решение от 26.08.2011 г. по иску Кондрашина М.Н. к ГУ ТО `УСЗН г.Тулы` о признании незаконным отказ в присвоении звания `Ветеран труда`, обязании присвоить звание



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011 года                                                               город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Мишиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3864/11 по иску Кондрашина М.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание,

установил:

Кондрашин М.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы) о признании незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить указанное звание.

    В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 03 августа 2011 года он обратился в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения, однако решением от 08 августа 2011 года ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что его трудовой стаж составляет менее необходимого (требуемого) стажа для исчисления размера трудовой пенсии, который составляет 25 лет для мужчин. Отказ также был мотивирован тем, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе и военнослужащие, должны иметь трудовой стаж, а не выслугу лет для назначения пенсии, указанной выше продолжительности, исчисленной в календарном порядке.

    Данный отказ в присвоении звания «Ветеран труда» Кондрашин М.Н. считает незаконным, указывая, что имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, за период правоохранительной службы награжден медалями: «За службу» 111 степени и «За отличие в службе» 11 степени, в связи с чем у него имеются все основания для присвоения звания «Ветеран труда».

    С учетом вышеизложенного, просил признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», признать за ним право на присвоение звания «Ветеран Труда» и обязать ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» присвоить ему звание «Ветеран труда» с момента обращения.

В судебное заседание истец Кондрашин М.Н. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Сергеева З.Н. в судебном заседании исковые требования Кондрашина М.Н. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие звание «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» под трудовым стажем понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 30 Федерального закона орт 1.12.2001 года № 173-Фз «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по общим трудовых стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Необходимый (требуемый) стаж для исчисления размера трудовой пенсии составляет 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Таким образом, по мнению представителя ГУ ТО «УСЗН г. Тулы», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе и военнослужащие, должны иметь трудовой стаж указанной выше продолжительности, исчисленной в календарном порядке, а не выслугу лет для назначения пенсии. Общий трудовой стаж Кондрашина М.Н. на момент предъявления документов составил 09 лет 06 месяцев 13 дней, в связи с чем, оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» в настоящее время не имеется.

Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителя третьего лица.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Кондрашина М.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого определены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы в статье 7 названного Федерального закона, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В целях реализации этих положений Федерального закона Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

В силу положений ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В судебном заседании установлено, что Кондрашин М.Н. имеет трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждено справкой о трудовом стаже и праве на пенсию УФСИН России по Тульской области от 25.07.2011 года.

Приказом Минюста РФ от 15.12.2002 г. Кондрашин М.Н. награжден медалью «За службу III степени», а приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10.12.2007 года – медалью «За отличие в службе II степени», что подтверждается удостоверениями.

    Таким образом, Кондрашин М.Н. награжден ведомственным знаком отличия в труде, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

03.08.2011 г. Кондрашин М.Н. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «ветеран труда», и предоставил все необходимые документы.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Кондрашину М.Н. звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что согласно представленным документам его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, то есть истец не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

С данными утверждениями ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.

Статья 2 названного выше Федерального закона РФ предусматривает, что военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерациифедеральных органах правительственной связи и информации, войскгражданской    обороны,    органах    федеральной    службы    безопасностипограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органахвнешней разведки Российской Федерации, других воинских формированияхРоссийской Федерации, созданных в соответствии с законодательствомРоссийской    Федерации,    лица    рядового    и    начальствующего    состава,проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации,Государственной противопожарной службе, прокурорские работники,сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Статьей 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению и данной нормой предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к которым относится истец.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» - лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Выслуга лет Кондрашина М.Н. по состоянию на 25.07.2011 года в календарном исчислении составляла 19 лет 01 месяц 04 дня, в льготном исчислении – 27 лет 08 месяцев 18 дней.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец имеет в настоящее время право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц» от 12.02.1993 г. № 4468-1, то есть возможность реализации права на государственное пенсионное обеспечение, что соответствует основаниям возникновения права на пенсию и порядку ее назначения, предусмотренными положениями Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Определяя стаж истца достаточным для присвоения звания «Ветеран труда, суд учитывает также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, раскрывающие конституционно - правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет».

Так, Конституционный Суд РФ в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечёт обязанности прекратить её.

Таким образом, поскольку Кондрашин М.Н. имеет награждение ведомственным знаком отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд находит его требования о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из Постановления Администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории г. Тула Тульской области.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по присвоению истцу звания «Ветеран труда» необходимо возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы».

Вместе с тем, требования истца об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» со дня обращения с заявлением о присвоении звания, то есть с 01.08.2011 года, не подлежат удовлетворению в силу п. 9 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО, предусматривающего, что решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления с приложением документов, указанных в частях 3 или 4 настоящей статьи.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Кондрашина М.Н. понесенные последним судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования Кондрашина М.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ГУ ТО УСЗН г. Тулы в присвоении Кондрашину М.Н. звания «Ветеран труда».

Признать за Кондрашиным М.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить звание «Ветеран труда» Кондрашину М.Н.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Кондрашина М.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В остальной части иска Кондрашину М.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий