М.И. не выработал трудовой стаж, необходимый для присвоения ему указанного звания.

Анализируя данное решение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика в присвоении Галасу М.И. звания «Ветеран труда» и выдаче ему соответствующего удостоверения, поддержанные в судебном заседании представителем ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности ФИО3, являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», исходя из следующего.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлены Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ст. 3 закона).

Статьей 4 названного Федерального Закона установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к которым отнесены и военнослужащие.

Военнослужащие – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации федеральных органах правительственной связи и информации, войск гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы (ст. 2 Закона).

В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются такие виды пенсий по государственному обеспечению, как пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.

При этом, пенсия за выслугу лет, в силу п.п. 2 п.1 ст. 4 данного Закона, назначается и сотрудникам органов внутренних дел, к числу которых, исходя из представленных суду материалов дела, относится и Галас М.И.

Статьей 8 указанного Закона установлено, что пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Как указывалось выше и стороной ответчика не оспаривается, истец Галас М.И. с 23.08.2010 года является пенсионером МО РФ; пенсия назначена за выслугу нет (29 лет) в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи шестой закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» отражено, что выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее.

Таким образом, установленные обстоятельства не исключают право истца на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Поскольку на момент обращения – 14.04.2010 года в орган социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Галас М.И. имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, суд приходит к выводу о том, что ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» необоснованно отказало Галасу М.И. в присвоении ему звания «Ветеран труда».

По изложенным мотивам доводы представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности ФИО3 о том, что в удовлетворении исковых требований Галасу М.И. надлежит отказать, так как его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, суд находит несостоятельными.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что у истца имеются все основания для присвоения ему звания «Ветеран труда», а поэтому заявленные им исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Постановлением Администрации Тульской области от 14.05.2009 года № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда» установлено, что результатом предоставления названной государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоена звание «Ветеран труда».

Из Положения о выдаче удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «Об утверждении Положения о выдаче удостоверения «Ветеран труда», также следует, что лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение "Ветеран труда" соответствующего образца, которое регистрируется в Книге учета удостоверений "Ветеран труда".

Как видно из Постановления Администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории г. Тулы Тульской области.

Таким образом, обязанность по выдаче Галасу М.И. удостоверения «Ветеран труда» лежит непосредственно на Государственном учреждении Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы».

Следовательно, исковые требования Галаса М.И. в части обязания ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда» также подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании в его пользу понесенных по делу судебных расходов, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как усматривается по делу, истцом Галасом М.И. в счет оплаты юридических услуг была внесена сумма в размере 2 000 рублей, что подтверждается подлинником квитанции серии АВ №, выданной ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», имеющейся в материалах дела и исследованной в судебном заседании.

Однако сумму в размере 2 000 рублей, указываемую истцом в качестве расходов за юридические услуги (за оказание консультации по правовым вопросам, составление заявления и ходатайств, искового заявления) по настоящему гражданскому делу, суд признает завышенной исходя из сложности данного дела, и в силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Галаса М.И. понесенные по делу судебные расходы, связанные с оказанием ему юридической помощи, в размере 700 рублей, полагая, что данная сумма отвечает требованиям разумности, отказав ему в возмещении остальной части понесенных расходов на оказание юридической помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, а также п.п. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а поэтому подлежит взысканию с ответчика.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что он в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» фактически осуществляет функции государственного органа в сфере социальной защиты населения на территории города Тулы, суд находит несостоятельным.

Так, согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» государственным органом не является, а поэтому на него не могут быть распространены положения названной выше нормы закона.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, определяется судом, исходя из п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и составляет 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Галаса М.И. удовлетворить частично.

Признать за Галасом М.И. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное Учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Галасу М.И. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца.

Взыскать с Государственного Учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Галаса М.И. расходы по оплате юридических услуг в сумме 700 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий