о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 года                                                     г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Крымской С.В.,

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2858/11 по иску военного прокурора Тульского гарнизона в интересах Губиной Н.Е. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации,

установил:

военный прокурор Тульского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Губиной Н.Е. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Губина Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего в отставке ФИО5, являвшегося участником Великой Отечественной войны.

Однако при назначении Губиной Н.Е. пенсии военным комиссариатом Тульской области последней не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г., на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 года на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости.

В ходе проведенной военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки было установлено, что вместо повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, военным комиссариатом Тульской области Губиной Н.Е. ошибочно выплачивалось повышение, предусмотренное п. «д» ст. 45 Закона, как лицу, родившемуся до 31.12.1931 г., размер которого в два раза меньше, чем размер повышения, предусмотренного п. «г» с. 45 Закона.

В связи с этим, истец просит взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Губиной Н.Е. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании помощник военного прокурора Тульского гарнизона Купкенов И.Р. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Истец Губина Н.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Журавлева Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать в полном объеме, указав в обоснование своих доводов на то, что льготы, установленные п. «г» ст. 45 Закона носят личностный характер и применяются к самим участникам войны и другим категориям граждан, прямо перечисленным в данной норме, распространение льготы на членов семьи погибшего участника боевых действий не предусмотрена.

Согласно действующему законодательству повышение пенсий в соответствии со ст.45 Закона предусмотрено только самим пенсионерам, имеющим на это право. Пенсия назначается на основании подлинных документов, дающих право на отнесение к конкретной категории льготников.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был призван на военную службу, с которой ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по болезни. В годы Великой отечественной войны в период с апреля 1942 года по сентябрь 1945 года он проходил военную службу в составе действующей армии в <данные изъяты> отдельном саперном батальоне <данные изъяты> стрелковой дивизии <данные изъяты> армии, а также в <данные изъяты> особо-саперном батальоне <данные изъяты> стрелковой дивизии <данные изъяты> армии и в <данные изъяты> особо-саперном батальоне <данные изъяты> стрелковой дивизии 5 армии.

    Данные обстоятельства подтверждаются послужным списком , справкой от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением участника Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

    Из послужного списка ФИО5 следует, что он в период Великой Отечественной войны с 1942 года по 1945 год проходил военную службу в различных частях Вооруженных сил СССР, входивших в состав действующей армии, принимал участие в боевых действиях, награжден за боевые отличия орденом «<данные изъяты>», медалями «За <данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

На основании вышеизложенного, учитывая положения пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона «О ветеранах», суд приходит к выводу о том, что ФИО5 являлся участником Великой Отечественной войны, что не оспаривалось и представителем Военного комиссариата Тульской области.

    Судом установлено, что Губина Н.Е. является женой ФИО5, что подтверждается свидетельством о браке I-БО от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно свидетельству о смерти серии I-БО , выданному Отделом ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

    Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсий: пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца.

    Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

    Судом установлено, что Губина Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца, как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, что подтверждается пенсионным удостоверением серии ГР .

В соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года (в ред. от 01.06.1999 г.) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии с п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Согласно справке о размере выплат, произведенных Евдокимовой Н.П., пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась последней с повышением, предусмотренным п. «д» ст. 45 названного Закона, как лицу, родившемуся до 31.12.1931 года, которое по размеру является меньшим по сравнению с повышением, установленным п. «г» ст. 45 данного Закона.

Статьей 46 названного Закона предусмотрено что при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.

Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась Губиной Н.Е. без учета повышения с 01.06.2000 года по 31.12.2007 года на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в редакции от 01.06.1999 г.), а с 01.01.2008 года по 31.12.2009 года на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона, действующего в настоящей редакции.

    Как усматривается из возражений Военного комиссариата Тульской области, согласно действующему законодательству повышение пенсий в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено только самим пенсионерам, имеющим на это право, пенсия назначается на основании подлинных документов, дающих право к отнесению к конкретной категории льготников.

    Указанные доводы суд находит безосновательными в силу того, что Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 28 данного Закона, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.

    Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсии», где учитывается общее повышение для всех видов пенсий.

    Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

    Субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца отнесена к числу пенсий, подлежащих повышению в соответствии с этой нормой Закона, а поэтому положения п. «г» ст. 45 Закона распространяют свое действие на членов семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО5 и являющихся получателями данного вида пенсии.

Таким образом, назначенная истцу Губиной Н.Е. пенсия по случаю потери кормильца ФИО5, который является ветераном ВОВ, подлежит повышению в соответствии с п. «г» ст. 45 названного Закона за период с 01.06.2000 года по 31.12.2007 года на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в редакции от 01.06.1999 г.), а с 01.01.2008 года по 31.05.2011 года - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, действующей в настоящей редакции.

Определяя ежемесячную сумму недоплаты пенсии Губиной Н.Е. за период с ДД.ММ.ГГГГ, подлежащую взысканию в её пользу, суд находит правильным расчет ежемесячных сумм недоплаты пенсии, представленный военным прокурором Тульского гарнизона.

Данный расчет не оспаривался ответчиком, не противоречит закону и материалам дела, в связи с чем суд считает возможным положить его в основу решения по делу.

    Одновременно суд считает, что удовлетворению подлежат и требования о взыскании убытков вследствие снижения покупательной способности неполученных Губиной Н.Е. своевременно денежных сумм по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска.

    Поскольку установлена вина ответчика в невыплате Губиной Н.Е. повышения пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона от 12.02.1993 года, то требования истца о взыскании убытков также подлежат удовлетворению, в размере, указанном в расчете, произведенном военным прокурором Тульского гарнизона в соответствии с требованиями закона, который не противоречит материалам дела, не оспорен ответчиком, и суд считает его правильным.

    Таким образом, в пользу Губиной Н.Е. с Военного комиссариата подлежит взысканию недоплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Губиной Н.Е. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий: