решение от 27.07.2011 по иску Лобова И.А. к ГУ ТО `УСЗН г.Тулы` об обязании назначить меры социальной поддержки.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011 года                                                                  город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

с участием истца Лобова И.А., представителей ответчика ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенностям Гусевой Т.А. и Ильющенкова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 3345/11 по иску Лобова И.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об обязании назначить меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета,

установил:

Лобов И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы) об обязании назначить меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что с 31 мая 2011 года он имеет удостоверение «Ветеран труда».

По мнению истца, он как ветеран труда в силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с последующими изменениями и дополнениями) и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанные им меры социальной поддержки.

Однако в их предоставлении органами социальной защиты, куда он обращался 08.06.2011 года, ему было отказано.

В силу изложенного истец просит удовлетворить его требования в полном объеме, обязав ГУ ТО УСЗН г. Тулы назначить ему ежемесячную денежную выплату и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

В судебном заседании истец Лобов И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить. Также указал, что недостижение им пенсионного возраста 60 лет и наличие у него статуса «Почетный донор России», по его мнению, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки.

Представители ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенностям Гусева Т.А. и Ильющенков И.Е. в судебном заседании исковые требования Лобова И.А. не признали и просили в их удовлетворении отказать, указав, что истец как Почетный донор России с 2005 года является получателем ежегодной денежной выплаты на основании Закона РФ от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», в связи с чем действие Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» на него не распространяется.

Выслушав объяснения истца Лобова И.А., представителей ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенностям Гусевой Т.А. и Ильющенкова И.Е., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Лобова И.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Лобов И.А. с 31.05.2011 года имеет удостоверение ветерана труда.

Кроме того, истец является Почетным донором России (удостоверение ).

Изложенные обстоятельства подтверждаются копией удостоверения «Ветеран труда» от 31.05.2011 года (л.д. 5), копией удостоверения «Почетный донор России» от 10.11.2004 года (л.д. 5), справками Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Из материалов дела также усматривается, что 08.06.2011 года Лобов И.А. в целях реализации им как ветераном труда права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретение единого месячного льготного проездного билета В..к участию в деле в качестве со времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотретьобратился с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения (л.д. 6).

Однако решением отдела социальной защиты населения по <адрес> от 10.06.2011 года в удовлетворении данного требования ему было отказано (л.д. 6-7).

Оценивая доводы истца о незаконности отказа органом социальной защиты населения Тульской области в назначении ему ежемесячной денежной выплаты и приобретении единого месячного льготного проездного билета, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).

       Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.

В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены и ветераны труда.

Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Как установлено по делу, истец является ветераном труда, что подтверждается имеющейся в деле копией указанного удостоверения (л.д. 5).

В соответствии со ст. 22 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 93-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В силу ст. 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года № 311, от 29.03.2008 года № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Вместе с тем в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Частью 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), действие настоящего Закона на него не распространяется.

Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.

В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что Лобов И.А. является Почетным донором России и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 09.06.1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и с 2005 г. получает ежегодную денежную выплату как Почетный донор России, о чем свидетельствуют справки ГУ ТО УСЗН г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Таким образом, истец имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как Почетный донор России в соответствии с Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и, являлясь Почетным донором России, реализовал свое право на получение мер социальной поддержки, но в рамках федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов», что исключает его право на получение мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области, а также Постановления Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83.

К числу граждан, указанных в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец не относится.

Доводы Лобова И.А. о том, что органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд при указанных выше обстоятельствах не могут быть отнесены к числу состоятельных, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений названных выше нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.

По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования Лобова И.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об обязании назначить меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Председательствующий