РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Мишиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3512/11 по иску Прокофьевой С.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоение звания «ветеран труда»,
установил:
Прокофьева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «ветеран труда», в котором просила признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении ей звания «ветеран труда», признать за ней права на присвоение звания «ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что 15 июня 2011 года она обратилась в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако решением от 16 июня 2011 года ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что её трудовой стаж составляет 12 лет 01 месяц 12 дней, тогда как необходимый (требуемый) стаж для исчисления размера трудовой пенсии составляет 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Отказ также был мотивирован тем, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе и военнослужащие, должны иметь трудовой стаж, а не выслугу лет для назначения пенсии, указанной выше продолжительности, исчисленной в календарном порядке.
Данный отказ в присвоении звания «Ветеран труда» Прокофьева С.А. считает незаконным, указывая, что она служит в органах внутренних дел, имеет право на пенсию за выслугу лет с 2007 года, за период правоохранительной службы награждена медалью «За отличие в службе» 3 и 2 степеней, в связи с чем у неё имеются все основания для присвоения звания «Ветеран труда».
С учетом вышеизложенного, просила признать незаконным отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебное заседание истица Прокофьева С.А. не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие звание «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» под трудовым стажем понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 30 Федерального закона орт 1.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по общим трудовых стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Необходимый (требуемый) стаж для исчисления размера трудовой пенсии составляет 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.
Таким образом, по мнению представителя ГУ ТО «УСЗН г. Тулы», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе и военнослужащие, должны иметь трудовой стаж указанной выше продолжительности, исчисленной в календарном порядке, а не выслугу лет для назначения пенсии. Общий трудовой стаж Прокофьевой С.А. на момент предъявления документов составил менее 20 лет, в связи с чем, оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» в настоящее время не имеется.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истицы.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокофьевой С.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого определены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы в статье 7 названного Федерального закона, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В целях реализации этих положений Федерального закона Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
В силу положений ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В судебном заседании установлено, что Прокофьева С.А. имеет трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждено справкой УВД по Тульской области от 14.06.2011 года (л.д. 20).
Приказами <данные изъяты> от 23.10.2003 года № л/с, от 21.10.2004 года № л/с, от 28.10.2010 года № л/с Прокофьева С.А. награждена медалями «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени», «За отличие в службе I степени», что подтверждается справкой (л.д. 20).
Таким образом, Прокофьева С.А. награждена ведомственным знаком отличия в труде, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
15.06.2011 г. Прокофьева С.А. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «ветеран труда», и предоставила все необходимые документы.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Прокофьевой С.А. звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что согласно представленным документам её общий трудовой стаж составляет менее 20 лет, то есть истица не выработала стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
С данными утверждениями ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.
Статья 2 названного выше Федерального закона РФ предусматривает, что военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерациифедеральных органах правительственной связи и информации, войскгражданской обороны, органах федеральной службы безопасностипограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органахвнешней разведки Российской Федерации, других воинских формированияхРоссийской Федерации, созданных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, лица рядового и начальствующего состава,проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации,Государственной противопожарной службе, прокурорские работники,сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Статьей 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению и данной нормой предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к которым относится истец.
В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» - лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Стаж службы Прокофьевой С.А. в органах внутренних дел составляет 21 год 06 месяцев 11 дней.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что истица имеет в настоящее время право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц» от 12.02.1993 г. № 4468-1, то есть возможность реализации права на государственное пенсионное обеспечение, что соответствует основаниям возникновения права на пенсию и порядку ее назначения, предусмотренными положениями Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
Определяя стаж истицы достаточным для присвоения звания «Ветеран труда, суд учитывает также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, раскрывающие конституционно - правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет».
Так, Конституционный Суд РФ в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечёт обязанности прекратить её.
Таким образом, поскольку Прокофьева С.А. имеет награждение ведомственным знаком отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд находит её требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из Постановления Администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории г. Тула Тульской области.
Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по присвоению Прокофьевой С.А. звания «Ветеран труда» необходимо возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы».
В силу ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Прокофьевой С.А. понесенные последней судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прокофьевой С.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении Прокофьевой С.А. звания «Ветеран труда» незаконным.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Прокофьевой С.А. звание «Ветеран труда».
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Прокофьевой С.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий