о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, судебных расходов



Дело № 2-2935/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года                                                город Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Юдакове С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Пензенского гарнизона, предъявленного в интересах Российской Федерации, к Коптюху Е.А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, судебных расходов,

установил:

военный прокурор Пензенского гарнизона обратился в суд с иском, предъявленном в интересах Российской Федерации, к Коптюху Е.А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, судебных расходов, в котором просил взыскать с Коптюха Е.А. в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (далее ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ») в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 102484 рублей 17 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных исковых требований военный прокурор Пензенского гарнизона сослался на то, что в соответствии с § 3 приказа начальника Тульского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ Коптюх Е.А. зачислен на 1 курс Тульского артиллерийского инженерного института (далее - ТАИИ) и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Коптюх Е.А. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в лице начальника ТАИИ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 53470 рублей в год.

В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2008 № 1951-р «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования» Тульский артиллерийский инженерный институт реорганизован в филиал ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (<адрес>).

В связи с неуспеваемостью Коптюх Е.А. был представлен на заседание ученого совета филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ». Ученый совет филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) постановил ходатайствовать об отчислении Коптюха Е.А. из числа курсантов по неуспеваемости.

В соответствии со ст. 94 приказа Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12.03.2003 года № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения», подпункта «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской г данности и военной службе», § 3 приказа начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Тула) от ДД.ММ.ГГГГ Коптюх Е.А. был отчислен из числа курсантов по неуспеваемости.

За период обучения на военную и специальную подготовку Коптюха Е.А. из средств федерального бюджета было затрачено 102484 рубля 17 копеек.

Указанные обстоятельства дают основания для взыскания с Коптюха Е.А. указанной суммы, затраченной на его обучение.

В судебное заседание представители истцов Военного прокурора Пензенского гарнизона, Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Ответчик Коптюх Е.А. в судебном заседании исковые требования военного прокурора Пензенского гарнизона не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.

Статья 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооружённых Сил РФ, которые, в свою очередь (ч. 1 ст. 10), являются государственной военной организацией.

В соответствии с п. 12 ст. 1 указанного Федерального закона имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или им предоставлено во владение, пользование или распоряжение) (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, обращение Военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах Российской Федерации в суд с иском к Коптюху Е.А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, является правомерным.

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р создано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва), филиал которого располагается в г. Пензе, путем реорганизации в форме присоединения Тульского артиллерийского инженерного института.

Судом установлено, что Коптюх Е.А. приказом начальника Тульского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ зачислен на первый курс в Тульский артиллерийский инженерный институт на факультет «<данные изъяты> и назначен на должность курсанта с присвоением воинского звания <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Коптюх Е.А. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на свою военную или специальную подготовку, в размере 53470 рублей в год (выписка из приказа начальника Тульского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Тула) ДД.ММ.ГГГГ Коптюх Е.А. отчислен в связи с неуспеваемостью со второго курса факультета (<данные изъяты> и исключен из числа курсантов, что также подтверждается протоколом заседания ученого совета филиала от ДД.ММ.ГГГГ.

Коптюх Е.А. отчислен из числа курсантов в соответствии со ст. 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12 марта 2003 года № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения», подпункта «ж» пункта 1 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».

На момент рассмотрения настоящего дела указанный выше приказ начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Тула) ДД.ММ.ГГГГ не отменен и не изменен.

Изложенные обстоятельства, помимо названных доказательств, также подтверждаются рапортом начальника филиала ОВА СВ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, листом беседы курсанта факультета радиоэлектронных средств ракетных войск и артиллерии мл. сержанта Коптюха Е.А., выпиской из учебной карточки курсанта учебной группы Коптюха Е.А., служебной карточкой, и не оспаривались в судебном заседании ответчиком.

Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 4 Положения «О порядке прохождения военной службы», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями) контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования; в подпункте «в» пункта 2 Типовой формы контракта указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.

Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся:

- наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку;

- наличие в контракте размера подлежащих возмещению средств;

- совершение виновных действий, связанных с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Коптюх Е.А. отчислен ДД.ММ.ГГГГ из филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Тула) в связи с неуспеваемостью.

Пункт 2 контракта Коптюха Е.А. о прохождении военной службы в ВС РФ предусматривает его обязанность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку, в размере 53470 рублей в год, на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания.

При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше положениями п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ответчик Коптюх Е.А. обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, за весь период обучения, а не с момента заключения указанного контракта. Оснований для освобождения Коптюха Е.А. от указанной обязанности не имеется и законом таковых не предусмотрено.

Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования», которым утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению денежных средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В соответствии с данной Методикой размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований (п. 2 Методики).

Период, на который определяются указанные расходы, составляет 1 финансовый год (п. 5 Методики).

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.

Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы… (п.6 Методики).

Пунктом 7 Методики предусмотрено, что граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Согласно расчету взыскиваемых денежных сумм, представленному Военным прокурором Пензенского гарнизона, не оспоренному стороной ответчика, общая сумма взыскиваемых денежных средств составила 102484 рубля 17 копеек: за 2008 год - 53470 х 4 (количество полных месяцев обучения) : 12 = 17823 рубля 33 копейки; за 2009 год - 53470 рублей; за 2010 год - 53470 х 7 (количество полных месяцев обучения) : 12 = 31190 рублей 84 копейки.

Таким образом, проверив названный расчет, произведенный в соответствии с вышеприведенной Методикой расчета, суд полагает необходимым взыскать с Коптюха Е.А. в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» денежные средства, потраченные на военную подготовку, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102484 рублей 17 копеек.

Оснований для снижения вышеназванного размера взыскиваемых денежных сумм не имеется.

Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, предусмотренные Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ (ред. от 04 декабря 2006 года) «О материальной ответственности военнослужащих», не могут быть применены при разрешении данного спора, поскольку указанные правовые нормы регулируют иные правоотношения, возникшие в результате причинения военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями. Применение аналогии закона к рассматриваемым правоотношениям не допустимо, поскольку они урегулированы нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Приказ ФСБ РФ от 20 августа 2007 года № 415 «О включении в контракт о прохождении военной службы условия о возмещении средств, затраченных на военную или специальную подготовку» также не может быть применим по аналогии, на что ссылался Коптюх Е.А., поскольку регулирует порядок заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях ФСБ России.

Доводы ответчика Коптюха Е.А. о том, что в расчет суммы средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, неправомерно включены денежные средства за 2008 года, так как контракт с ним заключен только ДД.ММ.ГГГГ, в контракте указана сумма 53470 рублей и не указано, что она взыскивается за год, суд находит не состоятельными, основанными на неправильном применении норм действующего законодательства, изложенных выше.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, с учетом размера удовлетворенной части исковых требований, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3249 рублей 68 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Военного прокурора Пензенского гарнизона, предъявленного в интересах Российской Федерации, к Коптюху Е.А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, судебных расходов, удовлетворить.

Взыскать с Коптюха Е.А. в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 102484 рублей 17 копеек.

Взыскать с Коптюха Е.А. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3249 рублей 68 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий