Дело № 2-3208/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Юдакове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой О.В. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Королева О.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в связи с признанием принадлежащей ей жилой площади непригодной для проживания.
В обоснование заявленных требований Королева О.В. указала на то, что по адресу: <адрес>, расположена <данные изъяты> общей площадью 71,9 кв.м, в которой комната площадью 16,9 кв.м (номер 2 на поэтажном плане) принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
В установленном законом порядке дом признан ветхим и непригодным для постоянного проживания и включен в список муниципальных жилых домов по Зареченскому району города Тулы, признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010 - 2012 годах по городу Туле.
Однако до настоящего времени она не обеспечена другим жилым помещением, что служит основанием для обращения в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В судебное заседание истец Королева О.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Королевой О.В. по доверенности Ватанская О.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, указав на то, что жилое помещение Королевой О.В. должно быть предоставлено в собственность.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно договору передачи № от ДД.ММ.ГГГГ одна комната площадью 16,90 кв.м в трехкомнатной <адрес> общеполезной площадью 71,90 кв.м, жилой площадью 49,20 кв.м, передана в собственность ФИО5, о чем последней выдано свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время собственником указанного жилого помещения является Королева О.В. (до регистрации брака ФИО6 (свидетельство о заключении брака I-БО № от ДД.ММ.ГГГГ) на основании свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности Королевой О.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната площадью 16,9 кв.м, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ).
Королева О.В. зарегистрирована в данной комнате с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается поквартирной карточкой, выписками из домовой книги и лицевого счета.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановлением главы города Тулы «Об утверждении акта межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в городе Туле» № 1293 от 28 сентября 2001 года утвержден акт межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов по городу Туле от 03 сентября 2001 года, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ветхим жилым домом.
Из акта межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации Зареченского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении актов межведомственной комиссии», следует, что жилой <адрес> признан непригодным для постоянного проживания ввиду неудовлетворительного технического состояния основных несущих конструкций, износ которых составляет 59%.
Постановлением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №» внесены изменения и постановлено по всему тексту вместо слова «ветхими» читать «непригодными для постоянного проживания».
Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы».
Закон Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы» утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Тульской области».
В целях переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 -2012 годы».
При этом <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, значится для отселения граждан под №.
До настоящего времени Королевой О.В. другое жилое помещение в связи с проживанием в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не предоставлено.
В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 49.1 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года (до вступления в законную силу ЖК РФ), если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставляется равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома (введена Законом РСФСР от 06.07.91 N 1552-1 - Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, N 28, ст. 963).
Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставляется либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.
Этого права не могли быть лишены и те лица, которые стали собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и по иным гражданско-правовым основаниям.
Еще в 2001 года при жизни наследодателя ФИО5 у администрации г. Тулы возникла обязанность по предоставлению жильцам <адрес> других жилых помещений, однако до настоящего времени данная обязанность не выполнена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что право Королевой О.В. на получение другого жилого помещения в связи с непригодностью для проживания дома, в котором расположена принадлежащая ей квартира, возникло в период ранее действовавшего законодательства, гарантировавшего право требовать защиты прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющимися собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия ЖК РФ и факт не изъятия земельного участка, являющегося в силу статьи 32 ЖК РФ основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не может являться причиной для отказа в удовлетворении исковых требований Королевой О.В., поскольку бездействие органов местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.
При этом, судом также принимается во внимание и то обстоятельство, что ранее действовавшее законодательство не связывало право гражданина требовать защиты его прав в виде предоставления другого жилого помещения, находящемся в его собственности, с необходимостью постановки на учет в качестве малоимущего либо нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации).
Тем самым, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Королевой О.В. требований и возложении на администрацию г.Тулы обязанности по предоставлению Королевой О.В. благоустроенного, отвечающего установленным требованиям, находящегося в черте г. Тулы, жилого помещения в собственность, равнозначного по площади, ранее занимаемому ими жилому помещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Королевой О.В. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию города Тулы предоставить Королевой О.В. в собственность благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий