решение от 05.08.2011 по иску прокурора г.Тулы к Администрации г.Тулы, ГУ Центр временного содержания н/л непосредственно подчиненный УВД по ТО, УМВД России и др. об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта здания.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2011 года                                          г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

с участием помощника прокурора г. Тулы Морозовой О.Б., представителей ответчиков - ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, Рочеговой М.В., Администрации г. Тулы по доверенности Мохначевой И.Б., УМВД России по Тульской области по доверенности Евсеевой И.А., представителей третьих лиц - Департамента культуры Тульской области по доверенности Попова С.С. и отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России по Тульской области Спицы И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3027/11 по иску прокурора города Тулы к Администрации Тульской области, Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта здания,

установил:

прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Тульской области, Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта здания.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, лит. А, А1, находится в муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное здание занимает ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, на основании договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.

Ранее аналогичные договоры ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, были заключены с МУП МО г. Тула «Квартал» и с МУП «Тулапромконтракт», у которых вышеназванное строение находилось в хозяйственном ведении.

Названный объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры регионального значения <данные изъяты>

В соответствии с действующим законодательством собственник объекта культурного наследия несет бремя его содержания.

Согласно договору безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ на ссудополучателе (ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области), финансируемом за счет средств бюджета Тульской области, лежит обязанность содержать принятое им в пользование здание, в том числе, производить его капитальный и текущий ремонт.

В ходе проверок, проведенных прокуратурой г. Тулы совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Тульской области и отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России было установлено, что указанное строение находится в ненадлежащем состоянии.

Согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 10.02.2010 года на момент проверки были выявлены следующие нарушения: поверхность стен, потолков, полов основных и вспомогательных помещений здания не гладкая, целостность внутренней отделки помещений учреждения нарушена (трещины, щели на стенах, потолке, полах, отслоение краски, штукатурки, дефекты облицовочной плитки, нарушена целостность линолеума и т.п.), что не позволяет производить уборку (мытье) и дезинфекцию помещений (п. 2.3.2., 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).

С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по Тульской области ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, было выдано Предписание от 10.02.2010 года, в котором предлагалось:

- провести ремонт всех помещений учреждения (внутренняя отделка стен, пола, потолка) материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции, в срок до 01.03.2011 года;

- довести до нормы уровни искусственного освещения в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, спальнях, общегрупповой комнате в срок до 01.03.2011 года;

- на пищеблоке установить моечные ванны для обработки сырья в срок до 01.03.2011 года;

- отремонтировать (или заменить) санитарно-техническое оборудование в санузлах для несовершеннолетних (смывные бачки) в срок до 01.03.2011 года.

17.05.2010 года и 18.03.2011 года по итогам повторных проверок, проведенных Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, установлено, что вышеуказанное Предписание ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, в полном объеме не выполнено, а именно: не проведен ремонт всех помещений учреждения, не доведены до нормы уровни освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.

Также, как указал прокурор, проведенной 29.07.2010 года проверкой прокуратуры г. Тулы совместно с отделом Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, выявленные в мае 2009 года, и не исполненные ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, в установленный срок до 01.06.2010 года согласно Предписанию от 15.05.2009 года :

- предел огнестойкости конструкций лестничного марша не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к зданиям 111 степени огнестойкости (п.5.18* табл. 4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- 2-й и 3-й этажи здания не обеспечены двумя эвакуационными выходами (п.6.13* СНиП 21-01-97*);

- высота и ширина путей эвакуации не соответствует нормативным требованиям (п.6.27 СНиП 21-01-97*);

- отсутствует парапетное ограждение на кровле здания (п.8.11 СНиП 21-01-97*);

- не проведена периодическая проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (п.36 ППБ-01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»); не восстановлена целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника (имеются отслоения, трещины), (п. 36 ППБ-01-03);

- для окраски стен на путях эвакуации использованы горючие материалы (масляная краска), (п. 36 ППБ-01-03);

- допущена установка на окнах помещений глухих решеток (п. 40 ППБ-01-03).

Таким образом, в отношении недвижимого имущества - памятника истории и культуры <данные изъяты> ненадлежащим образом осуществляются мероприятия по сохранению данного объекта культурного наследия.

По утверждению прокурора, вышеуказанное бездействие Администрации Тульской области, Администрации г. Тулы, Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области может привести к нарушению законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

На основании изложенного прокурор просил суд:

- обязать Администрацию Тульской области, Администрацию г. Тулы, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области устранить допущенные нарушения по сохранности объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А.А1.

- возложить на ответчиков обязанность по обеспечению контроля за ходом и качеством выполненных работ.

Впоследствии прокурор г. Тулы уточнил заявленные требования и просит суд:

обязать Администрацию Тульской области, Администрацию г. Тулы, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, УМВД России по Тульской области выполнить следующие мероприятия в отношении объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, А1:

- довести предел огнестойкости несущих конструкций лестничного марша до уровня, предъявляемого к зданиям 111 степени огнестойкости (R 45);

- обеспечить 2-й и 3-й этажи здания двумя эвакуационными выходами;

- выполнить пути эвакуации не менее 2-х метров, шириной не менее 1,35 метров;

- выполнить парапетное ограждение на кровле здания;

- восстановить целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника путем устранения отслоений и трещин;

- демонтировать со стен на путях эвакуации масляную краску;

- демонтировать глухие решетки с окон помещений;

- провести внутреннюю отделку стен, пола и потолка всех помещений учреждения материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции;

- довести до нормы уровни искусственной освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП МО г. Тула «Квартал».

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Тулы Морозова О.Б. заявленные прокурором г. Тулы требования в уточненном виде поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.

Представители ответчиков - ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, Рочегова М.В. и УМВД России по Тульской области по доверенности Евсеева И.А., в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования не признали, полагая, что названные лица являются ненадлежащими ответчиками по делу. Надлежащим ответчиком считали Администрацию г. Тулы как представителя собственника объекта недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанному адресу.

    Представитель ответчика - Администрации г. Тулы по доверенности Мохначева И.Б. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования не признала, полагая, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, как пользователь вышеназванного строения по договору безвозмездного пользования.

Представитель третьего лица Департамента культуры Тульской области по доверенности Попов С.С. в судебном заседании предъявленный прокурором г. Тулы иск считал подлежащими удовлетворению в части требований, заявленных к ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, как к лицу, на которое договором безвозмездного пользования возложена обязанность по содержанию и ремонту занимаемого им здания, являющегося памятником культуры.

Остальные лица, к которым предъявлены исковые требования, по мнению представителя Департамента культуры Тульской области, являются ненадлежащими ответчиками.

Представитель третьего лица отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России по Тульской области Спица И.М. заявленные прокурором г. Тулы требования считал подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчиков Администрации Тульской области, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Представитель третьего лица МУП МО г. Тула «Квартал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что в настоящее время МУП МО г.Тула «Квартал» не имеет никаких обязательств в отношении являющегося памятником культуры здания, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, А1, поскольку ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимого имущества выбыл из его хозяйственного ведения.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

        Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.

На основании положений Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав граждан, в том числе на охрану их жизни и здоровья, соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, выражающегося в ненадлежащем обеспечении сохранности памятников культуры, их санитарно-технического состояния, а также первичных мер пожарной безопасности, в защиту прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях предупреждения разрушения названных объектов, возникновения пожаров, предотвращения гибели людей и порчи имущества.

Как усматривается из содержания искового заявления прокурора г. Тулы, им заявлены требования в целях предупреждения разрушения объекта культурного наследия, а также причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, находящихся в ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, что соответствует приведенным выше нормам материального права.

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Положениями статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарной безопасности в Российской Федерации помимо вышеназванных правовых актов установлены в СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», Федеральном законе от 22.07.2008 года 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, а также иных нормативных правовых документах, содержащих санитарно-эпидемиологические требования и требования пожарной безопасности.

Согласно п. 1.2. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.03.2003 года, санитарные правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией специализированных учреждений для несовершеннолетних, воспитанием и обучением детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций, среди прочего, обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статья 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, устанавливает, что требования пожарной безопасности - это обязательное для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно - правовой формы, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела и установлено судом, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, лит. А, А1, а, находится в собственности Муниципального образования город Тула, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

С 1942 года указанное здание на условиях безвозмездного пользования занимает ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, что подтверждается объяснениями начальника данного учреждения и другими лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

В настоящее время пользование названным объектом недвижимости со стороны ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, осуществляется на основании договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного им с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (л.д. 11-14).

Ранее аналогичные договоры ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, были заключены с МУП МО г. Тула «Квартал» и с МУП «Тулапромконтракт», у которых вышеназванное здание находилось в хозяйственном ведении (л.д. 15- 23).

По делу также установлено, что указанный объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры регионального значения <данные изъяты>

В соответствии с положениями п. п. 3, 4 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно договору безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (ссудодатель) и ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, (ссудополучатель) на последнем лежит обязанность содержать принятое им в пользование здание по вышеуказанному адресу, в том числе, своевременно производить его капитальный и текущий ремонт (п.3.3.3. и 3.3.8 Договора).

Аналогичные положения содержались и в ранее заключенных ссудополучателем договорах безвозмездного пользования в отношении названного недвижимого муниципального имущества (л.д. 15-23).

В силу п. 1 ст. 52 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

В ходе проверок, проведенных прокуратурой г. Тулы совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Тульской области и отдела Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России было установлено, что объект культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес>, лит. А, А1, а, находится в ненадлежащем состоянии.

Так, согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 10.02.2010 года, на момент проверки были выявлены следующие нарушения: поверхность стен, потолков, полов основных и вспомогательных помещений здания не гладкая, целостность внутренней отделки помещений учреждения нарушена (трещины, щели на стенах, потолке, полах, отслоение краски, штукатурки, дефекты облицовочной плитки, нарушена целостность линолеума и т.п.), что не позволяет производить уборку (мытье) и дезинфекцию помещений (п. 2.3.2., 2.3.7. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).

С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по Тульской области ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, было выдано Предписание № 1 от 10.02.2010 года, в котором предлагалось:

- провести ремонт всех помещений учреждения (внутренняя отделка стен, пола, потолка) материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции, в срок до 01.03.2011 года;

- довести до нормы уровни искусственного освещения в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, спальнях, общегрупповой комнате в срок до 01.03.2011 года;

- на пищеблоке установить моечные ванны для обработки сырья в срок до 01.03.2011 года;

- отремонтировать (или заменить) санитарно-техническое оборудование в санузлах для несовершеннолетних (смывные бачки) в срок до 01.03.2011 года (л.д. 49-51).

18.03.2011 года по итогам повторной проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Тульской области, установлено, что вышеуказанное Предписание ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, в полном объеме не выполнено, а именно: не проведен ремонт всех помещений учреждения, не доведены до нормы уровни освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях (л.д. 45-48).

Аналогичные факты зафиксированы и в акте ФГУ «Медико-санитарная часть УВД по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ, а также подтверждаются показаниями допрошенного судом в качестве свидетеля <данные изъяты> ФИО1, неоднократно осуществлявшего проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области.

Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, объективно подтверждаются исследованными по делу письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Из материалов дела также усматривается, что проведенными 29.07.2010 года и 15.07.2011 года проверками прокуратуры г. Тулы совместно с отделом Государственного пожарного надзора Зареченского района г. Тулы ГУ МЧС России установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, выявленные в мае 2009 года, и не исполненные ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, в установленный срок до 01.06.2010 года согласно Предписанию от 15.05.2009 года :

- предел огнестойкости конструкций лестничного марша не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к зданиям 111 степени огнестойкости (п.5.18* табл. 4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- 2-й и 3-й этажи здания не обеспечены двумя эвакуационными выходами (п.6.13* СНиП 21-01-97*);

- высота и ширина путей эвакуации не соответствует нормативным требованиям (п.6.27 СНиП 21-01-97*);

- отсутствует парапетное ограждение на кровле здания (п.8.11 СНиП 21-01-97*);

- не проведена периодическая проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (п.36 ППБ-01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»); не восстановлена целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника (имеются отслоения, трещины), (п. 36 ППБ-01-03);

- для окраски стен на путях эвакуации использованы горючие материалы (масляная краска), (п. 36 ППБ-01-03);

- допущена установка на окнах помещений глухих решеток (п. 40 ППБ-01-03), (л.д. 50, 51, 53-55).

Таким образом, до настоящего времени вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований не устранены, что представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось.

Анализ исследованных по делу доказательств в их совокупности позволяет сделать вывод о ненадлежащем осуществлении ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья несовершеннолетних, находящихся в указанном учреждении, а также мероприятий по сохранению объекта культурного наследия <данные изъяты>

Из материалов дела усматривается, что ответчиком ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, финансируемым в соответствии с Положением о названном учреждении за счет средств бюджета Тульской области, на протяжении длительного времени предпринимались меры к устранению вышеуказанных нарушений, что подтверждается объяснениями начальника данного учреждения Рочеговой М.В. и представленными ею документами, свидетельствующими о подаче Центром в установленном порядке заявок на финансирование мероприятий, связанных с проведением капитального и текущего ремонта в данном учреждении, в том числе в рамках специализированной подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральной целевой программы «Дети России на 2007-2010 годы».

Однако денежных средств в достаточном объеме на вышеуказанные цели не выделялось.

Между тем, само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения от выполнения соответствующих мер по устранению выявленных судом нарушений санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм Государственного учреждения Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, которое исходя из приведенных выше норм материального права и условий договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем заявленные к нему прокурором г. Тулы исковые требования подлежат удовлетворению.

По тем же основаниям иные ответчики, в том числе Администрация Тульской области, Администрация г. Тулы, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, УМВД России по Тульской области, не могут быть признаны надлежащими ответчиками по делу, а поэтому заявленные к ним исковые требования удовлетворению не подлежат.

С доводами представителей ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, и УМВД России по Тульской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация г. Тулы, как представитель собственника указанного выше объекта культурного наследия, на которого, по их мнению, должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий, связанных с его ремонтом, согласиться нельзя, поскольку в связи с передачей здания-памятника в безвозмездное пользование ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, последний, как самостоятельное юридическое лицо, финансируемое из средств областного бюджета, принял на себя указанные выше обязательства.

Что касается ссылки вышеуказанных ответчиков на отсутствие у ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, охранного обязательства в отношении занимаемого им здания-памятника культуры, то вышеуказанных выводов суда она также не опровергает, поскольку невыдача государственному органу по охране памятников культуры    охранного обязательства пользователем объекта культурного наследия не может освобождать последнего от выполнения установленных законом обязанностей по охране находящегося в его пользовании здания-памятника.

При этом суд принимает во внимание, что исходя из положений ст. 48, 52 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п. 7.2 договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом г. Тулы от 29.04.2011 года бремя содержания и оформления в связи с этим охранного обязательства    в отношении вышеуказанного здания-памятника возложено именно на его пользователя, а не на собственника, как полагают представители ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, и УМВД России по Тульской области.

При таких данных выдача ранее МУП МО г. Тула «Квартал» охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении памятника истории и культуры <данные изъяты> правового значения для дела не имеет, поскольку, как следует из п. 1 указанного обязательства, названный памятник предназначался для использования именно под ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области (л.д. 24-32).

Утверждение ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Тульской области, о необходимости возложения на соответствующий орган исполнительной власти обязанности по финансированию вышеуказанных мероприятий суд находит необоснованным, поскольку судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти, а вопросы формирования бюджета, финансирования отдельных статей расходов, относятся к исключительной компетенции органов исполнительной власти и подлежат разрешению в порядке, установленном Бюджетным законодательством РФ.

Таким образом, заявленные прокурором г. Тулы исковые требования подлежат частичному удовлетворению

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

         исковые требования Прокурора города Тулы к Администрации Тульской области, Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, УМВД РФ по Тульской области об обязании выполнения противопожарных мероприятий и ремонта здания удовлетворить частично.

Обязать ГУ Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей выполнить следующие мероприятия в отношении объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, лит. А, А1:

- довести предел огнестойкости несущих конструкций лестничного марша до уровня, предъявляемого к зданиям 111 степени огнестойкости (R 45);

- обеспечить 2-й и 3-й этажи здания двумя эвакуационными выходами;

- выполнить пути эвакуации не менее 2-х метров, шириной не менее 1,35 метров;

- выполнить парапетное ограждение на кровле здания;

- восстановить целостность огнезащитного покрытия (штукатурки) деревянных перекрытий в кабинете начальника путем устранения отслоений и трещин;

- демонтировать со стен на путях эвакуации масляную краску;

- демонтировать глухие решетки с окон помещений;

- провести внутреннюю отделку стен, пола и потолка всех помещений учреждения материалами, позволяющими проведение уборки влажным способом и дезинфекции;

- довести до нормы уровни искусственной освещенности в медицинском кабинете, помещении для учебных занятий, общегрупповой комнате, спальнях.

    В остальной части в удовлетворении исковых требований Прокурора города Тулы отказать.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по     гражданским делам Тульского областного суда путем подачи        кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение      10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий