РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Сеничевой А.Н.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
с участием истца Агеевой Л.М.,
представителя ответчика УВД по Тульской области по доверенности Волковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2832/11 по иску Агеевой Л.М. к Управлению внутренних дел по Тульской области о взыскании недополученной пенсии,
установил:
Агеева Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению внутренних дел по Тульской области о взыскании недополученной пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является вдовой погибшего майора милиции Агеева В.М., участника боевых действий в республике Афганистан.
С 01.02.2005 года она как инвалид получает пенсию по случаю потери кормильца.
Однако при назначении и выплате ей пенсии по случаю потери кормильца Управлением внутренних дел по Тульской области не было учтено ее право на повышение пенсии, предусмотренное п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», на 32 % расчетного размера пенсии установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости с 01.01.2008 года.
С учетом уточненного искового заявления от 30.06.2011 года истец просит признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения с 31.03.2008 года по 30.06.2011 года на 32 % расчетного размера пенсии, установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст. 46 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года; взыскать с УВД по Тульской области в ее пользу недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 31.03.2008 года по 30.06.2011 года в размере 27224,96 рублей согласно представленному ею расчету; обязать УВД по Тульской области производить с 01.07.2011 года выплату ежемесячной доплаты к пенсии в сумме 819 рублей 84 копейки с последующей индексацией в порядке, установленном федеральным законом.
В судебном заседании истец Агеева Л.М. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УВД по Тульской области по доверенности Волкова Т.В. в судебном заседании возражала против заявленных истцом требований, полагая, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку льготы, установленные п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий и другим категориям граждан, прямо перечисленным в данной норме. Распространение льготы на членов семьи погибшего (умершего) участка боевых действий не предусмотрено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец Агеева Л.М. с 01.02.2005 года получает пенсию по случаю потери кормильца, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в г. Туле майора милиции ФИО.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти ФИО, выданным Скуратовским п/с ДД.ММ.ГГГГ актовая запись №, справкой Управления внутренних дел Тульской области о том, что Л.М. является получателем пенсии по потере кормильца с 01.02.2005 года.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 09.12.2010 года) к ветеранам боевых действий относятся, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что ФИО был принят милиционером во взвод милиции по охране зданий Совпарторганов г. Тулы на основании приказа Тулоблполка № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения службы в должности милиционера ППС УВД Тулоблисполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ привлекался к выполнению боевых задач в республике Афганистан.
Указом Президента Республики Афганистан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО был награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» за добросовестное отношение к служебным обязанностям, что подтверждается удостоверением к государственной награде от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО ДД.ММ.ГГГГ УВД Тулоблисполкома было выдано свидетельство №, согласно которого он за успешное выполнение заданий Правительства СССР имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической республики Афганистан» (л.д.16).
На основании вышеизложенного, учитывая положения пп.1 п. 1 ст. 3 Закона «О ветеранах», а также принимая во внимание, что согласно Приложению (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации) к указанному Закону на лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, распространяется действие статьи 3 федерального закона «О ветеранах», суд приходит к выводу о том, что ФИО является ветераном боевых действий, что в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2008 года, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно п. 1 пп. «е» названного постановления КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27 военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям были предоставлены льготы, в том числе в виде пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным родителям и женам военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, независимо от нахождения их на иждивении военнослужащих, а женам - и независимо от времени, прошедшего со дня смерти военнослужащего до достижения ими престарелого возраста или наступления инвалидности.
Согласно справке о размере выплат, произведенных Агеевой Л.М., пенсия по случаю потери кормильца выплачивается истцу без учета повышения с 31.03.2008 года по текущее время на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ).
Как усматривается из возражений представителя ответчика УВД по Тульской области по доверенности Волковой Т.В., по смыслу действующего законодательства повышение пенсий в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 предусмотрено только самим участникам боевых действий и другим категориям граждан, прямо перечисленным в данной норме. Распространение указанной льготы на членов семьи погибшего (умершего) участника боевых действий не предусмотрено.
Между тем, данную позицию ответчика нельзя признать состоятельной, поскольку Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потере кормильца, в соответствии со ст. 28 данного Закона, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсии», где учитывается общее повышение для всех видов пенсий.
При этом субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются сами военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что назначенная истцу Агеевой Л.М. пенсия по случаю потери кормильца ФИО, который является ветераном боевых действий в Республике Афганистан, подлежит повышению в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Таким образом, назначенная истцу Агеевой Л.М. пенсия по случаю потери кормильца, который является ветераном боевых действий в Республике Афганистан, подлежит повышению в соответствии с п. «г» ст. 45 названного Закона за период с 31.03.2008 года по 30.06.2011 года - на 32% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона в редакции Федеральных законов от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ., действующей в настоящей редакции.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Проверяя расчет истца, суд установил, что недоплата за расчетный период должна быть исчислена исходя из следующего:
- 499 руб. 20 коп. = расчетный размер пенсии 1560 руб. (Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в редакции от 24.11.2007 г.) х 32 % - с 01.01.2008 года;
- 574 руб. 08 коп. = расчетный размер пенсии с учетом индексации 1794 руб. (Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в редакции от 22.07.2008 г.) х 32 % - с 01.08.2008 года;
- 624 руб. 00 коп. – расчетный размер пенсии с учетом индексации 1950 руб. (Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в редакции от 30.12.2008 г.) х 32 % - с 01.03.2009 года;
- 819 руб. 84 коп. – расчетный размер пенсии с учетом индексации 2562 руб. (Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в редакции от 28.04.2009 г.) х 32 % - с 01.12.2009 года.
Размер недоплаты за период с 31.03.2008 года по 31.03.2010 года истцом рассчитан правильно.
В дальнейшем расчетный размер пенсии повысился до 891 руб. 99 коп. с учетом индексации (Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ) х 32 % х 1,088 - с 01.04.2010 года;
- 922 руб. 40 коп. - расчетный размер пенсии с учетом индексации (Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, постановления Правительства РФ от 18.03.2010 г. № 169, от 21.06.2010 г. № 457) х 32 % х 1,088 х 1,0341 - с 01.07.2010 года;
- 1 017 руб.13 коп. - расчетный размер пенсии с учетом индексации (Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, постановления Правительства РФ от 18.03.2010 г. № 169, от 21.06.2010 г. № 457, от 31.03.2011 г. № 224) х 32 % х 1,088 х 1,0341 х 1,1027 - с 01.04.2011 года.
Таким образом, начиная с 01.04.2010 года по 01.07.2011 года, расчет истца является неверным и подлежит перерасчету следующим образом:
891,99 х 3 мес. = 2675,97 рублей (за период с 01.04.2010 года по 30.06.2010 года),
922,40 х 9 мес. = 8301,60 рублей (за период с 01.07.2010 года по 30.03.2011 года),
1017,13 х 3 мес. = 3051,39 рублей (за период с 01.04.2011 года по 30.06.2011 года).
Общая сумма недоплаты составит 16,64 рублей + 1996,8 рублей + 4018,56 рублей + 5616 рублей + 5733 рублей + 2675,97 рублей + 8301,60 рублей + 3051,39 рублей = 31409,96 рублей.
Таким образом, за Агеевой Л.М. подлежит признанию право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения с 31.03.2008 года по 30.06.2011 года - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с возложением на Управление внутренних дел Тульской области обязанности производить истцу с 01.07.2011 года выплату пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере на 32 % расчетного размера пенсии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Агеевой Л.М. исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Агеевой Л.М. к Управлению внутренних дел Тульской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации удовлетворить частично.
Признать за Агеевой Л.М. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения с 31.03.2008 года по 30.06.2011 года на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.
Взыскать с Управления внутренних дел Тульской области в пользу Агеевой Л.М. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 31.03.2008 года по 30.06.2011 года в размере 31409,96 рублей.
Обязать Управление внутренних дел Тульской области производить с 01.07.2011 года выплату Агеевой Л.М. ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий