РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Алехиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3074/11 по иску прокурора Центрального района г. Тулы в интересах Российской Федерации к Управлению федеральной почтовой связи Тульской области - филиал ФГУП «Почта России», Управлению федеральной миграционной службы по Тульской области, Мамедовой Н.Т. о признании действий по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признании незаконной отметки о постановке на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд в интересах Российской Федерации к Управлению федеральной почтовой связи Тульской области - филиал ФГУП «Почта России», Управлению федеральной миграционной службы по Тульской области о признании действий по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признании отметки в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т. в место пребывания организации почтовой связи незаконной, обязании снять с миграционного учета, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии со ст. ст. 20,21,22 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21,22,23,25,26,27,28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
При этом законом предусмотрено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания должна представлять в органы почтовой связи принимающая сторона после проверки сведений о личности этого иностранного гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Центрального района г. Тулы поступило обращение и.о. начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле ФИО4 о незаконном пребывании в Российской Федерации иностранных граждан.
По результатам проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оператором связи почтового отделения № УФПС Тульской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, ФИО6 было принято уведомление о прибытии в место пребывания гражданки <адрес> Мамедовой Н.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Принимающей стороной в данном уведомлении была указана ФИО5, проживающая по адресу: <адрес>. Факт принятия уведомления подтвержден печатью почтового отделения № и подписью оператора связи ФИО6
Одновременно проверкой установлено, что принимающая сторона – ФИО5, по учетам ОАСР УФМС России по Тульской области по адресу: <адрес>, зарегистрированной не значится, штамп регистрации по вышеуказанному адресу в паспорт гражданина РФ не проставлялся. Таким образом, осуществить постановку на миграционный учет данного иностранного гражданина по указанному в уведомлении адресу не могла.
Опрошенная по данному факту оператор связи ФИО6, пояснила, что принимала вышеуказанное уведомление от Мамедовой Н.Т. в отсутствие принимающей стороны.
С учетом изложенного прокурор просил признать действия УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России» по принятию уведомления о прибытии гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т. по месту пребывания незаконными, признать отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т. в место пребывания организации почтовой связи незаконной, обязать УФМС по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания (<адрес>) гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т..
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тулы Габрилян Р.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления федеральной почтовой связи Тульской области - филиал ФГУП «Почта России», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представил.
Представитель ответчика - Управления федеральной миграционной службы по Тульской области, по доверенности Борзова З.М. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Привлеченная судом в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве ответчика Мамедова Н.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом по известному месту жительства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 11,12 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 указанного закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21,22,23,25,26,27,28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Центрального района г. Тулы поступило обращение и.о. начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле ФИО4 о незаконном пребывании в Российской Федерации иностранных граждан.
В том числе в письме сообщалось, что по результатам проведенной органами миграционной службы проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оператором связи почтового отделения № УФПС Тульской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, ФИО6 было принято уведомление о прибытии в место пребывания гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т. Принимающей стороной в данном уведомлении была указана ФИО5, проживающая по адресу: <адрес>. Факт принятия уведомления подтвержден печатью почтового отделения № и подписью оператора связи ФИО6
Также проверкой установлено, что принимающая сторона – ФИО5, по учетам ОАСР УФМС России по Тульской области по адресу: <адрес>, зарегистрированной не значится, штамп регистрации по вышеуказанному адресу в паспорт гражданина РФ не проставлялся. Таким образом, осуществить постановку на миграционный учет данного иностранного гражданина по указанному в уведомлении адресу не могла.
Опрошенная по данному факту оператор связи ФИО6, пояснила, что принимала вышеуказанное уведомление от Мамедовой Н.Т. в отсутствие принимающей стороны, что подтверждено ее письменными объяснениями.
В соответствии с п.п. 25-28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии.
Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
Лицо, подающее уведомление о прибытии в организацию федеральной почтовой связи, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
При поступлении такого уведомления в органы почтовой связи оно подлежит направлению в орган миграционной службы, который, в свою очередь, заполняет форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и проставляет в отрывной части бланка уведомления о прибытии соответствующую отметку о принятии уведомления.
Данный порядок определен Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом № 159 от 06.07.2009 года Федеральной миграционной службы, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 августа 2009 года приказом № 14635.
С учетом требований законодательства порядок приема уведомления о прибытии гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т. был нарушен сотрудником органа почтовой связи, что, в свою очередь, привело к незаконной постановке отметки органом миграционной службы о принятии уведомления о прибытии Мамедовой Н.Т. в место пребывания.
Статьей 23 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы.
Однако в этот перечень не входит возможность снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы в случае нарушения миграционного законодательства (принятие уведомления без принимающей стороны).
В связи с тем, что гражданин <адрес> Мамедова Н.Т. была поставлена на миграционный учет незаконно, она подлежит снятию с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Центрального района г. Тулы, предъявленный в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Признать действия УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России», по принятию уведомления о прибытии гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту пребывания незаконными.
Признать отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина <адрес> Мамедовой Н.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в место пребывания организации почтовой связи незаконной.
Обязать УФМС по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, гражданина <адрес> Мамедову Н.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий