решение от 15.06.2011 г. по заявлению Поляковой Р.И. об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 июня 2011 года                                           город Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Скворцовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2549/11 по заявлению Поляковой Р.И. об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления,

установил:

Полякова Р.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований Полякова Р.И. указала на то, что 25.04.2011 года она обратилась к начальнику ТУ администрации г. Тулы по Центральному району ФИО6 о незаконных действиях соседки ФИО5, которая представила начальнику ТУ администрации г. Тулы ложную информацию о том, что она, Полякова Р.И., ведет асоциальный образ жизни, в её квартира находится в антисанитарном состоянии.

Она же обращалась к начальнику Территориального управления, чтобы ей оказали содействие в восстановлении её жилищных прав, а вместо этого прислали предписание, в котором указали, что согласно требований ст.293 ГК РФ к ней могут быть предъявлены исковые требования органа местного самоуправления о продаже с публичных торгов её квартиры с выплатой вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение решения суда.

Полякова Р.И. полагает, что вышеуказанное предупреждение вместо надлежащего реагирования на факты, изложенные в её заявлении, нарушают её жилищные права, являются незаконными и необоснованными, поскольку должностным лицом ТУ администрации г. Тулы не предпринято попыток найти бывшего хозяина квартиры, чтобы выяснить у него, по какой причине квартира находится в неудовлетворительном состоянии. Косметический ремонт и ремонт сантехники указанной квартиры производил риэлтор «Мосфинанс-Дом» Матюшин, но фактически ничего для благоустройства квартиры сделано не было. Также не обращено внимания на то, что при переселении её из квартиры на пр. Ленина в квартиру по <адрес>, она была обокрадена, а также на то, что сведения, содержащиеся в письме ФИО5, не соответствуют действительности.

На основании изложенного просила суд обязать ТУ администрации г. Тулы по Центральному району устранить нарушения её жилищных прав, связанных с предупреждением органа местного самоуправления о необходимости продажи с торгов ее квартиры с выплатой вырученных от продажи денежных средств.

В судебном заседании Полякова Р.И., ее представитель Игнатова О.В., допущенная судом к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району по доверенности Киселев А.А. судебном заседании заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что на письмо Поляковой Р.И. был дан ответ, в котором заявительница не предупреждалась о том, что ее квартира будет продана с торгов, а было только дано разъяснение по вопросам, изложенным в обращении Поляковой Р.И. на имя начальника ТУ администрации г. Тулы по Центральному району.

Суд, выслушав объяснения заявительницы, её представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Судом установлено, что 25 апреля 2011 года Полякова Р.И. обратилась с письмом на имя начальника Территориального управления администрации г. Тулы, в котором указала, что данное письменное обращение является ответом и информацией на сообщение её соседки ФИО5, проживающей в квартире <адрес> о невыполнении заявительницей обязанностей по ремонту принадлежащей Поляковой Р.И. квартиры <адрес>.

Также в указанном письме Полякова Р.И. просила предоставить ей объяснение соседки ФИО5 с приложением доказательств, подтверждающих обоснованность указанных последней сведений, с привлечением ФИО5 к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Данное обращение заявительницы было зарегистрировано в ТУ администрации г. Тулы 25.04.2011 года за входящим .

На указанное обращение Поляковой Р.И. Территориальным управлением администрации г. Тулы заявительнице был дан письменный ответ от 12.05.2011 года (л.д. 10), в котором сообщалось, что предоставление информации, содержащейся в жалобе ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>, не представляется возможным в силу ст. 6 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также в письме ТУ администрации г. Тулы по Центральному району разъяснено, что последнее не является органом, осуществляющим уголовное преследование от имени государства, и в соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

Кроме того, Территориальным управлением администрации г. Тулы в письме указывалось на то, что по имеющейся в органе местного самоуправления информации отдела милиции УВД по г. Туле от 06.12.2010 года с заявительницей проводились профилактические беседы по устным обращениям граждан, проживающих в доме <адрес> по поводу бесхозяйственного обращения со своим жилым помещением, а именно по поводу захламления квартиры мусором со свалок и контейнерных площадок, а по имеющейся информации отдела социальной защиты населения по Центральному району г. Тулы от 15.12.2010 года, квартира <адрес>, принадлежащая Поляковой Р.И., находится в антисанитарном состоянии, сантехника не работает, трубы ржавые, посуды нет, мебель в аварийном состоянии. В связи с чем Территориальной управление администрации г. Тулы по Центральному району разъяснена ст. 293 ГК РФ.

Не согласившись с указанными разъяснениями, содержащимися в письме Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району от 12.05.2011 года, Полякова Р.И. обратилась в суд с жалобой.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц входят проверка соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, срок, предусмотренный в ст. 256 ГПК РФ, заявительницей Поляковой Р.И. соблюден.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Положения о Территориальном управлении администрации города Тулы, утвержденного Постановлением Главы администрации города Тулы от 26.04.2006 года № 681 (в ред. Постановления главы администрации города Тулы от 15.05.2006 г. № 741) Территориальное управление администрации города Тулы по району является органом администрации города Тулы, и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Тульской области и другими нормативными правовыми актами Тульской области, Уставом муниципального образования город Тула, решениями Тульской городской Думы, правовыми актами главы муниципального образования и главы администрации города Тулы и настоящим Положением.

Согласно п. 3.3.10.11 названного Положения Территориальное управление администрации города Тулы по району организует прием населения района, рассмотрение жалоб, заявлений, предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 10 вышеназванного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Из материалов дела следует, что письменное обращение Поляковой Р.И. Территориальным управлением администрации г. Тулы по Центральному району рассмотрено заинтересованным лицом в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ 30-дневный срок со дня регистрации письменного обращения, Поляковой Р.И. дан письменный ответ, подписанный должностным лицом Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району.

При рассмотрении вопроса о соблюдении органом местного самоуправления порядка рассмотрения обращения Поляковой Р.И. от 25.04.2011 года по существу, суд исходит из следующего.

Согласно Положения о Территориальном управлении администрации города Тулы, утвержденного Постановлением Главы администрации города Тулы от 26.04.2006 года № 681 основной задачей территориального управления, как органа администрации г. Тулы, является обеспечение выполнения полномочий администрации города Тулы на территории соответствующего района города с целью обеспечения жизнедеятельности города и удовлетворения потребностей его жителей.

Основной функцией территориального управления является осуществление комплексного социально-экономического развития района в соответствии с планом социально-экономического развития города.

В силу п. 3.3.3 Положения Территориальное управление администрации города Тулы по району в области жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения: обеспечивает организацию бесперебойного коммунального, бытового и торгового обслуживания населения; создает условия для жилищного строительства на территории района; осуществляет учет малоимущих граждан и других категорий граждан, установленных жилищным законодательством и другими федеральными законами, проживающих в районе и нуждающихся в жилых помещениях; готовит проекты постановления главы администрации города о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в постановке на учет; подготавливает предложения главе администрации города и проекты постановлений главы администрации города о предоставлении гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в территориальных управлениях, муниципальных жилых помещений по договорам социального найма, по закреплению освободившихся муниципальных жилых помещений в коммунальных квартирах, о переселении граждан из муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания. Создает и обеспечивает работу межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (жилых домов) муниципального жилищного фонда, готовит проекты постановлений главы администрации города о признании жилого дома, помещения непригодным для постоянного проживания на основании акта межведомственной комиссии. Ведет реестр по приватизированным жилым помещениям. Принимает документы, необходимые для согласования переустройства и перепланировки или реконструкции жилых и нежилых помещений и готовит по ним проект постановления главы администрации города Тулы о согласовании. Организовывает работы по благоустройству и озеленению территории района, обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в соответствии с требованиями СНиПов, ТЭРов и иных нормативных документов с финансированием затрат в порядке, установленном главой администрации города. Контролирует и согласовывает размещение на территории района предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания населения. Контролирует на территории городского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом. Организовывает освещение улиц и установку указателей с названием улиц и номеров домов, организовывает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, с учетом вышеуказанных задач, функций и полномочий территориального управления, принимая во внимание положения ст. 307 УК РФ.

Законным и обоснованным суд считает и ответ Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району на письмо Поляковой Р.И. от 25.04.2011 года в части просьбы последней о предоставлении ей объяснений от ФИО5 с приложением доказательств, подтверждающих обоснованность указанных ФИО5 сведений, в частности «адрес подруги, которая приютила ее на срок более полугода», «адрес свалок и мусорных куч», поскольку из материалов дела следует, что ФИО5 обращалась в Территориальное управление администрации г. Тулы по Центральному району с письменным заявлением, а в силу ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. При этом суд принимает во внимание и положения ст. 5 названного выше Закона о том, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц.

Довод Поляковой Р.И. о том, что ей не был представлен акт обследования жилищных условий ФИО5, суд находит необоснованным, поскольку такой просьбы в жалобе Поляковой Р.И. от 25.04.2011 года не содержалось.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что письменное обращение от 25.04.2011 года Полякова Р.И. подала в порядке добровольного предоставления информации заинтересованному лицу по сообщению ФИО5. Вместе с тем, каких-либо сведений о том, что заинтересованным лицом от Поляковой Р.И. были затребованы объяснения по обращению ФИО5 заявительницей суду представлено не было, на их наличие в суде последняя не ссылалась.

Указание же в письме Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району от 12.05.2011 года на имеющуюся в органе местного самоуправления информацию отдела милиции УВД по г. Туле от 06.12.2010 года и отдела социальной защиты населения по Центральному району г. Тулы от 15.12.2010 года, в связи с чем заявительнице разъяснены положения ст. 293 ГК РФ.

Ссылка Поляковой Р.И. на то, что Территориальным управлением администрации г. Тулы по Центральному району было рассмотрено заявление ФИО5 о принятии мер к Поляковой Р.И., не может служить основанием для признания незаконным письменного ответа заинтересованного лица на обращение Поляковой Р.И. от 25.04.2011 года, поскольку не являются предметом рассмотрения настоящего спора. При этом суд учитывает, что территориальное управление выполняло возложенную на него Законом обязанность рассмотрения жалоб, заявлений, предложений граждан, и принятие по ним необходимых меры в пределах своей компетенции. Кроме того, Полякова Р.И. не лишена возможности в дальнейшем обжаловать действия органов местного самоуправления по принятию к ней мер в связи с обращением ФИО5.

Доводы жалобы Поляковой Р.И. о том, что она проинформировала начальника ТУ администрации г. Тулы по Центральному району о незаконных действиях по предоставлению ей вместо квартиры <адрес> г. Тулы квартиры <адрес>, однако мер по оказанию ей содействия в восстановлении её жилищных прав принято не было, суд находит необоснованным, поскольку принятие органом местного самоуправления, его должностным лицом мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов Поляковой Р.И. в указанной части не требовалось, так как решением Центрального районного суда г. Тулы от 13.03.2008 года, вступившим в законную силу, Полякова Р.И. выселена из квартиры <адрес> а в удовлетворении встречного иска Поляковой Р.И. к ООО «Экосфера» о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества от 08 февраля 2007 года, согласно которому Полякова Р.И. продала ООО «Экосфера» принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отказано в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений права и свобод Поляковой Р.И., создание каких-либо препятствий к осуществлению своих прав и обязанностей, а именно прав по пользованию, владению и распоряжению принадлежащим ей жилым помещением, а так же наложение каких-либо незаконных обязанностей, или незаконного привлечения Поляковой Р.И. к ответственности ответом Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району г. Тулы от 12.05.2011 года на обращение Поляковой Р.И. от 25.04.2011 года, не усматриваетсякуратурыин астиорно-курортное лечение за пределли по делам моложеживропольского края в вышестоящий орган социальной защиты на.

На основании вышеизложенного, суд считает, что требования Поляковой Р.И. о признании незаконным действий Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району г. Тулы, обязании устранить нарушения её жилищных прав, не подлежат удовлетворению как не основанные на законе.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Поляковой Р.И. о признании незаконным действий Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району г. Тулы, обязании устранить нарушения её жилищных прав, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий