об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов



Дело № 2-3044/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года                                                   г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Юдакове С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренко В.И к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов,

установил:

Кучеренко В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов, в котором просил признать незаконными действия начальника отдела социальной защиты населения по Советскому району комитета социальной защиты населения Привокзального района г. Тулы департамента социального развития Тульской области в отказе ему, как ветерану труда, о назначении мер социальной поддержки, признать за ним, как за ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ, в виде льготного транспортного обслуживания на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), установленных законодательством Тульской области, обязать ответчика назначить ему получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ, выдать справку для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), взыскать с ответчика сумму по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В обоснование заявленных требований Кучеренко В.И. указал на то, что является ветераном труда и в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение мер социальной поддержки. Однако в этом ему было отказано, что является нарушением его прав и законных интересов.

В судебном заседании истец Кучеренко В.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Коробкина К.А. в судебном заседании требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Кучеренко В.И. является ветераном труда на основании удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», ветераном боевых действий на основании удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Кучеренко В.И. является пенсионером Министерства обороны РФ, что подтверждается пенсионным удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ, и получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ Кучеренко В.И. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявление о предоставлении ему мер социальной поддержки. Решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Кучеренко В.И. мер социальной поддержки отказано.

Кучеренко В.И., как ветеран боевых действий, получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается письмом военного комиссариата Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 г.) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающими.

Статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, установлена в размере 1699 рублей.

Таким образом, Кучеренко В.И. воспользовался правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьей 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что Кучеренко В.И. как ветеран боевых действий, воспользовавшийся в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обратился в суд с требованием о предоставлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услугу, установленных органами местного самоуправления.

Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), действие настоящего Закона на него не распространяется.

Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению не признавалась.

Из содержания указанной правовой нормы следует, что поскольку Кучеренко В.И. как ветерану боевых действий предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Кучеренко В.И к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий