РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 июня 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Калининой М.С., при секретаре Васильеве С.Ю., с участием истца Коцарь В.И., представителей ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенностям Образцовой Н.В., Шафрановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1908/11 г. по иску Коцарь В.И. к Военному комиссариату Тульской области о признании отказа в выплате денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год незаконным, обязании произвести указанную выплату, установил: Коцарь В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о признании отказа в выплате денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год незаконным, обязании произвести указанную выплату. В обоснование заявленных требований истец указал, что он состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Тульской области. 15.03.2011 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 г. № 983 он подал заявление на имя военного комиссара Тульской области с просьбой произвести начисление и выплату денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организациях отдыха и оздоровления детей за 2010 г. на сына – К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К заявлению приложил копию свидетельства о рождении ребенка. Ранее в 2010 г. работниками городского военного комиссариата ему было доведено, что на его сына, К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вышеуказанная выплата не положена. Впоследствии, после изучения законодательства по данному вопросу, он выяснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 911 и ст. 19 Закона «Об образовании» вышеуказанная выплата его сыну положена, поскольку по состоянию на 01.09.2010 г. последнему уже исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то есть работники военного комиссариата ранее ввели его в заблуждение. Однако письмом военного комиссариата Тульской области от 01.04.2011 г. в данной выплате ему отказано. В связи с изложенным истец просит суд признать действия ответчика по отказу в выплате денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год незаконными, обязать военный комиссариат Тульской области произвести указанную выплату. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Также пояснил, что при обращении в военный комиссариат Тульской области в апреле 2010 г. с заявлением о предоставлении компенсации для оплаты стоимости путевки на дочь – К.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ему устно было разъяснено, что такая компенсация на сына – К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ему в 2010 году не положена, в связи с чем заявление о предоставлении такой компенсации он писать не стал. На 01.05.2010 г. – дату, до которой ответчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 911 принимал заявления на выплату компенсации за путевки, его сыну не было 6 лет и 6 месяцев. Об изменении законодательства, позволяющего подавать такие заявления в течение всего года, он не знал, а ответчик своевременно не известил его об этом, несмотря на то, что, по его мнению, обязан был сделать это. С письменным заявлением о выплате ему на сына – К.И.В. компенсации на путевку за 2010 г. он обратился только 15.03.2011 г., когда узнал о наличии у него такого права. Полагает, что его требования о выплате такой компенсации ответчиком были отклонены незаконно. Представители ответчика, Военного комиссариата Тульской области по доверенностям: Шафранова О.В., Образцова Н.В. в судебном заседании возражали против заявленных истцом требований, полагая, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется в связи с пропуском заявителем установленного действующим законодательством срока для обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о выплате ему компенсации стоимости путевки за летний отдых за 2010 год на его несовершенного ребенка. Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями абз. 5 п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции федерального закона от 25.12.2009 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Федеральным законом от 22.07.2010 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения: изложенный выше абзац 5 п. 4 признан утратившим силу. Кроме того, статья 16 дополнена пунктом 4.1, в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10800 рублей на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящим пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящим пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ, вступившего в силу 06.08.2010 года, действие положений пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 4.1 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей. Во исполнение приведенных выше положений закона постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 были утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, в том числе и в части осуществления выплаты для оплаты стоимости путевок их детей. В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил военнослужащим выплата для оплаты стоимости путевок детей военнослужащих осуществляется по месту получения ими денежного довольствия. Прочим лицам, имеющим право на получение данных выплат, - по месту получения ими пенсии. На основании абз. 1 п. 3 названных Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, действие которого согласно п. 3 данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года) для получения вышеуказанных выплат военнослужащие либо родители или законные представители детей представляют в текущем году рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты с приложением к нему соответствующих документов, в том числе копии свидетельства о рождении ребенка. В соответствии с Правилами (в редакции Постановлений Правительства от 26.02.2006 г. № 105, от 26.04.2008 г. № 312 (до внесения в него постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983 изменений), для получения денежной компенсации на оплату стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей заявление и документы должны были быть поданы до 1 мая года, за который производилась выплата. Анализ приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод, что получение военнослужащими, уволенными с военной службы, выплат для оплаты стоимости путевок детей, носит заявительный характер. При этом выплата компенсации для оплаты стоимости путевок детей подлежит осуществлению лишь в случае обращения военнослужащего с соответствующим заявлением в текущем году. Оплата стоимости путевок детей за предыдущие периоды не предусмотрена. Как видно из материалов дела и установлено судом, истец Коцарь В.И. проходил военную службу в качестве <данные изъяты> 30.07.2007 года он был уволен из рядов Вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 05.09.2007 года является пенсионером за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. На момент увольнения общая продолжительность военной службы <данные изъяты> Коцарь В.И. в льготном исчислении составила 25 лет 5 месяцев. Изложенные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа командующего воздушно-десантными войсками (по личному составу) от 30.07.2007 г. № 073 (л.д. 51), выпиской из приказа командира войсковой части № от 04.09.2007 г. (л.д. 52). По делу также установлено, что на иждивении истца находятся двое несовершеннолетних детей: К.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении <данные изъяты> № от 31.05.2005 г. (повторное) и К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении <данные изъяты> № от 10.03.2004 г.). Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и исходя из приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что Коцарь В.И. как пенсионер по линии Министерства обороны РФ, имеющий общую продолжительность военной службы в льготном исчислении более 20 лет и уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, обладал правом на получение выплат за 2010 год для оплаты стоимости путевок своих несовершеннолетних детей, достигших в указанный период возраста шести лет шести месяцев (К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и четырнадцати лет (К.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Имея намерение реализовать свое право на получение компенсации за 2010 год для оплаты стоимости путевки на дочь – К.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 22.04.2010 года Коцарь В.И., как пенсионер по линии Министерства обороны РФ, обратился с соответствующим письменным заявлением по месту получения им пенсии - в Военный комиссариат Тульской области, с приложением к нему необходимых документов (л.д. 57). Указанная выплата на дочь ответчиком была произведена 06.12.2010 г. (л.д. 54) С письменным заявлением о производстве выплаты за 2010 год для оплаты стоимости путевки на сына - К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец в Военный комиссариат Тульской области в 2010 г. не обращался, что Коцарь В.И. в ходе судебного разбирательства дела не отрицалось. С таким заявлением он обратился к ответчику только 15.03.2011 г. Вместе с тем письмом Военного комиссариата по Тульской области от 01.04.2011 года в удовлетворении данного заявления ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что компенсация пенсионерам Министерства обороны РФ стоимости путевок за летний отдых на несовершеннолетних детей носит заявительный характер и за предыдущие годы не предусмотрена (л.д.8). Оценивая доводы истца о незаконности данного отказа, суд находит их несостоятельными, поскольку, как достоверно установлено по делу, обращение Коцарь В.И. в Военный комиссариат с заявлением об оплате стоимости путевки на сына К.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за 2010 год имело место лишь 15.03.2011 года, в то время как согласно абз. 1 п. 3 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 (в редакции постановления Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, действие которого согласно п. 3 данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года), выплата компенсации для оплаты стоимости путевок детей за 2010 год подлежала осуществлению лишь в случае обращения военнослужащего с соответствующим заявлением в текущем, то есть в 2010 году. Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911, в редакции, действующей до внесения в них изменений постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983, также обязывали военнослужащего обратиться с заявлением об оплате стоимости путевки в текущем году (до 1 мая соответствующего года). Данный вывод подтверждается и положениями п.4 ст.242 Бюджетного кодекса РФ, руководящими разъяснениями Финансово-экономического управления Московского военного округа от 16.11.2005 года № 27/4/1694, письмом Военного комиссариата Тульской области от 02.09.2010 года № № о направлении сводных данных о поданных в Военный комиссариат Тульской области заявлениях от пенсионеров Министерства обороны РФ для оплаты стоимости путевок, из содержания которых усматривается, что на вышеуказанные цели средства из федерального бюджета выделяются и подлежат использованию в текущем году, а их остатки, не использованные получателями бюджетных средств, в конце года списываются в федеральный бюджет. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения с заявлением об оплате стоимости путевки за 2010 год на сына – К.И.В., истцом не представлено. Доводы Коцарь В.И. о том, что об уважительности причин пропуска вышеуказанного срока свидетельствует то обстоятельство, что при подаче заявления о выплате компенсации на путевку на дочь - К.О.В. он был введен работником военного комиссариата, пояснившего, что выплата на сына ему в 2010 г. не положена, в заблуждение, а об изменении законодательства, позволяющего подавать такие заявления в течение всего года (а не до 1 мая как было ранее) ему известно не было (полагает, что ответчик обязан был известить его об изменении законодательства), суд находит несостоятельными, поскольку Постановление Правительства РФ от 08.12.2010 года № 983 было официально опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 13.12.2010 г. и в «Российской газете» - 15.12.2010 г., и вступило в силу по истечении 7 дней с момента официального опубликования. При этом в нем указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Таким образом, с 23.12.2010 года по 31.12.2010 года у истца имелась возможность для обращения с заявлением о выплате компенсации на оплату путевки на ребенка в Военный комиссариат Тульской области, что им своевременно сделано не было. Незнание действующего законодательства не является уважительной причиной пропуска истцом срока для подачи заявления о производстве выплаты по оплате стоимости путевки. Действующим законодательством (в том числе и Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132, на которое ссылался истец) на Военный комиссариат не возложена обязанность по доведению (по собственной инициативе) изменений в законодательство до лиц, уволенных с военной службы. Кроме того, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что такое заявление в отношении сына – К.И.В. истцом не подавалось и до 1 мая 2010 г. (отсутствует официальный отказ Военного комиссариата в назначении такой выплаты в 2010 г.). Доказательств введения Коцарь В.И. сотрудниками военного комиссариата в заблуждение суду истцом не представлено. Что касается утверждения Коцарь В.И. о том, что с вопросом об осуществлении вышеназванной выплаты он обращался в Военный комиссариат устно (по телефону) в конце 2010 года, то какими-либо доказательствами оно не подтверждено и правового значения по делу не имеет, поскольку в соответствии с упомянутыми выше Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 (с последующими изменениями), такое обращение должно осуществляться в письменном виде с приложением соответствующих документов, подтверждающих право заявителя на получение такой выплаты. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Коцарь В.И. к Военному комиссариату Тульской области о признании отказа в выплате денежной компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год незаконным, обязании произвести указанную выплату оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий -