по иску ФГКЭУ `Тульская КЭЧ района` о признании недействительным постанволения администрации г. Тулы в части утверждения размера и схемы земельного учатска.



РЕШЕНИЕ

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 года                                                                               г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Наумовой Т.К.,

при секретаре Потаповой Л.В.,

с участием представителей третьего лица Полуэктова В.В. по доверенности Юриной А.А., Ракчеевой Н.В.,

представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Комарова С.В.,

представителя ответчиков Администрации Тульской области и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печуриной Е.Ф.,

представителя ответчика ЗАО «Внешстрой» по доверенности Чеховой О.В.,

представителя истца ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по доверенности Лаврухина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2178/11 по иску ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» к Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы, Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, ООО «Землемер», ЗАО «Внешстрой» о признании недействительным постановления администрации г. Тулы в части утверждения размера и схемы земельного участка,

установил:

ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы, Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, ООО «Землемер», ЗАО «Внешстрой» о признании недействительным постановления Главы администрации г. Тулы в части утверждения размера и схемы земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» является территориальным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, ведающим вопросами управления имуществом Тульского гарнизона, которое находится в собственности Министерства обороны.

Исполнительным Комитетом Тульского городского Совета депутатов трудящихся было принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать за Тульской КЭЧ домовладение со всеми строениями на усадебном участке «<данные изъяты>» с площадью земельного участка 16175 кв.м.

На отведенной территории был образован военный городок Тульского гарнизона, состоящий на учете в ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по настоящее время.

Для расселения военнослужащих и членов их семей на территории указанного военного городка были построены два жилых дома, которые в последующем получили адреса: и по <адрес> в <адрес>.

Согласно техническим паспортам указанные домостроения были зарегистрированы за Тульской КЭЧ на праве собственности: регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) и регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>).

В соответствии с федеральным законом «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 04.07.1991. № 1541-ФЗ квартиросъемщики в указанных домах в период с 1993 года по 2003 год приватизировали занимаемые ими квартиры.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 10.04.2002 № 463-Р «О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально- культурного назначения» расположенные на территории военного городка многоквартирные <адрес> по <адрес> КЭЧ в эксплуатацию МУ ГСЕЗ по Акту (накладной) приемки-передачи основных средств, согласованному с Председателем комитета по управлению госимуществом <адрес> ФИО5, утвержденному <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ При этом, согласно действующему федеральному закону «О введении в действие ЗК РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, находящийся в составе земель обороны земельный участок военного городка , площадью 12869 кв.м., не передавался.

Согласно федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ, перевод земельного участка военного городка из состава земель обороны в состав земель населенного пункта не проводился.

Согласие Министерства обороны на перевод земельного участка из состава земель обороны в состав земель населенных пунктов не запрашивалось. Ходатайство о переводе земельного участка военного городка из состава земель обороны в другую заинтересованными лицами - администрацией <адрес> или <адрес> - в Министерство обороны не поступали.

Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ Земельный участок военного городка находится в федеральной собственности, изъят из оборота и не может передаваться в частную собственность, быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Использование зарегистрированного за Тульской КЭЧ земельного участка для нужд обороны документально подтверждается описями и планами территории военных городков, техническими паспортами и регистрационными удостоверениями права собственности на жилые дома. После передачи домов по <адрес> в эксплуатацию <данные изъяты> технические паспорта указанных домостроений и регистрационные удостоверения права собственности Тульской КЭЧ на указанные дома переданы на хранение в ФГУП Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей».

Приведенные основания подтверждают, что предмет спора по указанному делу связан с защитой права федеральной собственности на земельный участок военного городка , права владения и пользования земельным участком ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района».

На основании изложенного, просит суд признать недействительным Постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , в части утверждения размера и схемы земельного участка (<данные изъяты>), площадью 1949 кв.м.

Представитель истца ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по доверенности Лаврухин А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица Полуэктова В.В. по доверенности Юрина А.А. в судебном заседании исковые требования истца поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что жилой <адрес> был построен в 1952 году и по документам под застройку выделялся земельный участок площадью 4417 кв.м. заказчиком строительства было Министерство обороны ССР. Земля под домом - земли обороны, которые ограничены в обороте, поэтому распоряжаться ими мог только собственник и в той площади, которая была по инвентаризации.

По Постановлению Правительства жилые дома передали от КЭЧ в муниципалитет, но землю не передавали, поэтому Администрация <адрес> не вправе была распоряжаться этим земельным участком. Жилые дома передавались только в эксплуатацию, но не собственность.

Земельный участок, на котором размещены жилым дома № и по <адрес>, зарегистрирован Решением Исполкома Тульского городского Совета депутатом трудящихся за Тульской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому он является федеральной собственностью, то есть землями обороны.

И вступивший в действие с 01.01.2005 года ЖК РФ, и Конституционный суд РФ ДД.ММ.ГГГГ указали, что земля под многоквартирным жилым домом - это земля собственников помещений, поэтому межевание земельного участка должно было быть такой площадью, какой она была до 01.01.2005 года. В настоящее время сформирован земельный участок площадью той, что осталось от передачи в аренду ЗАО «Внешстрой».

Администрация г. Тулы и Администрация Тульской области не предпринимали мер по переводу земель из одной категории в другую, поэтому собственники жилого дома действиями Администрации г. Тулы, передавшей в аренду ЗАО «Внешстрой» земельный участок площадью 7223 кв.м, были лишены законного права на бесплатную приватизацию данных земель, где расположен их жилой дом, объекты благоустройства и озеленения, хозяйственные постройки.

Настаивает на восстановлении нарушенного права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком под многоквартирным жилым домом по <адрес>, в связи с чем, просит суд признать недействительным Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения размера и схемы земельного участка площадью 1949 кв.м.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Комаров С.В. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, пояснив суду, что жилой <адрес> был передан в муниципальную собственность до введения в действие ЖК РФ. В то время такого понятия, как общее имущество собственников жилых помещений в многоквартирном жилой доме, не было. Кроме того, земельный участок следует судьбе жилого дома.

Спорный земельный участок относится к категории земель – государственные неразграниченные, поэтому в 2008 году Администрация г. Тулы имела полномочия по передаче земли в аренду ЗАО «Внешстрой».

Ни на тот момент времени, ни в настоящее время истцы и представитель Тульской КЭЧ не представили доказательств, свидетельствующих, что земельный участок является землей Министерства обороны РФ. Решение Тульского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о передаче в Тульскую КЭЧ на каком-либо праве земельного участка, расположенного под жилыми домами № , по <адрес>.

До сих пор сведений о том, что земельный участок под жилым домом по <адрес> является землями обороны, нет. Земли, которыми распорядилась Администрация г. Тулы, являются землями поселений

Жилые дома № по <адрес> это - не военный объект, а два гражданских дома. Распоряжения о выделении земли под эти дома не было.

КЭЧ должны представить документы, подтверждающие, что земельный участок выделялся для эксплуатации жилого дома и находится в их собственности, то есть, что это - земли обороны, но таких документов нет. До введения в действие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на любые объекты выдавались государственные акты или свидетельства о пользовании земельными участками, поэтому до 1991 года принадлежность земельного участка Минобороны РФ должен подтвердить только такой акт или свидетельство, но данные документы не существуют.

Сведения в кадастровой палате о землях обороны также отсутствуют.

Земля выделялась в аренду ЗАО «Внешстрой» законно, после обращения заявителя в орган местного самоуправления. Заявка была рассмотрена и решен вопрос о предоставлении земельного участка под благоустройство и прокладку инженерных сетей. Этот земельный участок был временно поставлен на кадастровый учет, поэтому после проведения на нем всех работ, он будет расформирован.

Представитель ответчиков Администрации Тульской области и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Печурина Е.Ф. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что действительно земли обороны ограничены в обороте, но сведения о них должны быть либо в земельной кадастровой палате, либо в Управлении Росимуществом, в Росреестре, но таких сведений не имеется.

До 2005 года распоряжение военным имуществом возлагалось на Госкомимущество, затем - на Министерство имущественных отношений. В настоящее время – на Департамент имущественных и земельных отношений Минобороны РФ, в котором имеются сведения о принадлежности земельных участков Министерству обороны РФ только под несколькими домами в г. Туле: под Домом офицеров, по <адрес> КЭЧ, на <адрес>, на пересечении улиц <адрес>. Других участков, закрепленных за Министерством обороны РФ, в <адрес> нет.

Тульская КЭЧ- государственное учреждение, где есть договор о закреплении за ней имущества и это не секретный документ. Данным договором за КЭЧ закреплялось федеральное имущество и земли в нем нет.

После вступления в силу ч.1 ГК РФ и Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» федеральные органы были обязаны регистрировать принадлежащее им на праве федеральной собственности имущество. Но у КЭЧ сведений и доказательств того, что они как госучреждение зарегистрировали земельный участок под спорным домом, как объект федеральной собственности, также нет.

То, что в инвентарном деле БТИ отражена площадь земельного участка равная 4417 кв.м, это не означает, что вся эта земля должна быть сформирована под жилым домом. Тем более что под строительство домов всегда отводилось земли больше, чем занимает сам дом, или чем необходимо для его эксплуатации.

К придомовой территории относятся земли, на которых находятся объекты недвижимости, которые неотделимы от самого дома.

Постановление о формировании земельного участка под домом по <адрес> г. <адрес>ю 1949 кв.м является законным.

Представитель ответчика ЗАО «Внешстрой» по доверенности Чехова О.В. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении, пояснив суду, что земельный участок, переданный в аренду ЗАО «Внешстрой» был сформирован по заявке и на основании необходимых документов. Цель предоставления в аренду - выделение в натуре для инженерных коммуникаций с последующим благоустройством.

На момент предоставления его в аренду, земельный участок под жилым домом по <адрес> сформирован не был.

Данный земельный участок выбирался на основании генерального плана застройки города.

Ни в Департаменте имущественных и земельных отношений Министерства обороны РФ, ни в Тульской КЭЧ документов о том, что спорный земельный участок принадлежит Минобороны РФ нет.

Если собственники всех жилых помещений жилого дома - физические лица, то в силу Земельного Кодекса РФ Министерство обороны РФ, не имеет прав на этот земельный участок.

Судьба земельного участка следует судьбе недвижимости на нем. Жилой дом был передан в муниципальную собственность.

Ссылки на площадь земельного участка, указанного в паспорте БТИ несостоятельны, так как техпаспорт не является землеотводным документом. Кроме как в техническом паспорте, информации о земельном участке площадью 4417 кв.м нет.

Считает, что и постановление от ДД.ММ.ГГГГ, и постановление от ДД.ММ.ГГГГ законны, права истца и собственников жилых помещений не нарушают.

Представитель ответчика ООО «Землемер» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, причина неявки неизвестна. Ходатайств об отложении дела, о рассмотрении в их отсутствие не поступало, равно как и доказательств уважительности причин неявки.

В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и гражданское дело №2-2178/11, а также действующее инвентарное дело 3488 Ц на домовладение по <адрес>, суд приходит к следующему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из анализа приведенной нормы следует, что для признания актов органа местного самоуправления недействительным необходимо одновременно наличие двух условий: как несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, располагается в квартале, ограниченном <адрес>, Первомайской, Жаворонкова, <адрес> в <адрес>, где Постановлением Главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении ЗАО «Внешстрой» земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства территории.

Данные обстоятельства подтверждены Постановлением Главы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ЗАО «Внешстрой» места размещения комплекса объектов инженерной инфраструктуры (модульная котельная с распределительной подстанцией, трансформаторная подстанция) внутри квартала, ограниченного <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес>, и о предоставлении земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства территории» (л.д.180, том1), согласно которому был утвержден проект границ земельного участка (<данные изъяты>) площадью 7223 кв.м, расположенного в названном квартале, который, в свою очередь, был предоставлен ЗАО «Внешстрой» в аренду.

Из материалов дела, объяснений сторон усматривается, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду ЗАО «Внешстрой», в том числе вследствие того, что Постановлением Главы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ЗАО «Внешстрой» места размещения многоэтажных (многоквартирных) жилых домов внутри квартала, ограниченного <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес>» был утвержден проект границ земельного участка (<данные изъяты>) площадью 18633 кв.м, расположенного в названном квартале, и утвержден акт о выборе земельного участка, расположенного на землях поселения г. Тулы внутри данного квартала (согласно прилагаемой схеме) для строительства многоэтажных (многоквартирных) жилых домов.

Согласно статьям 606, 607 Гражданского Кодекса РФ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Как установлено судом и сторонами не оспаривается, ЗАО «Внешстрой» обратилось в администрацию г. Тулы, как к органу местного самоуправления, с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства.

Постановлением главы администрации г. Тулы от 17.01. 2008 года «О предварительном согласовании ЗАО «Внешстрой» места размещения комплекса объектов инженерной инфраструктуры (модульная котельная с распределительной подстанцией и насосной станцией, трансформаторная подстанцйия) внутри квартала, ограниченного <адрес> <адрес> в <адрес>, и о предоставлении земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства территории» был утвержден проект границ земельного участка код <данные изъяты>, площадью 7223 кв.м, расположенного внутри квартала, ограниченного <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес>», который и был передан ЗАО «Внешстрой» в аренду, как объект недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждено кадастровым планом земельного участка, из которого видно, что ему присвоен кадастровый номер

Разрешая вопрос о том, является ли земельный участок площадью 7223 кв.м, предоставленный в аренду ЗАО «Внешстрой» для благоустройства и прокладки инженерных сетей, землями Министерства обороны РФ, а также является ли он придомовой территорией <адрес>, а потому находится в общей долевой собственности собственников жилых помещений данного дома, суд исходит из следующего.

Впервые понятие собственности было введено гражданским законодательством в 1990 году, когда был принят Закон РСФСР от 24.12.1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР», которым было установлено, что отношения собственности на землю, являющиеся объектами прав собственности, регулируются законами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, ГК РСФСР. Но, земля является достоянием народов, а потому земельные участки могут находиться в частной, государственной или муниципальной собственности, собственности общественных объединений (организаций) в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР.

В силу ст. 93 Земельного кодекса РФ, действовавшего на 17.01.2008 года, землями обороны и безопасности признавались земли, которые использовались или предназначались для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ за Тульской КЭЧ было решено зарегистрировать домовладения со всеми строениями на усадебных участках, в частности, по <адрес> в конце с площадью земельного участка 16175,2 кв.м.

На основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, за Тульской КЭЧ было зарегистрировано право собственности на жилой <адрес>, что подтверждено инвентарным делом на данное домовладение Ц.

Между тем, сведений о том, что Тульской КЭЧ или, непосредственно Министерству обороны СССР, был передан в бессрочное (постоянное) пользование, либо собственность, сам земельный участок под жилым домом по <адрес> и с конкретной площадью, в указанном решении не имеется.

Не имеется таких сведений и доказательств и в регистрирующих органах, а именно: ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области, Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области; территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области.

Установленные по делу обстоятельства, дают суду основания полагать, что доводы истца о том, что земельный участок под жилым домом по <адрес> является недвижимым имуществом Министерства обороны РФ и закреплен за ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» на основании решения исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.

Поэтому, исходя из норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что вышеназванное решение исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Министерства обороны РФ на спорный земельный участок, не является.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 35 ЗК РФ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Из материалов дела суд установил, что спорное домовладение было передано от Тульской КЭЧ в муниципальную собственность.

Так, согласно постановлению Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в муниципальную собственность жилого фонда, гражданских сооружений Тульской КЭЧ» видно, что в целях сохранения уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, проживающего в жилом фонде Тульской КЭЧ и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, было постановлено принять от Тульской КЭЧ в муниципальную собственность согласно Приложению № 1 жилищный фонд, в том числе и жилой <адрес>.

Распоряжением Правительства РФ от 10.04.2002 года № 463-р было принято предложение Тульской городской Думы и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Тульской области, о передаче в муниципальную собственность г. Тулы, находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения Тульской КЭЧ района, расположенных в г. Туле, в том числе жилых домов <адрес>.

Во исполнение данного распоряжения Правительства РФ, министерство имущественных отношений РФ своим Распоряжением от 25.04.2002 года № 1048-р «О передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения Минобороны России» Комитету по управлению имуществом Тульской области совместно с Минобороны РФ и органом местного самоуправления г. Тулы было указано оформить в установленном порядке в муниципальную собственность г. Тулы объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения Тульской КЭЧ района, в числе которых указаны жилые дома № <адрес>.

При этом, из акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального назначения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Главой г.Тулы, согласованного и.о. председателя комитета по управлению имуществом г. Тулы и генеральным директором <данные изъяты>», а также и подписанного руководителем Тульской КЭЧ, как представителем передающей стороны, и руководителем <данные изъяты> как принимающей стороны, в муниципальную собственность муниципального образования г. Тула Тульской области от Тульской КЭЧ был передан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе с неприватизированными квартирами.

Между тем, приказом Министра Обороны СССР от 18 октября 1979 года № 260 «О введении в действие руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР» введено в действие с 01 января 1982 года Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, в том числе ч. IV, согласно которой:

Учет зданий, сооружений и земельных участков ведется в натуральных показателях и стандартных единицах измерений, приведенных в соответствующих формулах учетных документов (п.10 Руководства).

Учет зданий, сооружений и земельных участков согласно части IV настоящего руководства организуется и ведется в том числе в квартирно-эксплуатационных частях районов (п.11 Руководства).

В книгах, карточках и ведомостях учета отражаются наличие зданий, сооружений и земельных участков (п.20).

На документы по результатам каждой проведенной технической инвентаризации зданий (сооружений, земельных участков) заводится отдельное дело (п.28).

На каждый земельный участок, отведенный землепользователю Министерства обороны СССР в постоянное пользование, выдается государственный акт на право пользоваться землей с планом границ землепользования (п.44).

Основанием для постановки на учет в КЭЧ района отведенного землепользователю земельного участка является копия государственного акта с планом границ землепользования (копия договора или удостоверения), полученная из КЭУ объединения (п.47).

Согласно пункту "п" части 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.08 г. N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ.

Пунктом 3 части 1 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 г. N 221, определено понятие "объекты военной инфраструктуры", которое

означает - специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность РФ.

В соответствии с пунктом 34 Приказа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота", под "военным городком" понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих.

     Согласно Ведомственных строительных норм Министерства обороны РФ (ВСН-34-94), утвержденных начальником строительства и расквартирования Вооруженных сил РФ 15.02.194 г. территория военного городка и его отдельных зон должны иметь ограждения.

    Как следует из материалов дела и установлено судами, возведенный жилой дом исходя из вышеназванных требований к объектам обороны и военной инфраструктуры не относится.

Поскольку из материалов дела, объяснений сторон в судебном заседании следует, что жилой <адрес> является гражданским объектом, переданным в муниципальную собственность, и земельный участок, расположенный под ним использовался непосредственно для эксплуатации данного жилого дома, суд приходит к выводу о том, что такой земельный участок не может быть отнесен к категории земель обороны, установленных ст. 93 ЗК РФ.

В 1995 году был принят Земельный кодекс РФ, в связи с чем, п.10 ст. 3 ФЗ «О введение в действие земельного кодекса РФ» было установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется, а распоряжение указанными землями до разграничения собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

И только с момента принятия Жилищного Кодекса РФ с 01.01.2005 года в статье 36 было закреплено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что до 2005 года земельные участки под многоквартирными жилыми домами находились в государственной собственности, и до их разграничения распоряжение ими осуществляли органы местного самоуправления.

В силу ст. 16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, который сформирован до введение в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм, собственники помещений в многоквартирном доме имеют право на получение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.

Как установлено судом, спорный земельный участок относится к государственным неразграниченным землям.

Из инвентарного дела Ц усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка под жилым домом по <адрес> по инвентаризации составляла 4417 кв.м, в том числе застроенная - 1289 кв.м, незастроенная- 3128 кв.м. Сведений о том, какой именно площадью отведен земельный участок по документам, не имеется.

Вместе с тем, из карточки технической инвентаризации домовладения и плана усадебного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год видно, что площадь земельного участка под жилым домом по <адрес> составляла 1048,3 кв.м.

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанным земельным участком, выбранным для благоустройства и прокладки инженерных сетей и предоставленным в аренду ЗАО «Внешстрой», орган самоуправления, в лице главы администрации <адрес>, распорядился на законных основаниях.

Постановлением главы администрации <адрес> от 17.01. 2008 года «О предварительном согласовании ЗАО «Внешстрой» места размещения комплекса объектов инженерной инфраструктуры (модульная котельная с распределительной подстанцией и насосной станцией, трансформаторная подстанцйия) внутри квартала, ограниченного <адрес>, <адрес> в <адрес>, и о предоставлении земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства территории» был утвержден проект границ земельного участка код <данные изъяты>, площадью 7223 кв.м, расположенного внутри квартала, ограниченного <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес>», который и был передан ЗАО «Внешстрой» в аренду, как объект недвижимости.

Как видно из Постановления Главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории, расположенных в <адрес>; в <адрес> ( лит ЗЗ1); <адрес>; <адрес>,д.20,д.22 (лит. А), <адрес>, и определении вида разрешенного использования земельных участков – многоквартирный дом», названным постановлением была утверждена схема расположения на кадастровой карте (плане) территории, в том числе по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, код /ДД.ММ.ГГГГ, площадью 1949 кв.м.

Указанное постановление вынесено во исполнение ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» и на основании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, составленной и разработанной ООО «Землемер», согласованной с Управлением градостроительства и архитектуры администрации <адрес>/ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснительной записки, составленной ООО «Землемер» и являющейся неотъемлемой частью вышеназванной схемы, следует, что фактическая площадь земельного участка многоквартирного жилого <адрес> и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества составляет 1949 кв.м, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественной границы земельного участка, в соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ).

Оспариваемое постановление Главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о формировании под жилым домом земельного участка площадью 1949 кв.м является законным, основанным на нормах действующего законодательства и не нарушающим прав и законных интересов жителей данного жилого дома.

Исходя из изложенного, исковые требования ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» о признании недействительным Постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения размера и схемы земельного участка площадью 1949 кв.м, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                        Наумова Т.К.