Дело № 2-3539/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Юдакове С.А.,
с участием истцов Пахоменковой Р.М., Пахоменкова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахоменкова С.В., Пахоменковой Р.М. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение, переселении в другое жилое помещение,
установил:
Пахоменков С.В., Пахоменкова Р.М. обратились в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по договору социального найма, равное по площади и количеству комнат ранее занимаемой квартире для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что зарегистрированы в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ с ними заключен договор социального найма жилого помещения № на указанное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире произошел пожар, в результате которого выгорела комната, частично прогорела стена и перекрытия, выгорели оконный и дверной блоки, обгорело имущество во второй комнате.
Однако до настоящего времени они не обеспечены другим жилым помещением, что служит основанием для обращения в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить другое жилое помещение.
В судебном заседании истцы Пахоменкова Р.М., Пахоменков С.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными.
Представители третьих лиц Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району, ОАО «Управляющая компания г. Тулы» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Пахоменкова Р.М., Пахоменков С.В. состоят на регистрационном учете в <адрес>, где занимают две комнаты в коммунальной квартире общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>, что следует из поквартирной карточки, выписки <данные изъяты> из лицевого счета, выписки из домовой книги.
ДД.ММ.ГГГГ с Пахоменковой Р.М. заключен договор социального найма № на указанное жилое помещение.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из акта межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации Зареченского района г. Тулы от 25 июля 2003 года № 834 «Об утверждении актов межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в г. Туле», следует, что жилой <адрес> признан непригодным для постоянного проживания ввиду неудовлетворительного технического состояния основных несущих конструкций, износ которых составляет 62%.
Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от 05 ноября 2002 года № 341-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы».
Закон Тульской области от 05 ноября 2002 года № 341-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы» утратил силу с 01 января 2009 года в связи с изданием Закона Тульской области от 25 ноября 2008 года № 1141-ЗТО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Тульской области».
В целях переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, постановлением администрации г. Тулы от 08 мая 2009 года № 1195 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 -2012 годы».
При этом <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, значится для отселения граждан под №
До настоящего времени Пахоменковой Р.М., Пахоменкову С.В. другое жилое помещение в связи с проживанием в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не предоставлено.
Согласно методике по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной приказом госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 177 от 31 декабря 1999 года ветхое состояние здания – состояние, при котором конструкция, основание (здание в целом) перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Оценка технического состояния здания соответствует его физическому износу в пределах 60 - 80%.
В соответствии с п. 2.1 требований Методики по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31 декабря 1999 года № 1777, к категории непригодных для проживания относятся жилые здания и расположенные в них жилые помещения, отдельные жилые помещения на следующих основаниях: 1. Жилое здание, расположенное в зоне, запрещенной к застройке (в зоне опасного влияния факторов окружающей природной среды на условия жизнедеятельности и здоровье человека). 2. Техническое состояние строительных конструкций или инженерного оборудования представляет опасность для проживающих в здании или помещении, с учетом физического износа и повреждения конструкций. 3. Нарушения санитарно - гигиенических условий проживания, в т.ч. нарушений температурно - влажностного режима помещений и конструкций, повышенного шума или вибрации, недостаточного освещения. 4. Недостатки планировки и уровня внутреннего благоустройства. 5. Жилые помещения, расположенные в жилом здании, признанном непригодным для проживания. 6. Отсутствие постоянного обслуживания жителей или отсутствие технической эксплуатации здания.
Как следует из акта межведомственной комиссии администрации Зареченского района г. Тулы от 30 июня 2003 года № 17 о признании жилого <адрес> непригодным для проживания, год постройки указанного жилого дома не определен, техническое состояние стен, полов, перекрытий, кровли – неудовлетворительное, физический износ по данным инвентаризации 1997 года составляет 62%. Данное жилое помещение отнесено к категории непригодных для проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация <адрес> не является безопасной, и дом непригоден для проживания.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР, действовавшей в период признания <адрес> непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) дом (жилое помещение) грозит обвалом; 3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Истцы обратились в суд с иском 07 июля 2011 года, то есть в период действия Жилищного кодекса РФ.
То обстоятельство, что в настоящее время данный дом не признан непригодным для проживания в соответствии с нормами нового Жилищного Кодекса, а, следовательно, оснований для удовлетворения требований истцов, как считает, представитель ответчика администрации г. Тулы, суд полагает не влияющим на разрешение возникших спорных правоотношений, поскольку при составлении акта 30 июня 2003 года № 17 межведомственная комиссия руководствовалась Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания» утверждено приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года № 529, которое действует и в настоящее время. Сведений и доказательств того, что <адрес> отремонтирован, в настоящее время является пригодным для проживания, ответчиком суду не представлено.
Кроме того, как следует из Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, утвержденном Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 N 150 «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде» основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 01 января 2002 непригодным для постоянного проживания в установленном порядке (п.2).
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации).
Тем самым, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Пахоменковой Р.М., Пахоменковым С.В. требований и возложении на администрацию г.Тулы обязанности по предоставлению Пахоменковой Р.М., Пахоменкову С.В. благоустроенного, отвечающего установленным требованиям, находящегося в черте <адрес>, жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по площади, ранее занимаемому ими жилому помещению.
Доводы представителя ответчика администрации г. Тулы о том, что муниципальному образованию г. Тула для реализации программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 – 2012 годы» денежные средства не выделены, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пахоменкова С.В., Пахоменковой Р.М. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение, переселении в другое жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Тулы предоставить Пахоменкову С.В., Пахоменковой Р.М. благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий