ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Хохлуновой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Трещева Виктора Ивановича и Трещева Александра Викторовича к ОСАО «Россия» о взыскании суммы страхового возмещения,
у с т а н о в и л:
Трещев В.И. и Трещев А.В. обратились в суд с иском к ОСАО «Россия» о взыскании суммы страхового возмещения.
В обоснование заявленных требований указали на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» и ОСАО «Россия» был заключен договор страхования от несчастных случаев № сотрудников предприятия, среди которых значилась ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла
В соответствии с медицинским свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти явилась острая сердечно-сосудистая недостаточность, возникшая в результате атеросклеротической болезни сердца.
Поскольку ФИО1 на день смерти была застрахована от несчастного случая, то размер страховой выплаты по риску «смерть в результате болезни» составила 100 000 рублей. Выгодоприобретателями по страховому полису являются наследники умершей.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом г. Тулы наследникам ФИО1 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Наследниками к имуществу умершей являются: её муж – Трещев В.И. и дети Трещев А.В., Кузнецова Т.В.
По утверждению истцов, при получении свидетельства о праве на наследство по закону они все вместе обратились в ОСАО «Россия», однако выплата была произведена лишь одному наследнику Кузнецовой Т.В. в сумме 33 333 рубля 33 копейки, что соответствует 1/3 доли от суммы страхового возмещения.
Трещеву В.И. и Трещеву А.В. выплата суммы страхового возмещения произведена не была, в связи с этим они были вынуждены обратиться в страховую компанию с претензией. Ответа на претензию не поступило, а сумма страхового возмещения не выплачена им до настоящего времени.
В силу изложенного, просили суд взыскать с ОСАО «Россия» в пользу Трещева В.И. сумму страхового возмещения в размере 33 333 рубля 34 копейки, а в пользу Трещева А.В. страховое возмещение в размере 33 333 рубля 33 копейки и расходы по уплате госпошлины при подаче иска в суд.
В судебное заседание истец Трещев В.И. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель истца Трещева В.И. по доверенности Ильиных Д.А. в судебном заседании заявленные требования Трещева В.И. поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Истец Трещев А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо Кузнецова Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ОСАО «Россия» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не указал.
Ввиду неявки ответчика, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, в силу положений ст. 233, 234 ГПК РФ с согласия стороны истца суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16 января 1996 г. N 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам).
Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что 26.05.2008 года между Государственным Унитарным предприятием «Конструкторское бюро приборостроения» и ОСАО «Россия» был заключен договор страхования №, в соответствии с которым застрахованными от несчастного случая в быту являются сотрудники бюро, согласно приложению № к договору.
Пунктом 5 указанного выше договора предусмотрено, что срок его действия исчисляется в 365 дней со дня, следующего за днем уплаты суммы страховой премии, которая составила по договору 51 879 рублей и была уплачена до 16.06.2008 года.
Согласно приложению № к договору страхования, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список застрахованных.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Договор личного страхования является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждено свидетельством о смерти серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из медицинского свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что причиной смерти ФИО1 явилась острая сердечно-сосудистая недостаточность в результате атеросклеротической болезни сердца.
В соответствии со страховым полисом серии № от ДД.ММ.ГГГГ смерть застрахованного лица в результате болезни является страховым случаем и размер выплаты страхового возмещении по данному страховому риску составляет 100 000 рублей. Выгодоприобретателями по страховому полису являются наследники умершего.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (ст. 1110 ГК РФ).
В силу ст.ст. 218, 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит в порядке наследования по закону или завещанию.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что сумма страхового возмещения в размере 100 000 рублей должна быть включена в наследственную массу после смерти ФИО1, умершей в период действия договора страхования и распределена между наследниками.
Гражданским кодексом РФ определено, что в соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Наследники одной очереди наследуют в равных долях (ч. 2 ст. 1141 ГК РФ).
В судебном заседании достоверно установлено, что наследниками к имуществу умершей ФИО1 являются её муж – Трещев В.И. и дети Трещев А.В. и Кузнецова Т.В.
Факт родственных отношений Трещева В.И., Трещева А.В. и Кузнецовой Т.В. подтвержден свидетельством о рождении серии № №, свидетельство о браке серии № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.ст. 1152-1154 ГК РФ наследник для приобретения наследства должен его принять. При этом, не допускается принятие наследства под условием или с оговорками, и признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал в нотариальную контору по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение и управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
Согласно наследственному делу №, представленному нотариусом г. Тулы ФИО7, наследниками имущества умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по 1/3 доли каждый являются муж Трещев В.И., и дети Трещев А.В. и Кузнецова Т.В.
В судебном заседании истец Трещев А.В. пояснил, что после получения свидетельства о праве на наследство после смерти матери, они все вместе обратились в ОСАО «Россия» с заявлением о выплате страхового возмещения, однако страховое возмещение в размере 33 333 рубля 33 копейки было выплачено только Кузнецовой Т.В.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 обратились в ОСАО «Россия» с претензией.
Однако до настоящего времени сумма страхового возмещения истцам не выплачена, что по мнению суда, нарушает условия договора страхования и права наследников на получение суммы страхового возмещения.
У суда не имеется оснований не доверять объяснениям истца, третьего лица и представленным доказательствам, поскольку они ничем не опровергаются, дополняют друг друга, являются последовательными и непротиворечивыми.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что страховое возмещение в размере 100 000 рублей должно быть распределено между тремя наследниками к имуществу умершей ФИО1, а также учитывая что одному из наследников – Кузнецовой Т.В. в счет страхового возмещения выплачено 33 333 рубля 33 копейки, суд приходит к выводу, что требования истцов о взыскании суммы страхового возмещения в сумме 33 333 рубля 34 копейки Трещеву В.И. и 33 333 рубля 33 копейки – Трещеву А.В. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца Трещева А.В. о взыскании судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из квитанции от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истцом Трещевым А.В. при подаче искового заявления в счет государственной пошлины уплачено 1200 рублей 02 копейки.
Таким образом, суд считает возможным взыскать с ОСАО «Россия» в пользу Трещева А.В. расходы в размере 1200 рублей 02 копейки, связанные с уплатой госпошлины при обращении в суд.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Трещева Виктора Ивановича и Трещева Александра Викторовича удовлетворить.
Взыскать с Открытого страхового акционерного общества «Россия» в пользу Трещева Виктора Ивановича сумму страхового возмещения в размере 33 333 (тридцать три тысячи триста тридцать три) рубля 34 копейки.
Взыскать с Открытого страхового акционерного общества «Россия» в пользу Трещева Александра Викторовича сумму страхового возмещения в размере 33 333 (тридцать три тысячи триста тридцать три) рубля 33 копейки и 1200 (одну тысячу двести) рублей 02 копейки в счет госпошлины, уплаченной при подаче иска, а всего 34 533 (тридцать четыре тысячи пятьсот тридцать три) рубля 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий