по иску Смыка М.Р. к ОАО `Управляющая компания г. Тулы`, ОАО `ТЭК`, ОАО `Водоканал`, ООО `Центрдомофонсервис` об отмене тарифов на оплату коммунальных услуг, переасчете сумм за оплату коммунальных услуг, взыскании денежных сумм.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2011 года                                     г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Наумовой Т.К.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2215/11 по исковому заявлению Смыка М.Р. к ОАО «Управляющая компания г. Тулы», ОАО «Тульская энергосбытовая компания», ОАО «Водоканал», ООО «Центрдомофонсервис» об отмене тарифов на оплату коммунальных услуг, перерасчете сумм за оплату коммунальных услуг, взыскании денежных сумм,

установил:

    Смык М.Р. обратился в суд с иском к ОАО «Тульская энергосбытовая компания», ОАО «Водоканал», ООО «Центрдомофонсервис» об отмене тарифов на оплату коммунальных услуг, перерасчете сумм за оплату коммунальных услуг, взыскании денежных сумм и просил:

    - признать незаконным размер оплаты на содержание и ремонт жилья из расчета 13 руб. 57 коп., за одного проживающего на 1 кв.м. жилья;

    - понудить ОАО «УК г. Тулы» ежеквартально предоставлять отчет о выполнении взятых на себя обязательств по договору с собственниками жилья с предоставлением финансовых документов, подтверждающих факт исполнения и объем выполненных работ, а также размер оплаты за выполненный объем работ;

    - отменить необоснованный тариф оплаты 1 кв.м. жилья за его содержание и ремонт на одного проживающего в сумме 13 руб. 57 коп;

    - отменить оплату расхода холодной воды по тарифу 12 руб. 56 коп. за 1 куб.м. из расчета объеме потребления 21 куб.м., в месяц, как необоснованно завышенный и несоответствующий методике расчета, разработанный Правительством РФ;

    - отменить статьи расходов за потребление холодной воды из расчета 12 руб. 56 коп. за 1 куб.м. воды и расхода воды на канализацию, как несоответствующие разработанной Правительством РФ методике;

    - пересмотреть статьи расхода горячей воды и тарифа оплаты горячей воды, как не соответствующие разработанной Правительством РФ методике;

    - отменить статьи расходов за отопление, как необоснованно завышенные, не соответствующие требованиям по качеству отопления и по времени фактического функционирования этой услуги ЖКХ;

    - отменить оплату расходов электроэнергии МОП, как незаконную;

    - отменить оплату услуг ООО «Центрдомофонсервис»;

    - взыскать с ответчиков: ОАО «УК г. Тулы» - 32972 руб.; за холодную воду – 9481 руб., за канализацию 5503 руб., за горячую воду – 28863 руб., за отопление 44469 руб., всего 88316 руб., с ООО «ЦДС»- 762,52 руб., с ОАО «ТЭК» - 3901 руб.

Истец Смык М.Р. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Представитель истца Смыка М.Р. по доверенности Майоров В.П. в судебное заседание не явился о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил. Ранее при рассмотрении данного дела заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Тулагорводоканал» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО «Тулагорводоканал». В своих возражениях указав, что ОАО «Тулагорводоканал» не состоит в договорных отношениях с жителями многоквартирных домов, в том числе с истцом, не оказывает им услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. Указанные коммунальные услуги истцу предоставляет ОАО «Управляющая компания г. Тулы». Соответственно, истец оплачивает услуги холодного водоснабжения и водоотведения именно ОАО «Управляющая компания г. Тулы». На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ООО «Центр-Домофон – Сервис» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Центр – Домофон – Сервис».

    Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания г. Тулы» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве, просил суд отложить рассмотрение дела в связи с занятостью представителя ОАО «УК г. Тулы» в другом процессе.

В ранее представленных возражениях указав, что ОАО «УК г. Тулы» заявленные исковые требования не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

ОАО «УК г. Тулы» обеспечивает управлением многоквартирным домом № 15 по ул. Городской переулок на основании договора управления № 426 от 06.04.2008 года, заключенным с собственниками жилых и нежилых помещений в указанном доме.

Согласно п. 7 ст. 153 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации.

Статья 31 ЖК РФ регулирует права и представляет исчерпывающий перечень прав и обязанностей граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении. Право принимать решения на общем собрании собственников жилых помещений у граждан, не являющихся собственниками жилых помещений отсутствует.

На основании изложенного, просит суд в заявленных требованиях Смык М.Р. отказать.

Представитель ответчика ОАО «ТЭК» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В ранее представленных возражениях указал, что ОАО «ТЭК» не согласно с требованиями, указанными в исковом заявлении, поскольку в связи с изменением 01.01.2009 года порядка начисления квартиросъемщика потребленного объема электроэнергии МОП, ОАО «ТЭК» разъясняет следующее.

При наличии оплаты за освещение мест общего пользования и лифты, ОАО «ТЭК» руководствуется ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ № 306 и № 307 от 23.05.2006 г., Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Постановлением администрации ТО № 483 от 22.08.2008 года.

Согласно ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включается в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты и др.

При этом содержание общего имущества подразумевает освещение мест общего пользования и лифтов (п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года), т. е. услуга по электроснабжению помещений общего пользования лифтов входит в состав коммунальной услуги «электроснабжение».

Размер платы за места общего пользования и лифты по жилым домам приборам учета, определяется по показаниям приборов учета, установленных в жилом доме, объем потребленной электроэнергии распределяется пропорционально количеству проживающих в доме по каждой квартире. При этом в случае отсутствия ежемесячной информации по фактическому объему потребленной электроэнергии местам общего пользования, лифтовому оборудованию, квартиросъемщикам имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии, начисление производится из расчета – 7 кВт.ч на каждого проживающего за места общего пользования, 7 кВт.ч. на каждого проживающего за лифтовое оборудование, с последующим перерасчетом по фактическому потреблению, согласно снятым показаниям приборов учета электроэнергии в местах общего пользования.

Нормативы на потребление электрической энергии в местах общего пользования органами местного самоуправления в Тульской области не утверждены, однако потребляемая электроэнергия должна быть оплачена. Данный факт подтверждается судами общей юрисдикции Тульской области.

В данной ситуации применима ст. 6 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, применяется    гражданское законодательство, регулируемое сходные отношения (аналогия права).

Таким образом, применение норматива    для начисления оплаты за электроэнергию в местах общего пользования не является нарушением действующего законодательства и не затрагивает права граждан.

На основании изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований Смыка М.Р. отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, о времени и месте рассмотрения дела извещенных надлежащим образом заинтересованных лиц.

Судом установлено следующее:

Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес> зарегистрированы:

- ФИО1 – основной член ЖСК;

- Смык М.Р. – муж;

- ФИО3 – дочь.

В соответствии с выпиской из лицевого счета , выданной ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет открыт на имя ФИО1, которая является членом ЖСК.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.

В судебном заседании истец Смык М.Р. также подтвердил тот факт, что он не является собственником <адрес> по ул. <адрес>.

ОАО «Управляющая компания г. Тулы» является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 77-80).

Пунктом 1.2 указанного договора ОАО «УК г. Тулы» приняло на себя функции обеспечения коммунальными услугами, путем заключения договоров со специализированными организациями и расчетов по ним, в том числе по водоснабжению (холодная вода), водоотведение (канализация), теплоснабжение (отопление); горячее водоснабжение.

Согласно ст. 153 ЖК РФ

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

В соответствии ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Как указано в ч. 1 ст. 156. ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011), предусмотрено, что при отсутствии коллективных приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа электрической и тепловой энергии) потребляемой в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии прибора учета (п.2).

Устанавливаемые в соответствии с настоящим Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п.3).

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов РФ (п.4).

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются либо рассчитывая по формулам приведенным в Приложении к Правилам (п.14).

Пункт 27 Правил: в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Пункт 28. Норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.

Пункт 29. В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.

Пункт 30. В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

Пункт 31. В норматив газоснабжения включается расход природного газа исходя из расчета расхода на 1 потребителя природного газа в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и с учетом требований к качеству указанной коммунальной услуги.

     В соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011г.) Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно данным Правилам «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии с п. 7 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы, а как усматривается из материалов дела Смык М.Р. не является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем он не имеет права требовать изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Рассматривая требования истца об отмене оплаты расходов электроэнергии МОП, как незаконную, суд полагает, что указанные требования не подлежат удовлетворению, поскольку нормативы на потребление электрической энергии в местах общего пользования органами местного самоуправления в Тульской области не утверждены, но поданная на места общего пользования многоквартирного дома электроэнергия должна быть оплачена потребителем, поэтому к данным правоотношениям должна быть применена ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Согласно сообщения ОАО «Тулагорводоканал» от 21.06.2011 года № 2-39/2397-11 (л.д. 116), гр. Смык М.Р. договоров на отпуск воды и прием сточных вод с ОАО «Тулагорводоканал» не заключал. ОАО «Тулагорводоканал» состоит в договорных отношениях с ОАО «Управляющая компания г. Тулы». Расчеты за услуги между ОАО «Тулагорводоканал» и ОАО «УК г. Тулы» производится в соответствии с тарифами установленными Департаментом Тульской области по тарифам на 2011 год (Постановление № 19.11.2010 г. № 28/7) тариф на услугу водоснабжения – 11 руб. 65 коп.(без НДС), тариф на услугу водоотведения – 4 руб. 27 коп. (без НДС), надбавки к тарифам (Постановление Администрации г. Тулы от 23.12.2010 г. № 4004): на услуги водоснабжения – 0 руб. 38 коп. (без НДС), на услуги водоотведения – 0 руб. 31 коп. (без НДС).

В соответствии с сообщением ООО «Центр – Домофон – Сервис» от 27.06.2011 года № 111 стоимость работ по установке и техническому обслуживанию домофонов определяется договорной ценой индивидуально по каждому подъезду жилого дома в зависимости от объема, по согласованию с жителями.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Центр – Домофон-Сервис» и представителем жителей <адрес> подъезда по <адрес> <адрес> ФИО6 был заключен договора подряда на выполнение работ по монтажу (замене) домофона и его техническому обслуживанию.

К указанному договору приложен подписной лист на жителей <адрес> по ул. <адрес> подъезда , с <адрес> по <адрес> на установку домофона в 38 квартирах, где под № 19 стоит фамилия ФИО1

Ссылка истца Смык М.Р. на то, что предоставляемые ему коммунальные услуги не соответствуют требованиям по качеству и объему являются несостоятельными, поскольку Смыком М.Р. в ходе рассмотрения дела не представлены суду каких-либо доказательства, подтверждающие данное утверждение.

Требования истца о взыскании с ответчиков: ОАО «УК г. Тулы» - 32972 руб.; за холодную воду – 9481 руб., за канализацию 5503 руб., за горячую воду – 28863 руб., за отопление 44469 руб., всего 88316 руб., с ООО «ЦДС»- 762,52 руб., с ОАО «ТЭК» - 3901 руб. в процессе рассмотрения указанного дела также не нашли своего подтверждения.

Как усматривается из материалов дела за жильцами <адрес> по ул. <адрес> имеется долг по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,

суд решил:

В удовлетворении исковых требований Смыка М.Р. к ОАО «Управляющая компания г. Тулы», ОАО «Тульская энергосбытовая компания», ОАО «Водоканал», ООО «Центрдомофонсервис» об отмене тарифов на оплату коммунальных услуг, перерасчете сумм за оплату коммунальных услуг, взыскании денежных сумм отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий