РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Козловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3072/11 по иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Туланефтепродукт» о признании деятельности незаконной, обязании получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к открытому акционерному обществу «Туланефтепродукт» (далее - ОАО «Туланефтепродукт») о признании деятельности, влекущей выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Тульским филиалом (нефтебазой) ОАО «Туланефтепродукт», в отсутствие специального разрешения незаконной, обязании получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения для Тульского филиала (нефтебазы) ОАО «Туланефтепродукт».
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что у общества отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения для Тульского филиала (нефтебазы) ОАО «Туланефтепродукт», расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия ранее выданного разрешения от ДД.ММ.ГГГГ № истек ДД.ММ.ГГГГ.
На территории Тульского филиала (нефтебазы) ОАО «Туланефтепродукт» расположено 26 источников загрязнения атмосферы, из них 15 организованных.
Данный факт подтверждается объяснением начальника отдела охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды ОАО «Туланефтепродукт» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № АС-4/776.
Таким образом, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ осуществляются ОАО «Туланефтепродукт» без специального разрешения.
В судебном заседании представитель истца помощник Тульского природоохранного прокурора Миронов А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Туланефтепродукт» по доверенности Воронина Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что в настоящее время ОАО «Туланефтепродукт» направило документы, необходимые для получения требуемого разрешение в компетентные органы, а за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ими производится плата.
В судебном заседании представитель третьего лица Росприроднадзора по Тульской области по доверенности Сергиенко О.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
К числу таких требований относятся и заявленные Тульским природоохранным прокурором по настоящему делу требования, поскольку напрямую затрагивают права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих на территории г. Тулы.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.ст.3,34 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.4 ст.23 названного закона, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999года № 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 года №288 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ОАО «Туланефтепродукт» является юридическим лицом, его местонахождение: <адрес>, оно осуществляет деятельность по обеспечению нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами потребителей, транспортировка нефтепродуктов, хранение нефти и продуктов её переработки, эксплуатация нефтезаправочных станций, экспорт и импорт нефтепродуктов, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, производство нефтепродуктов, нефтехимической и другой продукции и другие, что подтверждается п. 1.1.,2.1.,3.2. Устава ОАО «Туланефттепродукт».
ОАО «Туланефтепродукт» принадлежат на праве собственности по плану приватизации, утвержденному Комитетом по управлению имуществом г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, административные здания, охранные будки, гараж, лаборатория, бытовка, подсобное помещение, склады, расположенные по адресу: <адрес>, что следует из технических паспортов на указанные объекты.
Из сведений об охране атмосферного воздуха, предоставленных ответчиком, усматривается, что на территории вышеуказанного комплекса зданий и сооружений (Тульская нефтебаза) имеются 26 источников загрязнения, из них -15 организованных, которыми осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: твердые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды с учетом ЛОС (исключая метан).
Из пояснений представителя третьего лица Росприроднадзора по Тульской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании следует, что на территории нефтебазы установлено и эксплуатируется, в том числе 8 наземных резервуаров, вместимостью от 1000 куб.м до 2000 куб.м, в которых осуществляется налив, отпуск и хранение топлива и загрязняющих веществ в атмосферный воздух, имеется ряд источников, осуществляющих непрерывный во времени выброс загрязняющих веществ, среди которых дыхательные клапаны емкостей хранения бензина, дизтоплива, что также подтверждается сведениями ОАО «Туланефтепродукт» об источниках выделения загрязняющих веществ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Факт выбросов загрязняющих веществ в отсутствие специального разрешения на выброс подтверждается также расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, предоставленными ОАО «Туланефтепродукт», за период IV квартала 2010 года и I квартала 2011 года.
Срок действия ранее выданного ОАО «Туланефтепродукт» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения от ДД.ММ.ГГГГ № истек ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сообщения Росприродназора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области ФИО6 было выдано предписание №, согласно которому ОАО «Туланефтепродукт» предписано получить утвержденное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для нефтебазы в <адрес> и АЗС №,9,40.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Росприроднадзор по Тульской области с заявлением о получении вышеназванного разрешения, однако было принято решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для тульской нефтебазы ОАО «Туланефтепродукт» в связи с тем, что проект нормативов ПДВ разработан и оформлен с нарушениями требований действующих инструктивно-методических указаний (письмо Росприроднадзора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Туланефтепродукт» вновь обратилось с заявлением на получение требуемого разрешения.
Однако данное разрешение ответчиком не получено до настоящего времени, что подтвердили стороны в судебном заседании.
Таким образом, у ОАО «Туланефтепродукт» отсутствует специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения для Тульского филиала (нефтебазы) ОАО «Туланефтепродукт», расположенного по адресу: <адрес>, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании.
Из изложенного следует, что Тульской нефтебазой в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс, что является нарушением ч. 1 с. 14, ч.1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Оценив вышеизложенное изложенное, судом установлены нарушения ОАО «Туланефтепродукт» прав граждан на благоприятную окружающую среду, а поэтому, с учетом вышеприведенных правовых норм, положений ст. 206 ГПК РФ, ответчик обязан получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения для Тульского филиала (нефтебазы) ОАО «Туланефтепродукт».
По изложенным мотивам заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тульского природоохранного прокурора - удовлетворить.
Признать незаконной деятельность ОАО «Туланефтепродукт» по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух Тульским филиалом (нефтебазой) ОАО «Туланефтепродукт» в отсутствие специального разрешения.
Обязать ОАО «Туланефтепродукт» получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения для Тульского филиала (нефтебазы) ОАО «Туланефтепродукт».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: