10.06.2011 года Иск Пушечкина С.О., Пушечкиной С.М. к ГУ ТО УСЗН г. Тулы о признании гражданина погибшим, предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2614/11 по иску Пучешкиной С.М., Пучешкина С.О. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержи, установленных для родителей погибших военнослужащих,

установил:

Пучешкина С.М. и Пучешкин С.О. обратились в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержи, установленных для родителей погибших военнослужащих.

В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что являются родителями погибшего при исполнении обязанностей военной службы сына – ФИО3.

21.04.2011 года они обратились в Управление социальной защиты населения г. Тулы (отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> г. Тулы) с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», по категории «члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы». 22.04.2011 года в предоставлении мер социальной поддержки Управлением было отказано. С данным решением не согласны по следующим основаниям.

Согласно извещению, выданному ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью <адрес>, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ при прохождении военной службы по призыву. На момент наступления смерти ФИО3 был военнослужащим. В извещении указано, что смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы.

<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ им было выдано удостоверение на право пользования льготами и преимуществами, установленными законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении, получающим пенсию по случаю потри кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего). Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Из изложенного следует, что термины «погибший» и «умерший» применяются в рамках данной статьи в тождественном смысле, поэтому основным критерием для получения льгот следует считать факт нахождения военнослужащего на военной службе при исполнении им обязанностей военной службы.

В связи с изложенным истцы просили суд признать сына – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшим при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); признать за Пучешкиной С.М. и Пучешкиным С.О. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты обращения – 21.04.2011 года; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» предоставить меры социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты обращения – 21.04.2011 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины по 200 рублей каждому.

Определением Центрального районного суда г. Тулы от 10.06.2011 года дело № 2-2614/11 по иску Пучешкиной С.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержи, установленных для родителей погибших военнослужащих и дело № 2-2615/11 по иску Пучешкина С.О. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержи, установленных для родителей погибших военнослужащих объединено в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Объединенному в одно производство делу присвоен № 2-2614/11.

Истец Пучешкина С.М., представляющая также интересы истца Пучешкина С.О. по доверенности, в судебном заседании уточнила заявленные исковые требования и просила суд признать за Пучешкиной С.М. и Пучешкиным С.О. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты обращения – 21.04.2011 года, а именно: ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований Пучешкиной С.М. и Пучешкина С.О.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Пучешкина С.О.

Суд, выслушав объяснения истца Пучешкиной С.М., представляющей также интересы истца Пучешкина С.О. по доверенности, представителя ответчика ГУ ТО УСЗН <адрес> по доверенности ФИО7, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является сыном Пучешкина С.О. и ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО3 , выданным <данные изъяты>.

Согласно извещению, выданному ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью <адрес>, ФИО3 – курсан <данные изъяты>, проходивший военную службу по призыву, умер ДД.ММ.ГГГГ, при этом, в извещении указано, что смерть ФИО3 наступила при исполнении обязанностей военной службы.

В соответствии со свидетельством о смерти, выданным отделом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ родителям ФИО3 – Пучешкину С.О. и Пучешкиной С.М. было выдано удостоверение на право пользования льготами и преимуществами, установленными законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

Пучешкины С.О. и С.М. 21.04.2011 года обратились в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как родителям военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы.

Письмом от 22.04.2011 года Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» истцам было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установленные меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). В связи с тем, что ФИО3 не признан погибшим при исполнении служебных обязанностей, то отсутствуют законные основания в предоставлении мер социальной поддержки по данному основанию.

Однако с данными выводами ответчика согласиться нельзя по следующим основаниям.

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пункт 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

При таком положении закона выводы ответчика, положенные в основу решения от 22.04.2011, о том, что право на получение мер социальной поддержки истцы не имеют, поскольку возможность получении мер социальной поддержки только для членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы, а не умерших, не основаны на действующем законодательстве.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;

- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

- первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).

Таким образом, нормы ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» распространяются на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Давая оценку требованиям истцов о признании за Пучешкиным С.О. и Пучешкиной С.М. права на получение мер социальной поддержки по категории «члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», суд установил, что анализ вышеуказанного материального закона позволяет сделать вывод о том, что юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.

Факт смерти сына истцов в период прохождения военной службы ответчиком не оспаривался.

Из изложенного следует, что термины «погибший» и «умерший» применяются в рамках данной статьи в тождественном смысле, поэтому основным критерием для получения льгот следует считать факт нахождения военнослужащего на военной службе при исполнении им обязанностей военной службы.

При установленных судом обстоятельствах и исследованных в ходе судебного заседания материалов дела, суд считает, что имеются основания для признания права истцов, как родителей погибшего военнослужащего на получение мер социальной поддержки по категории «члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».

Закон Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» определяет форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области (далее - область) в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона «О ветеранах».

Меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям жителей области в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо в жилищном фонде независимо от формы собственности.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей области определяется администрацией области.

В соответствии с Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», на основании статьи 34 Устава Тульской области Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 № 30 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области.

В соответствии с п. 8 вышеуказанного Положения для получения денежной выплаты граждане, указанные в подпунктах 1 - 4, 6 - 29 пункта 1 настоящего Положения, представляют в учреждения социальной защиты по месту жительства (или по месту пребывания) заявление с приложением необходимых документов.

Согласно п. 12 Положения заявление регистрируется в учреждении социальной защиты в журнале регистрации заявлений и решений о назначении денежной выплаты.

Днем обращения за назначением денежной выплаты считается день приема учреждением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами.

Денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8 - 9 настоящего Положения.

Проанализировав представленные доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также все доводы, приведенные заявителем и представителем ответчика, в качестве обоснования заявленных требований, суд приходит к выводу, что исковые требования Пучешкиной С.М. и Пучешкина С.О. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержи, установленных для родителей погибших военнослужащих, являются законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Соответственно, с ответчика необходимо взыскать расходы истцов по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп. каждому, которые подтверждены соответствующими квитанциями.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пучешкиной С.М., Пучешкина С.О. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержи, установленных для родителей погибших военнослужащих удовлетворить.

Признать право Пучешкиной С.М. на получение мер социальной поддержки, установленных для родителей погибших военнослужащих.

Признать право Пучешкина С.О. на получение мер социальной поддержки, установленных для родителей погибших военнослужащих.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» предоставить Пушечкиной С.М. меры социальной поддержки, установленных для родителей погибших военнослужащих, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление с 21 апреля 2011 года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» предоставить Пушечкину С.О. меры социальной поддержки, установленных для родителей погибших военнослужащих, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление с 21 апреля 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Пучешкиной С.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Пучешкина С.О. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий