решение от 05.08.2011 по иску Блинова Н.Е., действующего в интересах н/л Блиновой М.Н. и Блинова Г.Н. к Администрации г.Тулы о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана з/у и разрешения на реконструкцию жилого дома.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2011 года                                  г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

с участием истца Блинова Н.Е., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Старостиной Н.И., третьего лица Блиновой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2753/11 по иску Блинова Н.Е., действующего в своих интересах, а также в защиту интересов несовершеннолетних детей, Блиновой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Блинова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на реконструкцию жилого дома и об обязании выдать указанные документы,

установил:

Блинов Н.Е., действующий в своих интересах, а также в защиту интересов несовершеннолетних детей, Блиновой М.Н., 17.06.1999 года рождения, и Блинова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на реконструкцию жилого дома и об обязании выдать указанные документы.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в зарегистрированном браке с Блиновой Е.И.

От брака они имеют двоих несовершеннолетних детей: Блинову М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Блинова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В период брака им, Блиновым Н.Е., по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен жилой дом общей площадью 64,6 кв.м с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, где он проживает вместе со своей семьей.

Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1200 кв.м, зарегистрированном за ним на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ его жене, Блиновой Е.И., на основании решения ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес>» был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии .

В соответствии с действующим законодательством средства (часть средств) материнского (семейного) капитала может быть выдана на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при предоставлении засвидетельствованной в установленном законом порядке копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге).

В связи с тем, что вышеуказанный жилой дом, 1958 года постройки, нуждается в реконструкции в связи со значительной степенью износа, составляющей более 37 процентов, он, Блинов Н.Е., и его супруга, решили использовать на эти цели часть средств материнского (семейного) капитала.

Для этого он обратился в Администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче ему градостроительного плана, схемы планировочной организации земельных участков и разрешения на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Однако письмом Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке и утверждении градостроительного плана ему было отказано.

Также им был получен отказ Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче соответствующего разрешения на реконструкцию жилого дома.

Основанием к отказу в выдаче вышеуказанных документов послужило то обстоятельство, что ранее территория <адрес>, в котором расположен принадлежащий ему земельный участок и жилой дом, относилась к землям Ленинского района Тульской области.

Законом Тульской области от 11.06.2008 года № 1025-ЗТО были внесены изменения в границы г. Тулы, в связи с чем территория поселка Лесного вошла в состав городских земель, а на основании Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1465-ЗТО стала относиться к Центральному району г. Тулы.

В настоящее время Администрацией г. Тулы рассматривается вопрос о размещении муниципального заказа для подготовки планировочных материалов с целью представления предложения в Тульскую городскую Думу для внесения изменений и дополнений в Генеральный план и карту градостроительного зонирования территории г. Тулы, до утверждения которых Тульской городской Думой выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на территории <адрес> не представляется возможной.

Указанный отказ в выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство истец считает незаконным, полагая, что оснований для этого не имелось, поскольку в силу действующего законодательства его право на владение и пользование находящимися в его собственности жилым домом и земельным участком в <адрес>, в том числе на реконструкцию названного жилого дома за счет материнского (семейного) капитала не может быть ограничено по основаниям, изложенным в оспариваемом им отказе Администрации г. Тулы.

    С учетом изложенного Блинов Н.Е. просит суд:

    - признать незаконным отказ Администрации г. Тулы в выдаче ему градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и разрешения на реконструкцию жилого дома, находящегося на данном земельном участке;

    - обязать Администрацию г. Тулы выдать ему названные документы.

В судебном заседании истец Блинов Н.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Старостина Н.И. в судебном заседании заявленные Блиновым Н.Е. требования не признала, полагая, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется.

Третье лицо Блинова Е.И. в судебном заседании исковые требования Блинова Н.Е. считала подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Блинов Н.Е. состоит в зарегистрированном браке с Блиновой Е.И. (л.д. 17)

От брака они имеют двоих несовершеннолетних детей: Блинову М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Блинова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18-19).

За Блиновым Н.Е. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 64,6 кв.м, в том числе жилой площадью 48,6 кв.м, с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный им в период брака с Блиновой Е.И., где он проживает вместе со своей семьей, что подтверждается объяснениями истца, третьего лица, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1200 кв.м, также зарегистрированном на праве собственности за Блиновым Н.Е. (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ супруге Блинова Н.Е., Блиновой Е.И., на основании решения ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес>» был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии (л.д. 16).

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с последующими изменениями и дополнениями) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала может быть направлена на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства при предоставлении засвидетельствованной в установленном законом порядке копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге).

В связи с тем, что вышеуказанный жилой дом, 1958 года постройки, нуждается в реконструкции в связи со значительной степенью износа, составляющей более 37 процентов (л.д.13-14), Блинов Н.Е. и его супруга решили использовать на эти цели часть средств материнского (семейного) капитала.

Для этого ДД.ММ.ГГГГ Блинов Н.Е. обратился в Администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения реконструкции жилого дома, расположенного на нем.

Однако письмом Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к в подготовке и утверждении градостроительного плана ему было отказано (л.д. 20).

Кроме того, ранее письмом Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ на обращение супруги истца, Блиновой Е.И., также был дан ответ о невозможности разработки и утверждения градостроительных планов, схем планировочной организации земельных участков и выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, расположенных на территории <адрес> <адрес> (л.д. 21-22).

Основанием к отказу в выдаче вышеуказанных документов послужило то обстоятельство, что ранее территория поселка Лесного, в котором расположен зарегистрированный на праве собственности за Блиновым Н.Е. жилой дом, относилась к землям Ленинского района Тульской области.

Законом Тульской области от 11.06.2008 года № 1025-ЗТО были внесены изменения в границы г. Тулы, в связи с чем территория <адрес> вошла в состав земель г. Тулы, а на основании Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1465-ЗТО стала относиться к Центральному району г. Тулы.

В настоящее время Администрацией г. Тулы рассматривается вопрос о размещении муниципального заказа для подготовки планировочных материалов с целью представления предложения в Тульскую городскую Думу для внесения изменений и дополнений в Генеральный план и карту градостроительного зонирования территориальных зон, до утверждения которых Тульской городской Думой выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на территории <адрес> не представляется возможной (л.д.20-22).

Проверяя доводы истца о незаконности отказа ему в выдаче градостроительного плана земельного участка, суд приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений производится органами местного самоуправления.

Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (ч. 10 Градостроительного кодекса РФ).

В силу ч. 11 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство перечислены в ч.13 Градостроительного кодекса РФ, к числу которых относятся: отсутствие документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Анализ приведенных выше норм материального права в их системой взаимосвязи позволяет сделать вывод, что обязательным условием для выдачи органом местного самоуправления разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства является обращение застройщика в указанный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство и приложение к нему документов, указанных в ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Между тем, как установлено по делу, истец Блинов Н.Е. в Администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче ему разрешения на реконструкцию жилого дома <адрес> не обращался по причине отсутствия у него необходимых для этого документов, в том числе градостроительного плана земельного участка, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем отказа в выдаче ему разрешения на реконструкцию указанного объекта недвижимости он не получал, что подтверждается объяснениями истца, представителя ответчика, заявлением Блинова Н.Е. на имя первого заместителя Главы Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче градостроительного плана, письмом Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к об отказе в подготовке и утверждении градостроительного плана.

С учетом изложенного и исходя из приведенных выше норм материального права, а также положений ст.ст. 254, 255, 258 ГПК РФ правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконным отказа Администрации г. Тулы в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома <адрес> и об обязании ответчика выдать данный документ не имеется.

Что касается ответа Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, расположенных на территории <адрес> (л.д. 21-22), то, как установлено по делу, он был дан на обращение супруги истца, Блиновой Е.И., а не на обращение Блинова Н.Е., что истцом не оспаривалось.

При этом Блиновой Е.И. самостоятельных требований об оспаривании вышеуказанных действий органа местного самоуправления не заявлялось.

Кроме того, суд принимает во внимание, что непредставление застройщиком градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, которые, как достоверно установлено по делу, у Блинова Н.Е. и Блиновой Е.И. отсутствуют, в силу ч.13 Градостроительного кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.

Оценивая доводы истца о незаконности отказа Администрации г. Тулы в выдаче ему градостроительного плана земельного участка, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи для проектов межевания территории, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания вышеуказанных правовых норм усматривается, что физическим лицам для индивидуального жилищного строительства (реконструкции) градостроительный план выдается в виде отдельного документа.

Согласно ч. 3 ст. 51 ГК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из положений ст. ст. 23, 30 Градостроительного кодекса РФ указанные сведения содержатся в Генеральном плане поселения (городского округа), включающем в себя карту функциональных зон поселения (городского округа) и Правилах землепользования и застройки территории, включающих в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

Функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу ч. ч. 4, 5 ст. 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.

Согласно ч. 6 чт. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из анализа приведенных выше норм материального права следует, что, по существу, градостроительный план земельного участка отображает сведения, содержащиеся в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки поселения (городского округа), в отношении конкретного земельного участка, что требуется для решения вопроса о возможности последующей выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства на данном земельном участке с учетом его конкретных характеристик, в том числе территориальной зоны и вида разрешенного использования.

Однако, как установлено по делу, в связи с исключением территории <адрес>, в котором расположен принадлежащий истцу земельный участок, из состава земель Ленинского района Тульской области и включением его в состав земель г. Тулы, соответствующие изменения в Генеральный план МО г. Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 года № 32/676, и Правила землепользования и застройки МО г. Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 года № 65/1406, до настоящего времени не внесены, что исключало возможность выдачи истцу на момент его обращения в Администрацию г. Тулы градостроительного плана в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу ст.ст. 24, 31-33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки производится путем подготовки проектной документации о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, проведения публичных слушаний по такой проектной документации с последующим внесением ее на утверждение представительному органу местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что в настоящее время в связи с включением в состав земель города Тулы <адрес> органом местного самоуправления г. Тулы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ рассматривается вопрос о размещении муниципального заказа для подготовки проектной документации о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО г. Тула с целью дальнейшего проведения по ней публичных слушаний и внесения ее на рассмотрение представительного органа местного самоуправления - Тульской городской Думы, что подтверждается сообщением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , письмами Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о финансировании мероприятий, связанных с необходимостью внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО г. Тула, заданием на проведение работ по подготовке документов для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО г. Тула.

Как следует из объяснений представителя ответчика и сообщения Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , до настоящего времени процедура, связанная с внесением изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО г. Тула, не завершена.

При таких данных суд приходит к выводу, что до настоящего времени, в том числе и на момент обращения Блинова Н.Е. в Администрацию г. Тулы в феврале 2011 года, выдача истцу градостроительного плана в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не представлялась возможной по объективным причинам - в связи с отсутствием в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки МО г. Тула соответствующих сведений в отношении <адрес> и проведением мероприятий, связанных с внесением таких изменений, которые еще не завершены.

С учетом изложенного заявленные истцом требования о признании незаконным отказа Администрации г. Тулы в выдаче ему градостроительного плана вышеуказанного земельного участка и об обязании ответчика выдать названный документ, удовлетворению также не подлежат.

При этом суд принимает во внимание, что истец сохраняет право на получение в установленном законом порядке градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка в <адрес> и разрешения на реконструкцию расположенного на нем жилого дома после внесения соответствующих изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО г. Тула.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Блинова Н.Е., действующего в своих интересах, а также в защиту интересов несовершеннолетних детей, Блиновой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Блинова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на реконструкцию жилого дома и об обязании выдать указанные документы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200