о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»



    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    28 июля 2011 года                                                                                     г. Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего Крымской С.В.,

    при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3489/11 по иску Федотовой В.Е. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,

    установил:

    Федотова В.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

    В обоснование своих требований Федотова В.Е. указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила для этого необходимые документы. Однако получила отказ в выдаче удостоверения «Ветеран труда» на том основании, что ее награда – Благодарность Пенсионного фонда Российской Федерации, не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

    Полагает, что данный отказ не основан на нормах действующего законодательства и нарушает ее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в связи с присвоением звания «Ветеран труда».

    На протяжении всей своей непрерывной трудовой деятельности, которая составляет 19 лет, за добросовестный труд она имела поощрения. За вклад в становление и развитие пенсионной системы в РФ и за добросовестный труд в сфере пенсионного обеспечения удостоена благодарности ПФР.

    Данная награда является ведомственной, присуждается вышестоящей организацией в соответствии с Положением и Порядком, утвержденными постановлениями Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ пл и пл за добросовестное и качественное выполнение трудовых обязанностей. В связи с этим полагает, что имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда».

    Просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

    В судебном заседании истец Федотова В.Е. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

    Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Коробкина К.А. в судебном заседании исковые требования Федотовой В.Е. не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в решении отдела социальной защиты населения по Привокзальному району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», а также пояснила, что «ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Таким образом, к рассмотрению могут приниматься знаки отличия в труде, учрежденные ведомствами и выданные по их решению или от их имени.

    Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, врученная в соответствии с распоряжением Правления ПФР, не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.

    В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

    Суд, выслушав объяснения истца Федотовой В.Е., представителя ответчика по доверенности Коробкиной К.А., изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

    Как установлено в судебном заседании, Федотова В.Е. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой и вкладышем к ней.

    Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, Федотова В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Управлении Пенсионного фонда России по Тульской области на должностях: <данные изъяты>.

    ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ рл, Федотовой В.Е. объявлена «Благодарность».

    Сведения об объявлении Федотовой В.Е. вышеуказанной благодарности внесены в трудовую книжку истца. Данная запись в трудовой книжке содержит сведения о названии, кем она объявлена и на основании каких документов, с указанием их номера и даты.

    ДД.ММ.ГГГГ Федотова В.Е. обратилась в отдел социальной защиты населения по Привокзальному району Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

    Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», отдела социальной защиты населения по Привокзальному району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принято решение об отказе Федотовой В.Е. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная ею награда – Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда РФ, объявленная в соответствии с распоряжением Правления ПФР, не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

    Отказ Федотовой В.Е. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

    В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

    В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

    В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

    Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

    В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

    Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности.

    Как следует из материалов дела, Федотовой В.Е. объявлена Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда РФ за высокие профессиональные достижения.

    Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

    Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

    Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2122-1 утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

В соответствии с п. 3 Положения ПФР обеспечивает:

целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;

организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Согласно п. 7 Положения руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием (п. 15 Положения).

Указом Президента РФ от 27.09.2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий.

Закрепив полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по выплате государственных пенсий, Президент Российской Федерации по существу наделил данное ведомство полномочиями по обеспечению конституционного права граждан в Российской Федерации на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность государственных учреждений, исполняющих определенные государственные функции по оперативному управлению средств обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий и других единовременных и ежемесячных выплат, являющихся мерами социальной поддержки.

    Согласно исследованному в судебном заседании Постановлению Правления ПФР от 24.10.2005 года № 39 пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации» в целях совершенствования системы поощрений работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда РФ, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд РФ задач, Правление Пенсионного фонда РФ утвердило следующие награды Пенсионного фонда РФ: нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» и Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 24.10.2005 года № 39 утверждено Положение о Благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которому Благодарность Председателя Пенсионного фонда РФ является наградой Пенсионного фонда РФ, которой отмечаются работники фонда за высокие профессиональные достижения и иные лица, оказавшие значительное содействие Пенсионному фонду РФ в решении возложенных на него задач.

    Решение об объявлении благодарности принимается Председателем Правления ПФР на основании ходатайства, возбужденного в соответствии с Порядком возбуждения ходатайств о награждении наградами Пенсионного фонда РФ и оформляется соответствующим распоряжением.

    Запись об объявлении Благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда РФ вносится в трудовую книжку работника.

Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит в выводу, что по сущностным признакам Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, которой награждена Федотова В.Е., может быть признана таковой, поскольку присвоена за высокие профессиональные достижения, в период исполнения своих трудовых обязанностей Федотовой В.Е. в УПФР в городе Туле.

    Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

    Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30.

    Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы.

    Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

    Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

    Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

    Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

    С учетом изложенного, суд считает установленным, что Федотова В.Е. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Привокзальному району Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения по Привокзальному району г. Тулы Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Федотовой В.Е. звания «Ветеран труда» является незаконным.

    В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

    Федотова В.Е. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Привокзальному району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ.

    Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

    В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Федотовой В.Е. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Федотовой В.Е. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Федотовой В.Е. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    исковые требования Федотовой В.Е. удовлетворить.

    Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении Федотовой В.Е. звания «Ветеран труда».

    Признать за Федотовой В.Е. право на присвоение звания «Ветеран труда».

    Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Федотовой В.Е. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий