Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Сычевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1181/11 по иску Прокурора г.Тулы в интересах Кудиновой С.А., Кудиновой С.А. к Администрации г.Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья, по иску Кудиновой С.А., Танчиной (Кудиновой) С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г.Тулы о признании права пользования жилым помещением, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, переселении из фактически занимаемого помещения, признанного непригодным для постоянного проживания,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах Кудиновой С.А., Кудиновой С.А. к Администрации г.Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья, указав в обоснование требований на то, что
Кудинова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на регистрационном учете составом семьи 2 человека (она, дочь Кудинова Д.В.) в муниципальной служебной однокомнатной <адрес>, общей площадью 20,6 кв.м., жилой площадью 13,1 кв.м. Согласно типовому договору найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, наймодатель МУ <данные изъяты> предоставило Нанимателю Кудиновой С.А. и ее семье на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ № в бессрочное пользование изолированное помещение, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 20,6 кв.м., жилой площадью 13,1 кв.м. по адресу: <адрес>.
Постановлением главы города Тулы от 28.09.2001 № 1293 данный жилой дом отнесен к числу непригодных для постоянного проживания.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 № 2958 «Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006-2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания» граждане, проживающие в <адрес>, планировались к отселению в 2007 году.
Однако, обязанности, предусмотренные названным постановлением, не исполнены, указанные граждане не отселены. Дальнейшее проживание в домовладении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания, может привести к угрозе здоровью и безопасности проживания Кудиновой С.А. и ее семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить Кудиновой Светлане Анатольевне и Кудиновой (Танчиной) С.А. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив из <адрес>, признанного непригодным для постоянного проживания, в срок до 31.12.2011 года.
В процессе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Кудинова С.А., Танчина (Кудинова) Д.В. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации г.Тулы заявили иск о признании права пользования жилым помещением, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Кудиновой С.А., Кудиновой (Танчиной) Д.В., несовершеннолетнему ФИО3 и их переселению из фактически занимаемого ими помещения, признанного непригодным для постоянного проживания. В обоснование заявленных требований указано на то, что в настоящее время состав семьи Кудиновых изменился, ДД.ММ.ГГГГ родился внук и сын ФИО3, который фактически проживает с ними и зарегистрирован в <адрес>.
Их семья фактически занимает жилое помещение площадью 41,3 кв.м в виде <адрес>, расположенное на втором этаже <адрес>. До 2005 года они проживали на первом этаже указанного дома в <адрес> общей площадью 20,6 кв.м. из них 13,1 жилой площадью. В 2005 году в данной квартире обрушился пол и по их просьбе управление муниципальным жилищным фондом администрации <адрес> в ноябре 2005 года разрешило проживание на втором этаже дома в <адрес>, закрепив ее за ними. При этом был изменен лицевой счет и с момента начала проживания в <адрес> 2005 года и до настоящего времени согласно представляемым квитанциям они платят за пользование жилым помещением 41,3 кв.м. и несут все коммунальные расходы. Как пользователи помещения они принимают меры к его сохранности, поскольку такая обязанность была возложена на них его собственником-ответчиком, как одно из принятых ими его условий для пользования жилым помещением. Кроме того, в бывшей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и она с этого времени, как жилое помещение не существует. Никто из членов их семьи не имеет на праве собственности или договора социального найма другого жилого помещения.
Таким образом, между ними и ответчиком в ноябре 2005 года состоялась сделка по предоставлению им жилого помещения для проживания на условиях оплаты за его пользование и сохранности, не противоречащая требованиям ст.ст.153, 154,160 ГК РФ. Сделка никем не оспорена, права третьих лиц не нарушает и действует до настоящего времени.
На основании изложенного, просят признать за истцами: Кудиновой С.А., Кудиновой (Танчиной) С.А.; ФИО3 право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв.м в виде <адрес>, расположенной на втором этаже <адрес>; обязать ответчика администрацию муниципального образования г.Тула предоставить истцам в составе семьи: Кудинова С.А.-наниматель, Кудинова (Танчина) С.А., дочь; ФИО3, внук - благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив их из жилого помещения общей площадью 41,3 кв.м. в виде <адрес>, расположенной на втором этаже <адрес> в <адрес>, признанного непригодным для постоянного проживания.
Представитель истца помощник Прокурора г.Тулы. Новикова О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Тулы о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Кудиновой С.А., Кудиновой Д.В. и переселению из <адрес>, признанного непригодным для постоянного проживания поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Против удовлетворения исковых требования Кудиновой С.А., Кудиновой Д.В. не возражала.
Истицы Кудинова С.А., Кудинова (Танчина) Д.В. в судебном заседании заявленные ими исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, требования прокурора просили разрешить на усмотрение суда.
Представитель истицы Кудиновой С.А. по ордеру и доверенности Суворов И.В. в судебное заседание не явился, Кудинова С.А. просила суд рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, просила в иске отказать.
В ранее представленных возражениях указала, что Кудинова С.А., состоит на регистрационном учете составом семьи из 2 человек в муниципальной служебной <адрес>, общей площадью 20,6 кв.м, жилой площадью 13,1 кв.м. По действовавшему до 1 марта 2005 г. законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР). Правовыми основаниями для занятия указанного жилого помещения являются ордер на занятие служебной жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ, который был выдан на основании приказа <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым начальнику <данные изъяты> было дано поручение заключить договор на занятие Кудиновой С.А. служебной площади по адресу: <адрес> на время работы в системе жилищного хозяйства. На основании вышеназванных документов между Кудиновой С.А. и <данные изъяты> был заключен договор найма от ДД.ММ.ГГГГ Неотъемлемой частю договора является паспорт жилого помещения, передаваемого в пользование Кудиновой С.А. Из паспорта жилого помещения следует, что указанный дом входит в жилищный фонд <данные изъяты> Спорное жилое помещение предоставлялось Кудиной С.А. на период работы дворником в <данные изъяты> В соответствии с пояснениями представителя Кудиновой С.А., Кудинова С.А. прекратила свои трудовые отношения в 2001 году. Учитывая то, что Кудинова С.А. в трудовых отношениях с администрацией города не состоит в силу прямого указания закона договор найма служебного жилого помещения считается прекращенным. Кроме того, еще одним основанием прекращения договора найма специализированного жилого помещения является утрата (разрушение) такого жилого помещения (ч. 1 ст. 102 ЖК РФ). Статья 103 Кодекса регулирует выселение из специализированных жилых помещений.
Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения. Таким образом, подлежит доказыванию, то обстоятельство, что на момент выдачи ордера Кудиновой С.А на занятие служебного помещения спорная квартира находилась в муниципальной собственности. Данные обстоятельства материалами дела не подтверждены. На основании вышеизложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований прокурора города Тулы и Кудиновых С.А. и Д.В., отказать.
Представитель третьего лица Территориального управления администрации г.Тулы по Пролетарскому району, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрение данного дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрение данного дела в его отсутствие. Из письма от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного <данные изъяты>» в адрес суда следует, что спорный дом на балансе и в собственности <данные изъяты>» не состоит. Данный дом по договору подряда с <данные изъяты>» обслуживался <данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ обслуживание дома прекращено. В настоящее время <данные изъяты>» никакого отношения к спорному дому не имеет.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 45 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, в т.ч. относится: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарными и техническими правилами и нормами, иным требованиям законодательства.
Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 84 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке, в том числе с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Статья 85 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Кудинова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на регистрационном учете составом семьи 2 человека (она, дочь Кудинова Д.В.) в муниципальной служебной однокомнатной <адрес>, общей площадью 20,6 кв.м., жилой площадью 13,1 кв.м. с 1995 года, с ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу зарегистрирован ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данный факт подтверждается выпиской из лицевого счета №, выпиской из домовой книги, согласно которых лицевой счет <адрес> <адрес> открыт на Кудинову С.А., которая является нанимателем служебной квартиры, жилой площадью 13,1 кв.м., общей – 20,6 кв.м., относящийся к ветхому фонду.
Данная квартира была предоставлена фирмой «<данные изъяты>» на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ на период работы Кудиновой С.А. в системе жилищного хозяйства без снятия с общей очереди в администрации Пролетарского района г. Тулы (поставлена на основании постановления Главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №) во исполнение Постановления Главы администрации Пролетарского района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилого дома <адрес>, согласно которому данный <адрес> года постройки, представляет собой двухэтажное деревянное здание, насчитывающее три квартиры, с бревенчатыми стенами, стропильной кровлей, деревянными перекрытиями, оборудованное газовыми плитами, печным отоплением, с водопроводом и канализацией.
По данным БТИ на 1990 года, износ строения составил 58%.
Ввиду значительного износа строительных конструкций и нецелесообразности проведения капитального ремонта данный дом признан непригодным для постоянного проживания и включен в список ветхого жилого фонда.
Постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Кудинова С.А., проживающая в служебной однокомнатной <адрес> жилой площадью 13,1 кв.м., с семьей 3 человека (в дальнейшем муж умер) поставлена на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно письма Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Кудиновой С.А. на получение жилого помещения на условиях социального найма №.
Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар.
В 2005 году со стороны Кудиновой С.А. имело место обращение в Администрацию Пролетарского района г. Тулы о закреплении за ней и ее семьей освободившегося помещения на 2 этаже <адрес>, которое было рассмотрено Администрацией г. Тулы.
Из направленного в адрес Кудиновой С.А. ответа следует, что <адрес> признан непригодным для постоянного проживания и повторному заселению не подлежит.
С целью сохранения жилого дома администрация г. Тулы разрешила семье Кудиновой С.А. проживание в освободившемся помещении на 2 этаже строения (л.д. 33).
Согласно сообщения Комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином Реестре муниципального имущества <адрес> не числится.
Данная информация подтверждается письмом Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что право собственности на здание по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Согласно типовому договору найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Наймодатель <данные изъяты> предоставило Нанимателю Кудиновой С.А. и ее семье на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ № в бессрочное пользование изолированное помещение, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 20,6 кв.м., жилой площадью 13,1 кв.м. по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от 05.11.2002 № 341-ЗТО. Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 № 2958 «Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006-2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания» граждане, проживающие в <адрес>, планировались к отселению в 2007 году.
По информации администрации г. Тулы, в связи с отсутствием финансирования строительства жилья в 2006-2007 годах, в 2008 году из ветхого жилищного фонда переселялись граждане, включенные в списки на отселение в счет плана 2006 года.
Закон Тульской области от 15.11.2002 № 341-ЗТО «Об областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы» утратил силу в связи с принятием Закона Тульской области от 25.11.2008 № 1141-ЗТО, отменяющего с 01.01.2009 указанную выше целевую программу.
В целях переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, в благоустроенные жилые помещения, руководствуясь постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 № 588 «Об утверждении областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2011 годы», Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Тула, постановлением администрации г. Тулы от 08.05.2009 № 1195 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 -2012 годы».
Согласно списку муниципальных жилых домов по Пролетарскому району города Тулы, признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010 - 2012 годах по городу Туле, <адрес>, значится под № 24.
Как указано выше, согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 № 2958 «Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006-2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания» граждане, проживающие в <адрес>, планировались к отселению в 2007 году.
Однако, обязанности, предусмотренные названным постановлением, не исполнены, указанные граждане не отселены. Дальнейшее проживание в домовладении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания, может привести к угрозе здоровью и безопасности проживания Кудиновой С.А. и ее семьи.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2007), устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п.7).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.8).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в вышеназванном Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Так, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (п.9).
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них (п.11).
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) (п.12).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности (п.13).
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома (п.15).
Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (п.16).
Допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом (п.18).
Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п.20).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что эксплуатация занимаемого истцами жилого помещения не является безопасной, поскольку дом, где они проживают, с учетом установленных судом обстоятельств, и вышеперечисленных доказательств, отвечающих требования относимости, допустимости, достоверности, приведенных положений закона, является непригодным для проживания, вследствие чего исковые требования прокурора г. Тулы подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд исходит из того, что спорный дом внесен в список муниципальных жилых домов, признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010-2012 г. по г. Туле под №, расходы по содержанию данного дома и оплате услуг ЖКХ оплачивались истцами в пользу <данные изъяты>
Согласно данным технического паспорта на строения, расположенные на земельном участке по адресу: Тула, Чапаева, 22/ Осташева 51, изготовленного Тульским филиалом ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 04.12.2008 г., лит. А зарегистрирован по праву собственности за Администрацией г. Тулы на основании постановления главы Администрации г. Тулы от 21.06.1994 г. №495 «О реорганизации городского объединения жилищного хозяйства в городское управление муниципального жилищного хозяйства и о разграничении компетенции и полномочий по уровням управления в решении задач жилищно-коммунального обслуживания».
Доказательств того, что спорный дом в настоящее время находится на балансе или в собственности ОАО фирмы «РЭМС» - суду не предоставлено.
Отсутствие данного дома в Едином Реестре муниципального имущества г. Тулы не является основанием для освобождения Администрации г. Тулы от обязанности по предоставлению Кудиновым С.А. и Д.В. благоустроенного жилого помещения, переселив их из № спорного дома в срок, указанный прокурором г. Тулы в иске.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В соответствии с ч.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Таким образом, основанием для заключения договора социального найма является решение соответствующего органа местного самоуправления.
Поскольку Администрация г. Тулы не принимала решение о предоставлении Кудиновым <адрес> спорном доме на условиях договора социального найма, а лишь разрешила им проживание в данной квартире с целью сохранения жилого фонда, исковые требования Кудиновых о признании за ними права пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма удовлетворению не подлежат.
Кроме того, данный дом признан непригодным для проживания, и переселения жителей дома из одной квартиры в другую в пределах данного дома противоречит ст.ст. 15, 89 ЖК РФ, поскольку предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть пригодно для проживания.
Требования Кудиновых С.А. и Д.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г.Тулы об обязании ответчика администрацию муниципального образования г.Тула предоставить им в составе семьи: Кудинова С.А.-наниматель, Кудинова (Танчина) С.А., дочь; ФИО3, внук - благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению – <адрес>, общей площадью 41,3 кв.м., <адрес> в <адрес>, переселив их из данного помещения, признанного непригодным для постоянного проживания- удовлетворению не подлежат, поскольку договор социального найма на занятие ими жилого помещения, площадью 41,3 кв.м. с ответчиком заключен не был.
Ссылка истцов на то, что они с 2005 года фактически занимают жилое помещение площадью 41,3 кв.м., несут расходы по оплате жилья и коммунальные расходы исходя из проживания на данной площади, что следует из представленных ими квитанций на оплату услуг ЖКХ, в данном случае не является основательной и не влечет удовлетворение их исковых требований.
Вопрос о вселении Кудиновой С.А. и членов ее семьи в <адрес> спорного дома в порядке, установленном ЖК РФ решен не был.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора г.Тулы в интересах Кудиновой С.А., Кудиновой С.А. к Администрации г.Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить Кудиновой С.А. и Кудиновой (Танчиной) С.А. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив из <адрес>, признанного непригодным для постоянного проживания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Кудиновой С.А., Танчиной (Кудиновой) С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г.Тулы о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв.м в виде <адрес>, расположенной на втором этаже <адрес>; об обязании ответчика администрацию муниципального образования г.Тула предоставить им благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению – <адрес>, общей площадью 41,3 кв.м., <адрес> в <адрес>, переселив их из данного помещения, признанного непригодным для постоянного проживания – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней.
Председательствующий: