по иску Прокурора г. Тулы к Комитету имущественных и земельных отношений ТО, администрации г. Тулы о возложении обязанности попостановке на кадастровый учет земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года                                                                     город Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Наумовой Т.К.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2640/11 по иску прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц – граждан РФ к администрации города Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы о возложении обязанности по постановке земельного участка, на котором расположено действующее кладбище по адресу: <адрес> на кадастровый учет,

установил:

прокурор г. Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – граждан РФ к администрации города Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы о возложении обязанности по постановке земельного участка, на котором расположено действующее кладбище по адресу: <адрес>, 7 км., на кадастровый учет, указав в обоснование заявленных требований, что Прокуратурой города Тулы в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований земельного законодательства администрацией города Тулы.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст.ст. 1, 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется государственный кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование. В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре    недвижимости    каждый    земельный    участок    получает    такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 18 названного Федерального закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Статьями 16 и 17 Федерального закона № 8-ФЗ установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест погребения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35 введены в действие СанПиН 2.1.1279-03 «Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003.

Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе, санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.

В силу п. 23 ч. 1 ст. 16 и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения; в собственности муниципального образования могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 и п. 17 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 9 февраля 1997 года, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования; в собственности муниципального образования может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования город Тула по адресу: <адрес> <адрес>, находится городское общественное кладбище.

На основании решения малого совета Тульского городского Совета народных депутатов от 16.04.1992 № 9/107 «Об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность города Тулы», постановления главы города Тулы от 05.07.2005 № 1189 «Об утверждении перечня объектов имущества казны муниципального образования город Тула», постановления главы администрации города Тулы от 20.03.2006 № 354 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города Тулы от 05.07.2005 № 1189» земельный участок по адресу: <адрес>, является имуществом казны муниципального образования.

Требования земельного законодательства в части предоставления земельного участка в аренду или собственность после постановки его на государственный кадастровый учет, установленные Земельным кодексом РФ, введенным в действие 25.10.2001, при предоставлении указанного земельного участка не применялись, поскольку земельный участок предоставлен в собственность муниципальному образованию город Тула в 1992 году в соответствии с положениями ст.ст. 28-38 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, а также до утверждения 20.06.2007 и 25.03.2009 Генерального плана муниципального образования город Тула и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула соответственно.

По информации ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

По информации Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ МИ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на земельный участок по адресу: <адрес>

По информации администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -ф кадастровые работы в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, на котором расположено действующее общественное кладбище, не проводились и на кадастровый учет земельный участок не поставлен. Право муниципальной собственности на данный земельный участок не зарегистрировано.

Администрацией города Тулы также указано, что в настоящее время вопрос о выделении денежных средств на формирование данного земельного участка находится на рассмотрении. Однако сроки проведения работ по формированию указанного земельного участка и его постановки на государственный кадастровый учет не определены.

В связи с указанным, учитывая, что названный земельный участок находится в муниципальной собственности с 1992 года, прокурор города Тулы считает необходимым обязать администрацию города Тулы поставить земельный участок по адресу: <адрес>, на котором расположено действующее общественное кладбище, на кадастровый учет в ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Тульской области, а также зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок, установив разумные сроки проведения данных работ с учетом формирования бюджета муниципального образования.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор, согласно ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований.

Поскольку как указано выше, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе, санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков, постановка указанного земельного участка на кадастровый учет, в результате которой земельный участок получит такие характеристики, которые позволят выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки, необходима в целях наиболее эффективного использования полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в интересах муниципального образования город Тула.

В соответствии с Уставом муниципального образования город Тула администрация города Тулы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.

Невыполнение администрацией города Тулы указанных действий нарушает интересы муниципального образования город Тула. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию города Тулы, поставить земельный участок по адресу: <адрес>, на котором расположено действующее общественное кладбище, на кадастровый учет в ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Тульской области до 31.12.2011. Зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок.

В судебном заседании истец Прокурор г.Тулы в лице помощника прокурора Болтневой О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации г.Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора г. Тулы не признал в полном объеме, просил в иске отказать, указав при этом, что администрация г. Тулы является собственником данного земельного участка, что постановка земельного участка на кадастровый учет является правом, а не обязанностью собственника земельного участка. Согласно законодательству РФ ранее зарегистрированные участки повторной регистрации не подлежат. Срок постановки земельного участка на кадастровый учет, указанный в исковом заявлении не обоснован, необходимо время для составления схемы земельного участка, с момента подачи заявления пройдет не менее года. На 2011 год в бюджете города Тулы денежные средства для формирования указанного земельного участка не предусмотрены. В интересах Администрации г.Тулы знать, какое имущество имеется в муниципальной собственности, работы поэтому ведутся, реестр пополняется, денежные средства постепенно выделяются для этой цели.

Представитель ответчика Комитета имущественных и земельных отношений г.Тулы по доверенности Аринина Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования Прокурора г. Тулы не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Поддержала позицию представителя администрации г. Тулы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Уставом муниципального образования город Тула администрация города Тулы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст.ст. 1, 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется государственный кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, его площадь, категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование. В результате описания и индивидуализации в Едином государственном реестре    недвижимости    каждый    земельный    участок    получает    такие характеристики, которые позволяют выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Как усматривается из выписки Единого Реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28) земельный участок, на котором расположено действующее кладбище по адресу: <адрес>. (проходная), на основании решения малого совета Тульского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность города Тулы» (л.д. 20), постановления главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов имущества казны муниципального образования город Тула» (л.д. 22-23), постановления главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ » (л.д. 24), является имуществом казны муниципального образования.

Согласно ст. 18 названного Федерального закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу п. 23 ч. 1 ст. 16 и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения; в собственности муниципального образования могут находиться земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 и п. 17 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 9 февраля 1997 года, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального образования; в собственности муниципального образования может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Требования земельного законодательства в части предоставления земельного участка в аренду или собственность после постановки его на государственный кадастровый учет, установленные Земельным кодексом РФ, введенным в действие 25.10.2001, при предоставлении указанного земельного участка не применялись, поскольку земельный участок предоставлен в собственность муниципальному образованию город Тула в 1992 году в соответствии с положениями ст.ст. 28-38 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ , а также до утверждения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Генерального плана муниципального образования город Тула и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула соответственно.

Исковые требования прокурора г. Тулы не подлежат удовлетворению, поскольку действующее законодательство не предполагает обязанности администрации г. Тулы, как муниципального образования и собственника земельного участка по постановке земельного участка, на котором расположено действующее кладбище по адресу: <адрес>., на кадастровый учет, с установлением срока для совершения данных действий до 31.12.2011 года, а также по регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.

Со стороны участвующего в деле помощника прокурора г. Тулы Болтневой О.А. никаких убедительных доводов со ссылкой на законодательство в обосновании заявленного иска приведено не было.

Ссылка помощника прокурора г. Тулы Болтневой О.А. на то, что в прокуратуру поступают жалобы от жителей города на то, что на территории данного кладбища имеет место факт продажи земельных участков не является основательной и не влечет за собой удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

              В удовлетворении исковых требований прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц – граждан РФ к администрации города Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы о возложении обязанности по постановке земельного участка, на котором расположено действующее кладбище по адресу: <адрес>., на кадастровый учет, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: