РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.
при секретаре Скворцовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2013/11 по иску Костюка В.Б. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии с учетом индексации за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года,
установил:
Костюк В.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии с учетом индексации за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года, указав в обоснование заявленных требований на то, что он является пенсионером МО РФ с 07.03.2000 года. Ему выплачивается пенсия в размере 65%. В апреле 2002 года он по семейным обстоятельствам переехал на временное проживание на территорию Украины, где был принят на учет и ему была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет. В октябре 2009 года он вновь в установленном порядке снялся с воинского учета на Украине и переехал на постоянное место жительство в г. Тулу. В Военный комиссариат Тульской области было выслано его пенсионное дело для постановки на воинский учет и назначения пенсии, в котором имеются документы, подтверждающие факт прекращения выплату ему пенсии на Украине с 01.11.2009 года. Однако Военным комиссариатом Тульской области пенсия ему была назначена только с 01.10.2010 года.
На основании вышеизложенного истец просит признать незаконными действия (бездействие) Военного комиссариата Тульской области, связанные с отказом в перерасчете пенсии за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года с учетом индексации, взыскать с Военного комиссариата Тульской области невыплаченную сумму пенсии с учетом индексации за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года в размере 123702 рублей 03 копеек.
В судебное заседание истец Костюк В.Б., представитель истца по доверенности Алампиев В.А. не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представители ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенностям Журавлева Н.А., Шафранова О.В. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований истца, пояснив, что в Военном комиссариате Тульской области Костюку В.Б. назначена пенсия за выслугу лет с 01.10.2010 года в размере 10 573 рублей 22 копеек. Произвести доплату пенсии с 01.11.2009 года по 30.09.2010 года не представляется возможным, поскольку в указанное время истец фактически проживал на Украине.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Костюк В.Б. является пенсионером Министерства обороны РФ с 07 марта 2000 года.
Истцу была назначена пенсия за выслугу лет, которую Костюк В.Б. получал в <данные изъяты> до 01.09.2000 года, когда истец переехал на иное место жительство на Украину.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (заключено в г. Минске 14.02.1992 г.) за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе право получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.
Статьей 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.
До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения (ст. 2).
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (ст. 6).
Согласно ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15.05.1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
С 01.09.2000 года в связи с переменой места жительства, а именно в связи с проживанием на Украине, Ар Крым в <адрес>, истцу Костюку В.Б. была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет в соответствующем пенсионном органе АР Крыма Украины по 31.10.2009 года, что подтверждается удостоверением серии П № от 17.04.2001 года, материалами пенсионного дела, и не оспаривалось сторонами по делу.
Судом также установлено, что истец был временно зарегистрирован по адресу: Украина, <адрес>, откуда снялся с регистрационного учета 27.10.2010 года.
В соответствии со ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
02.11.2009 года истец Костюк В.Б. обратился с письменным заявлением в Главное управление Пенсионного фонда Украины в АР Крым о снятии его с пенсионного учета с 01.11.2009 года и направлении его пенсионного дела в Военный комиссариат Тульской области.
Согласно письма Пенсионного фонда Украины в АР Крым от 18.02.2011 года выплата пенсии за выслугу лет согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» Костюку В.Б. была прекращена с 01.11.2009 года согласно заявлению истца от 02.11.2009 года в связи с переменой места жительства.
25.11.2009 года пенсионное дело истца Крымским республиканским военкоматом было направлено в Военный комиссариат Тульской области, которым получено 23.12.2009 года.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах.
Согласно статье 51 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (орган социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. При этом назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относятся и пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производятся по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Исходя из смысла приведенных норм, пенсия за выслугу лет может быть назначена гражданам, уволенным с военной службы, не ранее дня их исключения из списков личного состава воинской части и не ранее дня, по который выплачено денежное довольствие, при этом назначение пенсии носит заявительный характер, для ее назначения необходима подача письменного заявления в пенсионный орган по месту жительства.
Судом установлено, что истец Костюк В.Б. обратился в Военный комиссариат Тульской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 19 октября 2010 года.
Факт того, что истец в установленном законом порядке обратился в военный комиссариат Тульской области по городу Туле только 19.10.2010, в ходе судебного заседания не опровергнут и подтверждается собственноручно заполненным заявлением истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что каких-либо дополнительных документов истцу представить не предлагалось, днем обращения истца с заявлением о назначении пенсии с представлением полного перечня необходимых документов, в соответствии с правилами, указанными в ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, является 19.10.2010 года.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что истец не мог не знать о заявительном характере назначения пенсии, поскольку из материалов пенсионного дела следует, что указанный порядок истцу был известен, когда он подавал заявление в июле 2000 года о назначении ему пенсии за выслугу лет, а также в июне 2006 года о возобновлении пенсии. Судом принимается также во внимание и то, что 06.06.2006 года истец письменно написал заявление-обязательство о том, то с условиями выплаты пенсии ознакомлен, и при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии, в том числе убытие на постоянное место жительство в другую область или государство, обязуется немедленно представить необходимые документы по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства.
В силу ст. 56 вышеназванного Закона выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится за текущий месяц, в связи с чем Военным комиссариатом Тульской области истцу Костюку В.Б. была законно и обоснованно назначена пенсия за выслугу лет с 01.10.2010 года.
Довод истца о том, что пенсия ему должна быть назначена с 01.11.2009 года, то есть с момента прекращения её выплаты на территории Украины, суд находит необоснованным, поскольку, исходя из вышеприведенных положений Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г., Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенного в г. Ташкенте 15.05.1992 г., а также Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется по месту их жительства.
Судом же установлено, что местом жительства истца до 27.10.2010 года являлся <адрес> Крым Украины, что подтверждается копией паспорта Костюк В.Б., проездным документом, сообщениями врио начальника отдела ВКТО по г. Туле от 19.01.2010 года, от 11.03.2010 года о том, что на служебный прием в пенсионное отделение ОВК ТО по г. Туле истец вызывался для оформления пенсии, но так и не явился, поскольку до настоящего времени проживает на Украине, а также объяснительной истца от 19.10.2010 года на имя начальника отдела ВК ТО по г. Туле, и по существу не оспаривается истцом. При этом суд учитывает, что истец добровольно написал заявление в Главное управление Пенсионного фонда Украины в АР Крым о снятии его с пенсионного учета с 01.11.2009 года и о прекращении выплаты пенсии. Вынужденность подачи Костюком В.Б. данного заявления, и по тому основанию, что изменился порядок выплаты пенсии на Украине лицам, из числа военнослужащих РФ, истцом не доказана, и материалами дела не подтверждается.
Довод истца о том, что он зарегистрирован постоянно с 04.10.2001 года по адресу: <адрес>, не имеет правового значения, поскольку ни из положений статьи 51 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ни из иных вышеприведенных судом положений Соглашений, касающихся порядка назначения и выплаты пенсии, не следует, что назначение пенсии связано с наличием регистрации гражданина по определенному месту жительства.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий (бездействия) Военного комиссариата Тульской области, связанных с отказом в перерасчете пенсии за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года с учетом индексации, взыскании с Военного комиссариата Тульской области невыплаченной суммы пенсии с учетом индексации за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года в размере 123702 рублей 03 копеек, не имется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Костюка В.Б. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии с учетом индексации за период с 01.11.2009 года по 01.10.2010 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий