16 июня 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2627/11 по иску Уваровой Л.Л. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда», установил: Уварова Л.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». В обоснование своих требований Уварова Л.Л. указала на то, что она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила для этого необходимые документы. Однако получила отказ в связи с тем, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». С отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда» она не согласна и считает такой отказ необоснованным и неправомерным, так как она на протяжении всей своей трудовой деятельности в потребительской кооперации работала честно, не имела взысканий, награждена одной из высших наград Центросоюза РФ и считает, что имеет право на звание «Ветеран труда». Просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты г. Тулы» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать ее право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда». Истец Уварова Л.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Уваровой Л.Л. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования Уваровой Л.Л. не признал, просил в иске отказать, по основаниям, изложенным в решении отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> ГУ ТО УСЗН г. Тулы, в связи с тем, что Центросоюз не является федеральным органом исполнительной власти и не входит в структуру органов исполнительной власти РФ, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», врученный от имени Правления Центросоюза России, не может относиться к ведомственной награде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Суд, выслушав объяснения ответчика по доверенности ФИО5, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему. Как установлено в судебном заседании, Уварова Л.Л. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой №, с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, Уварова Л.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, откуда с ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает у <данные изъяты>. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> Уварова Л.Л. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала пособие по безработице. В соответствии со справкой от 25.05.2011 года №, выданной <данные изъяты> Уварова Л.Л. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>. Все вышеуказанные организации входили в состав <данные изъяты>. Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выданными <данные изъяты>, Уварова Л.Л. работает в должности оператора ПК с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ее общий трудовой стаж составляет 25 лет. В период осуществления трудовой деятельности на <данные изъяты> Уварова Л.Л. 03.06.1999 года Постановлением Совета Центрсоюза РФ № от имени Центросоюза России была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Данные обстоятельства подтверждаются: - выпиской из постановления Совета Центросоюза РФ № от 03.06.1999 года «О поощрении работников потребительской кооперации в честь 77-го Международного Дня кооперации», согласно которой инспектор по кадрам Уварова Л.Л. за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие потребительской кооперации, в честь 77-го Международного дня кооперации, награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России»; - удостоверением о награждении Уваровой Л.Л. значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» от 03.06.1999 года № подписанным председателем Правления Центросоюза России потребительских обществ. Подпись председателя Совета Центросоюза России Ермакова В.Ф. скреплена соответствующий печатью Совета. 22.04.2011 года Уварова Л.Л. обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от 03.04.2011 года № Уваровой Л.Л. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», врученный от имени Центрсоюза России, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Отказ Уваровой Л.Л. в присвоении звания «Ветеран труда» и позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах». В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции. Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения. Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг (ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1). Как следует из положений ст.ст.1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Изложенное свидетельствует о том, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства). Постановлением Совета Центросоюза РФ от 26.07.2002 г. «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым указанным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности. Таким образом, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде. Доводы представителя ответчика, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Уварова Л.Л. была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и ей было выдано соответствующее удостоверение, подписанное председателем Правления Центросоюза РФ. Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», выданный от имени Правления Центросоюза России за подписью председателя Правления Центросоюза России, может быть признан таковым, поскольку присвоен за длительную и безупречную работу в потребительской кооперации. Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям. Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные звания, нагрудные знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы и указано, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается, в том числе, и нагрудный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного, суд считает установленным, что Уварова Л.Л., на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Уваровой Л.Л. звания «Ветеран труда» является незаконным. В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами. Уварова Л.Л. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», предоставив для этого необходимые документы 22.04.2011 года. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Уваровой Л.Л. удостоверение «Ветеран труда». Однако, поскольку обращение Уваровой Л.Л. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Уваровой Л.Л. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Уваровой Л.Л. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда» удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Уваровой Л.Л. звания «Ветеран труда». Признать за Уваровой Л.Л. право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении Уваровой Л.Л. звания «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий