27 июня 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2620/11 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы к Черенкову А.Е. о взыскании задолженности перед бюджетной системой, установил: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы обратилась в суд с исковыми требованиями к Черенкову А.Е. о взыскании задолженности перед бюджетной системой. В обоснование заявленных требований Инспекция ФНС России по Центральному району указала на то, что налогоплательщик согласно выписке из ЕГРИП утратил статус индивидуального предпринимателя. По данным ИФНС России по Центральному району г. Тулы Черенков А.Е. по состоянию на 17.01.2005 года имеет задолженность по следующим налогам по состоянию на 28.04.2011 года: - налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ и полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц; - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 года); - ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет; - ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - ЕСН, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; - недоимка, пени и штраф по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, всего в размере 3 390 744 рубля 63 копейки. В установленные сроки и в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ Черенкову А.Е. налоговым органом выставлялись требования об уплате сумм задолженности на указанную сумму. До настоящего времени задолженность в размере 3390744 руб. 96 коп. налогоплательщиком в бюджет в добровольном порядке не уплачена. В свою очередь налоговый орган не воспользовался в порядке ст. 46 НК РФ правом взыскания указанной суммы задолженности в бесспорном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, причитающиеся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Причиной несвоевременного обращения в суд с данным заявлением послужило проведение налоговым органом мероприятий начиная с 2004 года по реализации проекта модернизации налоговых органов в целях применения информационных технологий и техническое переоснащение инспекции для обеспечения устойчивой работы <данные изъяты>, а также проведение конвертации баз данных. В связи с этим ИФНС России по Центральному району г. Тулы просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления в суд о взыскании с Черенкова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, суммы задолженности по налогам; взыскать с Черенкова А.Е. задолженность в сумме 3390744 рубля 96 копеек. В судебном заседании представитель истца - Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы, по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Ответчик Черенков А.Е. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие Черенкова А.Е. В судебном заседании представитель ответчика Черенкова А.Е. по доверенности ФИО5 заявленные исковые требования ИФНС России по Центральному району г. Тулы не признал, просил в иске отказать. В письменных возражениях, представленных суду, представитель ответчика Черенкова А.Е. по доверенности ФИО5 указал на то, что норма права о том, что в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом введена Федеральным законом от 27.07.2006 года № 137-ФЗ, вступившим в силу в данной части с 01.01.2007 года и на правоотношения, возникшие до 01.01.2007 года не распространяется. Вместе с тем срок исполнения требования истек задолго до 01.01.2007 года. Кроме этого причина пропуска срока, указанная Инспекцией, не является уважительной ввиду того, что модернизация налоговых органов в целях применения информационных технологий и техническое переоснащение инспекции для обеспечения устойчивой работы <данные изъяты>, а также проведение конвертации баз данных были завершены налоговыми органами, всходящими в единую налоговую систему Тульской области на начало ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим взыскание Инспекцией задолженности в судебном порядке является не законным и неправомерным, поскольку истцом нарушены положения ст. 46 НК РФ, поэтому просит в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с истечением установленного срока взыскания недоимки в судебном порядке. Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему. Как указано в статье 1 НК РФ, настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений. Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. В соответствии со ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит соблюдение законодательства о налогах и сборах; осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. В судебном заседании установлено, что налогоплательщик – физическое лицо Черенков А.Е., состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы, по месту своего жительства, ранее Черенков А.Е. состоял на налоговом учете в ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 17.05.2011 года Черенков А.Е. прекратил деятельность индивидуального предпринимателя 11.11.2010 года. В соответствии с п.1 ст. 82 НК РФ, должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции проводится налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах. Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя ИМНС России по Пролетарскому району г. Тулы в отношении ИП Черенкова А.Е. проводилась выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на доходы, единого социального налога за период с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года. По результатам выездной налоговой проверки ИФНС составлен акт выездной налоговой проверки от 10.09.2004 года №, согласно которому установлены следующие нарушения налогового законодательства: неполная уплата налога на добавленную стоимость – 1583407,11 руб., в том числе за 2001 год в сумме 86564,52 руб., за 2002 год в сумме 272 649,34 руб., за 2003 год в сумме 1224193,25 руб., и предложено взыскать с ИП Черенкова А.Е.: указанную сумму не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость; пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 430231,85 руб., а также привлечь его к налоговой ответственности в виде штрафа: за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость в размере 316 681,42 руб., за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации за январь 2002 года в размере 13 160,81 руб. Решением ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы от 27.09.2004 года № ИП Черенков А.Е. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и на него наложен штраф за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость в размере 316 681,42 руб., за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации за январь 2002 года в размере 13 160,81 руб., также ему предложено уплатить не полностью уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 1583407,11 руб. и пени в сумме 430231,85 руб., всего 2343481,19 руб. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В соответствии со ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение. Судом установлено, что в адрес Черенкова А.Е. налоговой инспекцией направлено требование № по состоянию на 27.09.2004 года об уплате недоимки по налогу в сумме 1573676,55 рублей и пени в сумме 442152,42 руб. в срок до 07.10.2004 года. Также в адрес Черенкова А.Е. налоговой инспекцией направлено требование № по состоянию на 27.09.2004 года об уплате налоговой санкции – штрафа, в сумме 13 160,81 руб. в срок до 07.10.2004 года. Как следует из расшифровки суммы задолженности, представленной ИФНС России по Центральному району г. Тулы, по данным ИФНС России по Центральному району г. Тулы Черенков А.Е. по состоянию на 17.01.2005 года имеет задолженность по следующим видам налога: - налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ и полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц в размере 4272,00 руб. и соответствующие пени в размере 368,79 руб.; - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ в размере 1564531,26 руб. и соответствующие пени в размере 30000 руб.; - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011 года) в размере 0,06 руб. и соответствующие пени в размере 24,31 руб.; - ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере 2346,57 руб. и соответствующие пени в размере 922,04 руб.; - ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 60,61 руб. и соответствующие пени в размере 6,72 руб.; - ЕСН, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 7184,50 руб. и соответствующие пени в размере 3689,29 руб.; - недоимка, пени и штраф по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере 1462,61, а всего - 3 3290 744 рубля 63 копейки. Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с п. 3 настоящей статьи правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа. В судебном заседании представитель Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы, по доверенности ФИО4 и представитель ответчика Черенкова А.Е. по доверенности ФИО5 представили суду заявление, оформленное в письменном виде, за подписью сторон, в котором указали, что истец и ответчик признали следующие обстоятельства по данному делу: у налогоплательщика Черенкова А.Е. имеется задолженность перед бюджетной системой в размере 3390744 руб. 96 коп. (НДФЛ, НДС, ЕНВД, ЕСН, недоимка, пени, штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ) и в полном объеме не погашенная по состоянию на 27.06.2011 года; сторонами согласованы и не оспариваются основания начисления, сумма, периоды и порядок начисления задолженности, а также направление в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени в порядке статей 69, 70 НК РФ и получения таковым. Данное заявление приобщено к материалам дела. Как указано в ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела. Следовательно, вышеуказанные обстоятельства, признанные сторонами по делу, не подлежат доказыванию. В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов (п. 10 ст. 48 НК РФ). В данном случае срок на обращение в суд Инспекции ФНС России по Центральному району г. Тулы, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущен, что истцом не спаривается. Причину несвоевременного обращения в суд с данным исковым заявлением, указанную Инспекцией, а именно: проведение налоговым органом мероприятий, начиная с 2004 года, по реализации проекта модернизации налоговых органов в целях применения информационных технологий и техническое переоснащение инспекции для обеспечения устойчивой работы ПК «Система ЭОД местный уровень», а также проведение конвертации баз данных, суд признает несостоятельной. Инспекция ФНС по Центральному району г. Тулы обратилась с исковым заявлением к Черенкову А.Е. в Центральный районный суд только 30.05.2011 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Судом не установлено обстоятельств, которые бы свидетельствовали об уважительности причин пропуска срока Инспекцией ФНС по Центральному району г. Тулы для обращения в суд к Черенкову А.Е. о взыскании суммы недоимки по налогам, пени и штрафа в размере 3390744 рубля 96 копеек. Инспекцией ФНС по Центральному району г. Тулы не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока обращения в суд, установленного законом, в связи с этим оснований для восстановления срока у суда не имеется. Судом установлено, что Инспекцией ФНС по Центральному району г. Тулы был пропущен срок подачи искового заявления к Черенкову А.Е. о взыскании суммы недоимки по налогам, пени и штрафа в размере 3390744 рубля 96 копеек без уважительных причин, вследствие чего он не может быть восстановлен. Представитель ответчика по доверенности ФИО5 также возражал против восстановления пропущенного срока обращения в суд Инспекции ФНС по Центральному району г. Тулы. Кроме того, пункт 2 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не предусматривал возможность восстановления пропущенного срока на обращение в суд. Изменения в данную статью в части возможности восстановления пропущенного срока обращения в суд были введены в действие Федеральным законом от 29.11.2010 года № 324-ФЗ. Действие статьи 48 (в редакции Федерального закона от 29.11.2010 года № 324-ФЗ) распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2010 года № 324-ФЗ (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2010 года № 324-ФЗ). В связи с этим ходатайство Инспекции о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления не подлежит удовлетворению. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (п. 6 ст. 152 ГПК РФ). Кроме того в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше доказательств и требований закона, суд находит требования истца Инспекции ФНС по Центральному району г. Тулы к Черенкову А.Е. о задолженности в размере 3390744 руб. 96 коп. не подлежащими удовлетворению и считает необходимым в иске Инспекции ФНС по Центральному району г. Тулы к Черенкову А.Е. отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявленных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы к Черенкову А.Е. о взыскании задолженности перед бюджетной системой отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий