об оспаривании нормативного правового акта, об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления



Дело № 2-3191/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2011 года                                                                             город Тула

Центральный районный суда г.Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Юдакове С.А.,

с участием помощника прокурора г. Тулы Морозовой О.Б., представителя заявителя Бегуновой Н.В. по доверенности Кривондеченковой М.Н., представителя заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Радецкой Н.Г., представителя заинтересованного лица управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы по доверенности Филипповой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Бегуновой Н.В. об оспаривании нормативного правового акта, об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления,

установил:

Бегунова Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, в котором просила признать незаконным абз. 2 п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , и распоряжение Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ .

Также Бегунова Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) администрации г. Тулы, выразившиеся в возвращении пакета документов и не совершением действий по признанию молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Определением Центрального районного суда г. Тулы от 14 июля 2011 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований Бегунова Н.В. указала на то, что в марте 2011 года она обратилась в администрацию г. Тулы с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2012 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , приложив к нему все необходимые документы.

Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Тулы возвратила ей пакет документов по тем основаниям, что на основании распоряжения главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р временно приостановлен прием заявлений от молодых семей в городе Туле в целях признания их участниками указанной программы.

Считает, что возврат заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает ее права, является незаконным, а п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , и распоряжение Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , на основании которых заявление было возвращено, противоречит Конституции РФ, Жилищному Кодексу РФ, Национальному проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданами России», Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, подпрограмме, которая является программой «Обеспечение жильем молодых семей»; Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», подпрограмме, которая является программой «Обеспечение жильем молодых семей»; Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении правил представления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; Постановлению Администрации Тульской области от 30 апреля 2009 года № 290 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы»; Постановлению Администрации города Тулы от 19 июня 2009 года № 1754 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы», поскольку в них не предусмотрена возможность приостановления приема заявлений от молодых семей, как о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и заявлений об участии в программе, нарушает права молодой семьи на обеспечение жильем в рамках целевой долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей».

В судебное заседание заявитель Бегунова Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя Бегуновой Н.В. по доверенности Кривондеченкова М.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлениях, просила удовлетворить в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г., управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы по доверенности Филиппова И.Н. заявленные Бегуновой Н.В. требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, считая их не основанными на нормах действующего законодательства.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение помощника прокурора г. Тулы Морозовой О.Б., полагавшей заявленные требования об оспаривании нормативного правового акта не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в состав которой входит Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. Средства на реализацию этой Подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в состав которой входит Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Указанными федеральными целевыми программами предусмотрены организационные мероприятия, которые на региональном уровне предусматривают: сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту Российской Федерации; определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы; отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой нормативными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям; отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья (при необходимости); определение исполнителей подпрограммы в субъектах Российской Федерации; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией подпрограммы на региональном и муниципальном уровнях; обеспечение освещения цели и задач подпрограммы в региональных средствах массовой информации; проведение мониторинга реализации подпрограммы на региональном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы.

Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают: признание молодых семей нуждающими в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме; определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы; выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 – 2012 годы» утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 – 2012 годы».

Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы».

Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 – 2012 годы» и муниципальная долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» утверждены в целях реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Бегунова Н.В. (до регистрации брака Якунина), ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении 11-БО от ДД.ММ.ГГГГ), имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении 1-БО от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении 1-БО от ДД.ММ.ГГГГ), в браке не состоит (свидетельство о расторжении брака 1-ЮО от ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 – 2012 годы», Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» имеет право стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и получить государственную поддержку в решении жилищной проблемы.

В целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 - 2012 годы», утвержденной Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», утвержденной Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , администрацией города Тулы постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы».

Положение об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы» устанавливает правила организации по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий; по признанию молодых семей участниками муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», по формированию списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию город Тула.

Реализуя свое право на улучшение жилищных условий, Бегунова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Тулы с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, представив при этом необходимые документы, предусмотренные п. 2.3 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы».

Однако письмом администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -к представленный Бегуновой Н.В. пакет документов возвращен по тем основаниям, что в соответствии с распоряжением главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р временно приостановлен прием заявлений от молодых семей в городе Туле в целях признания их участниками муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ .

Не согласившись с данным возвратом документов, Бегунова Н.В. обратилась в суд с заявлениями об оспаривании абз. 2 п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О временной приостановке заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», а также признании действий (бездействия) администрации г. Тулы незаконными.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При рассмотрении дела по существу установлено, что Бегунова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Тулы с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в то время как администрация г. Тулы возвратила ей заявление, ссылаясь на п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», а также распоряжение главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Пункт 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы» включен в раздел «Признание молодых семей участниками Программы и формирование списков молодых семей – участников Программы» и предусматривает, что ведение учета молодых семей в качестве участников Программы осуществляется управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Тулы. Управление осуществляет анализ количества молодых семей, признанных в установленном порядке участниками Программы, на соответствие финансовым и количественным показателям, утвержденным в Программе. В случае, если количество молодых семей, признанных участниками Программы, более чем на 5 процентов превышает количество молодых семей, утвержденное в Программе, Управление доводит данную информацию до главы администрации города Тулы, который вправе издать распоряжение о временной приостановке приема заявлений от молодых семей на участие в Программе.

На основании служебной записки начальника управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г. Тулы издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», согласно которому временно приостановлен прием заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» на основании п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы».

Проанализировав изложенные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что для того, чтобы стать участником Программы молодая семья должна быть сначала признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем предоставляет выписку из протокола заседания Комиссии по признанию нуждающимися о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Возвращая Бегуновой Н.В. заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», распоряжения главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», администрация г. Тулы незаконно отказала Бегуновой Н.В. в приеме заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку каких-либо ограничений в приеме таких заявлений в Положении об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы» не предусмотрено, а предусмотрено только ограничение в приеме заявлений о признании участником программы, что является разными правовыми категориями, а стать участником программы возможно только лишь после признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, возврат Бегуновой Н.В. заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», распоряжения главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» и не совершение действий по рассмотрению ее заявления в порядке, предусмотренном разделом 11 «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий» названного Положения, суд находит незаконными.

Доводы представителя заинтересованного лица управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы по доверенности Филипповой И.Н. о том, что прием заявлений о признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий может вестись только одновременно с приемом заявлений на участие в программе суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку возможность подачи заявления на участие в программе возможно только после рассмотрения заявления о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме этого, сами содержание и форма заявления о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и заявления о включении молодой семьи в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы различны.

Поскольку спариваемый Бегуновой Н.В. возврат администрацией г. Тулы заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствует приведенным выше нормативным актам, в том числе, разделу 11 «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий» Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», утвержденного постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , нарушает права и законные интересы заявителя, то суд признает его незаконным и полагает необходимым обязать администрацию г. Тулы рассмотреть заявление Бегуновой Н.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Оспариваемые заявителем Бегуновой Н.В. абз. 2 п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», являются нормативными правовыми актами, так как устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Пунктом 1 ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в суде в соответствии со ст. 78 Федерального закона Российской Федерации от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ч. 4 ст. 7 названного Федерального закона от 06 октября 2003 года муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ нормативный правовой акт должен нарушать права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, гражданина, обращающегося в суд за его оспариванием.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что оспариваемые заявителем Бегуновой Н.В. абз. 2 п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» не нарушают ее права и свободы, поскольку она не обращалась в установленном законом порядке с заявлением о включении молодой семьи в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», а обратилась только с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что оспариваемые заявителем Бегуновой Н.В. абз. 2 п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» в указанной части не затрагивает права, свободы или законные интересы, то в удовлетворении заявленных требований о признании их незаконными надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 253, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявления Бегуновой Н.В. об оспаривании нормативного правового акта, об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать возврат Бегуновой Н.В. заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», утвержденного постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжение главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -р «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» и не совершение действий по рассмотрению ее заявления в порядке, предусмотренном разделом II «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий» Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2012 годы», утвержденного постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , незаконными.

Обязать администрацию г. Тулы рассмотреть заявление Бегуновой Н.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.

В удовлетворении заявления Бегуновой Н.В. о признании незаконными абз. 2 п. 5.9 Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы», утвержденного Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , и распоряжения Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О временной приостановке приема заявлений от молодых семей в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 – 2012 годы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий