РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 сентября 2011 г. г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Петренко Р.Е.,
при секретаре Молофеевой Н.В.,
с участием представителя истца по доверенности Кучеровской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3477/11 по иску Дроздова А.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения,
установил:
Дроздов А.М. в суд с иском к ООО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения.
В обоснование заявленных требований истец Дроздов А.М. указал, что ДД.ММ.ГГГГ. умерла его жена ФИО1 Она была застрахована на условиях Генерального договора №, действующего с 01 июля 2010 года по 30 июня 2011 года и Правил страхования от несчастных случаев и болезней №. После смерти жены он обратился к ответчику с заявлением о страховой выплате, однако в выплате мне ему отказано, так как, по мнению ответчика, «договор страхования не включает в себя такие риски, как «Диагностирование/диагностика заболевания, а предусмотренный договором риск «опасное для жизни заболевание» исключает все заболевания, которые развились до 04.07.2010 года.
Истец с данной позицией не согласен и дополнительно указывает, что в соответствии с п. 1.1. Договора «Предметом Генерального договора является обязательство Страховщика за обусловленную Сторонами страховую премию, уплачиваемую Страхователем, а предусмотренном Генеральном Договоре порядке, в пределах страховых сумм, при наступлении страховых случаев, произвести страховую выплату или организовать оказание услуг, предусмотренными Условиями страхования» Согласно п.3.6 Условий коллективного страхования от несчастных случаев Страховщик несет ответственность при наступлении следующих страховых случаев: Опасное для жизни заболевание, впервые развившееся и диагностированное в период действия Генерального договора. В соответствии с п. 4 Условий коллективного страхования от несчастных случаев Страховщик обязуется произвести страховые выплаты при наступлении с Застрахованным лицом страховых случаев, указанных в п. 3.6 - единовременно в размере страховой суммы по данному страховому риску по истечении 30 дней со дня первичного диагностирования у Застрахованного лица соответствующего заболевания..
В соответствии с п. 10 Условий коллективного страхования от несчастных случаев страховая сумма на каждое застрахованное лицо составляет по страховому риску «Опасное для жизни заболевание» - 2000000 рублей.
Из представленных ответчику медицинских документов следует, что впервые у ФИО1 опасное для жизни заболевание установлено (диагностировано) ДД.ММ.ГГГГ
Диагностированное заболевание является опасным для жизни и соответственно является страховым риском. Из представленных медицинских документов следует, что ранее ФИО1 таким заболеванием не страдала.
На момент заключения договора страхования не имелось сведений о том, что у нее имеется опасное для жизни заболевание. Таким образом, считает, что отказ ответчика в страховой выплате является незаконным. Просил взыскать с ответчика в счет страховой выплаты 2 000 000 руб.
Истец Дроздов А.М. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В предствленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Дроздова А.М. по доверенности Кучеровская Т.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, а также дополнительно просила взыскать с ответчика сумму государственной пошлины.
Представитель ответчика ООО «Росгосстрах» в зал судебного заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине не явки не сообщил.
Третье лицо по делу представитель ОАО «Сбербанка России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине не явки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя истца, специалиста ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 934 Гражданского кодекса РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
2. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.
Как следует из материалов дела и установлено судом 01 июля 2010г. между ООО «Росгосстрах» и ОАО «Сбербанк России» заключен генеральный договор об общих условиях коллективного страхования №. В соответствии с п.1.1 данного договора его предметом являетя обязательство ООО «Росгосстрах» за обусловленную сторонами страховую премию в пределах страховых сумм, при наступлении страховых случаев, произвести страховую выплату или организовать оказание услуг, предусмотренных условиями страхования:
- Условия коллективного страхования от несчастных случаев и болезней;
- условия добровольного медицинского страхования.
Согласно п.1.4 вышеуказанного договора объектом страхования по настоящему Генеральному договору являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью работникам Страхователя, связанные с затратами на получение медицинских и иных услуг при возникновении соответствующего страхового случая.
В соответствии с п.1.5 того же договора застрахованными лицами являются все работники страхователя (работающие по трудовому договору, заключенному на срок не менее 1 года и прошедшие испытательный срок) в том числе в возрасте старше 65 лет и инвалиды I, II, III группы.
П.2.1, 2.2 вышеуказанного генерального договора предусмотрено, что страховыми случаями являются совершившиеся события, предусмотренные в Условиях страхования, с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату Застрахованному лицу (выгодоприобретателю). Страховыми рисками являются по условиям страхования предполагаемые события, указанные в п.3 Условий коллективного страхования от несчастных случаев и в п.2 условий добровольного медицинского страхования.
Срок договора в соответствии со ст. 7.1 Генерального договора установлен с 01 июля 2010г. по 30 июня 2011г.
Оценивая данный договор суд приходит к выводу, что он является договором личного страхования в интересах третьих лиц.
Как следует из материалов дела, а именного трудового договора № от 01.02.2002г. с ФИО1 был заключен трудовой договор о принятии ее на должность заместителя управляющего <данные изъяты> № <данные изъяты> на неопределенный срок.
В соответствии с приказом №-к от 19 августа 2010г. <данные изъяты> вышеуказанный трудовой договор был с ФИО1 прекращен, в связи с ее смертью.
В соответствии со справкой <данные изъяты> № <данные изъяты> ФИО1 Работала в <данные изъяты> № <данные изъяты> с 17.10.1975г. по 16.8.2010г.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1. являлась застрахованным лицом по генеральному договору об общих условиях коллективного страхования № от 01.07.2010г.
Согласно п.2 Приложения № 1 к Генеральному договору об общих условиях коллективного страхования – Условий коллективного страхования от несчастных случаев и болезней, страховщик при наступлении страхового случая принимает на себя обязанности по осуществлению страховой выплаты в соответствии с настоящими условиями. П.3 условий предусмотрено, что страховщик несет ответственность при наступлении следующих страховых случаев, в том числе и опасного для жизни заболевания, впервые развившиеся и диагностированное в период действия Генерального договора, либо последствие такого заболевания, предусмотренные «Перечнем опасных для жизни заболеваний и их последствий».
В соответствии с п. 1 Приложения IIВ к условиям НС Генерального договора об общих условиях коллективного страхования № – Перечнем опасных для жизни заболеваний и их последствий к ним относится: Онкологические заболевания (рак), а именно развитие и диагностика у застрахованного лица в период действия договора страхования одной или более злокачественных опухолей, включая: лейкемию, лимфомы, болезнь Ходжкина, характеризующихся неконтролируемым ростом, метастазированием, прорастанием в здоровые ткани. Исключения: опухоли со злокачественными изменениями типа карцином, или опухоли, являющиеся предшественниками раковых; меланома; все гиперкератозы и базально-клеточные карциномы кожи; все эпителиально-клеточные раки кожи, не прорастающие в другие органы; саркома Капошии другие опухоли связанные с ВИЧ инфекцией и СПИД, рак предстательной железы стадии Т1, либо аналогичные.
Как следует из амбулаторной карты больного № <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 установлен диагноз <данные изъяты>. Согласно цитологического исследования ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 установлено <данные изъяты> Согласно записи ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 <данные изъяты> Суд воспользовался консультацией специалиста ФИО2 имеющего высшее медицинское образование и стаж работы с 1994г., являющего судебно-медицинским экспертом. Согласно консультации ФИО2 больной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был поставлен диагноз <данные изъяты>, данный диагноз был подтвержден цитологическими и гистологическими исследованиями ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты>.
Анализируя вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 был впервые диагностирован <данные изъяты>
Как следует из материалов дела, а именно письма № от 01.01.2011г. <данные изъяты>» ФИО1обратилась самостоятельно в поликлинику <данные изъяты>», осмотрена врачом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Заключение: <данные изъяты>, явка через 10 дней. Пациентка на повторный прием не явилась.
Оценивая данное письмо суд считает, что в нем отсутствует доказательство того, что у ФИО1 был установлен диагноз – <данные изъяты>. Сам факт обращения ФИО1 в <данные изъяты> не может свидетельствовать о наличии у нее <данные изъяты> заболевания в тот момент. Доказательств того, что вышеуказанное заболевание впервые развилось и было диагностировано у ФИО1 до заключения генерального договора суду предоставлено не было.
Анализируя все вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 было установлено <данные изъяты> заболевание.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наступлении страхового случая опасного для жизни заболевания по Генеральному договору об общих условиях коллективного страхования №, поскольку он произошел в период действия вышеуказанного генерального договора.
Согласно п.10 условий коллективного страхования от несчастных случаев и болезней страховая сумма на каждое застрахованное лицо составляет по страховому риску «Опасное для жизни заболевание» для заболеваний указанного в п.1 «перечня опасных для жизни заболеваний и их последствий» - 2 000 000 руб. П. 1 вышеуказанного перечня являются Онкологические заболевания (рак).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ имела право на получение страхового возмещения. Согласно свидетельства о смерти III-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Ст.1112 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч.2 ст. 934 ГК РФ в случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Как следует из материалов наследственного дела № о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу умершей ФИО1, единственным наследником, принявшим наследство к ее имуществу является истец Дроздов А.М.
Доказательств того, что по Генеральному договору об общих условиях коллективного страхования № от 01.07.2010г. был назначен иной выгодоприобретатель суду предоставлено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований Дроздова А.М. и взыскании в его пользу с ООО «Росгосстрах» 2 000 000 руб.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика ООО «Росгосстрах» судебных расходов, суд приходит к следующему.
Статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно квитанции об оплате госпошлины истцом уплачена госпошлина за подачу искового заявления в суд в размере 18 200 руб.
Таким образом, в силу статьи 98 ГПК РФ сумма судебных расходов, подлежащая взысканию в пользу истца Дроздова А.М. с ответчика ООО «Росгосстрах» составляет 18 200 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дроздова А.М. удовлетворить.
Взыскать в пользу Дроздова А.М. с Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в счет страхового возмещения 2 000 000 (два миллиона) руб.
Взыскать в пользу Дроздова А.М. с Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 18 200 (восемнадцати тысяч двухсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: