17.05.2011 г. решение по иску Сорокиной В.В. о признании права собственности на самовольно возведенные постройки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 год                                                                                      г. Тула

Центральный районный суд г. Тула в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Рахаеве Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Валентины Владимировны к Администрации г. Тулы о признании права собственности на самовольно возведенные постройки,

                                                              установил:

Сорокина В.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании права собственности на самовольно возведенные постройки.

В обоснование заявленных требований указала на то, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежало на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Первой Тульской Государственной нотариальной конторой, реестровый и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Первой Тульской Государственной нотариальной конторой за , её матери - ФИО3

Указанное домовладение расположено на земельном участке по землеотводным документам – площадью 832 кв.м, по данным последней технической инвентаризации – 827 кв.м. Данный земельный участок был выделен прежнему владельцу на праве постоянного бессрочного пользования для строительства жилого дома по договору застройки от ДД.ММ.ГГГГ

По её утверждению, с целью улучшения жилищных условий при жизни ФИО3 на собственные средства и без получения необходимого разрешения на земельном участке по вышеназванному адресу, была возведена жилая пристройка лит. «А3» площадью 12,3 кв.м, состоящая из ванны площадью 4,2 кв.м, туалета площадью 1,2 кв.м и прихожей площадью 6,9 кв.м, а также холодная пристройка лит. «а» переоборудована в жилую пристройку – лит. «а» площадью 10,3 кв.м, состоящую из коридора площадью 2,6 кв.м и кухни площадью 7,7 кв.м.

В результате самовольного возведения и переоборудования построек лит. «А3» и лит. «а» общая площадь жилого дома составила 77,4 кв.м, в том числе жилая площадь – 54,8 кв.м, подсобная – 22,6 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.

В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону , выданного нотариусом г. Тулы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, она является наследником ФИО3

В настоящее время у неё отсутствует возможность зарегистрировать право собственности на наследственное имущество – домовладение по адресу: <адрес>, поскольку на земельном участке по указанному адресу имеет место наличие самовольно возведенных построек.

Согласно техническому заключению, изготовленному ООО "<данные изъяты> на основании проведённого обследования выявлено, что строения лит. «А3» и лит. «а», входящие в состав домовладения по <адрес> находятся в исправном техническом состоянии. Видимых дефектов и повреждений, свидетельствующих о снижении прочностных характеристик конструктивных элементов, не выявлено.

Строительные работы произведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ.

Объемно-планировочные и конструктивные решения, принятые заказчиком при возведении строений, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно-эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП «Дома жилые одноквартирные».

Обследуемые строения пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению.

В силу изложенного, просила суд включить в наследственную массу после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, самовольно возведенные и переоборудованные строения, входящие в состав жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>: лит. «А3» - жилую пристройку площадью 12,3 кв.м и лит. «а» - жилую пристройку площадью 10,3 кв.м.

Признать за ней право собственности на самовольно возведенные и переоборудованные строения, входящие в состав жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>: лит. «А3» - жилую пристройку площадью 12,3 кв.м и лит. «а» - жилую пристройку площадью 10,3 кв.м.

Истица Сорокина В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Мирошин К.А. в судебном заседании заявленные требования Сорокиной В.В. поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Мохначева И.Б. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, в представленном заявлении просила суд рассмотреть дело без её участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения представителя истицы по доверенности Мирошина К.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и копии технического паспорта на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Первой Тульской Государственной нотариальной конторой и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано на праве собственности за ФИО3

В судебном заседании установлено, что ФИО3 умерла - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданному нотариусом г. Тулы ФИО4, наследником к имуществу умершей ФИО3 является её дочь Сорокина В.В.

Как установлено в судебном заседании, наследственное имущество ФИО3 состоит из домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на земельном участке площадью 827 кв.м.

В соответствии с договором застройки от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 832 кв.м. под № по <адрес> квартале № <адрес> был выделен под строительство индивидуального жилого дома ФИО7

Согласно материалам дела, земельный участок по <адрес> квартале № <адрес> в настоящее время значится по адресу: <адрес>.

Из копии технического паспорта по данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на возведение строений: лит. «А3» и на переоборудование лит. «а» - жилой пристройки из холодной в домовладении по <адрес> разрешения не представлено, также указано, что по землеотводным документам площадь земельного участка числится в виде 827 кв.м. Самовольно занятой земли не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ч. 1, 3 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

        Представитель истцы по доверенности Мирошин К.А. в судебном заседании пояснил, что постройки лит. «А3» и лит. «а» возведены еще при жизни ФИО3, а после её смерти находились в пользовании Сорокиной В.В.

        В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях и не может быть включена в наследственную массу.

        Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

       Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненно наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, предусмотренных ст. 222 ГК РФ.

       В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

       Учитывая, что истица по делу в установленном законом порядке приняла наследственное имущество после смерти ФИО3, состоящее из домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено материалами наследственного дела , представленного в адрес суда нотариусом г. Тулы ФИО4, копией свидетельства о праве на наследство по закону, суд приходит к выводу, что у истицы имеются основания для признания за ней права собственности на самовольные постройки, расположенные по вышеуказанному адресу.

Согласно техническому заключению, изготовленному ООО "<данные изъяты> на основании проведённого обследования выявлено, что строения лит. «А3» и лит. «а», входящие в состав домовладения по <адрес> находятся в исправном техническом состоянии. Видимых дефектов и повреждений, свидетельствующих о снижении прочностных характеристик конструктивных элементов, не выявлено.

Строительные работы произведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ.

Объемно-планировочные и конструктивные решения, принятые заказчиком при возведении строений, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно-эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП «Дома жилые одноквартирные».

Обследуемые строения пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд считает, что данное заключение может служить относимым и допустимым доказательством по делу при разрешении требований истца в части оставления самовольных строений на месте, поскольку выводы о техническом состоянии этих строений и возможности их дальнейшей эксплуатации сделаны компетентной организацией, имеющей лицензию на проведение указанных работ и научно обоснованы и сомнений у суда не вызывают.

    Доказательств, свидетельствующих о том, что сохранение данных строений будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создавать угрозу жизни и здоровью граждан, ответчиками суду не представлено, а так же не установлено таковых и судом в ходе рассмотрения дела по существу.

    При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истицы Сорокиной В.В. о признании за ней права собственности на самовольно возведенные и переоборудованные строения: лит. «А3» и лит. «а», расположенные по адресу: <адрес>.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

                                                            решил:

исковые требования Сорокиной Валентины Владимировны удовлетворить.

Сохранить на месте самовольно возведенные и переоборудованные строения: лит. «А3» - жилую пристройку площадью 12,3 кв.м и лит. «а» - жилую пристройку площадью 10,3 кв.м, входящие в состав домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

       Признать за Сорокиной Валентиной Владимировной право собственности на самовольно возведенные и переоборудованные строения: лит. «А3» - жилую пристройку площадью 12,3 кв.м и лит. «а» - жилую пристройку площадью 10,3 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий