01.09.2011 года по иску Зотьева о возмещении вреда здоровью



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2011 года                                            город Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Степановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1376/2011 по иску Зотьева А.И. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области, Федеральной службы безопасности Российской Федерации о возмещении вреда здоровью,

установил:

Зотьев А.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области о возмещении вреда, ссылаясь на тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ, при прохождении профессиональной воинской службы в Федеральной Пограничной службе РФ в республике <данные изъяты>, в результате заболевания он был признан комиссией ВВК не годным к военной службе и досрочно уволен из Вооруженных Сил в отставку — вследствие «военной травмы».

ДД.ММ.ГГГГ Службой медико-социальной экспертизы <адрес> он был признан инвалидом <данные изъяты> группы вследствие военной травмы, а ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> группа инвалидности была установлена ему бессрочно.

Полагал, что в результате указанных обстоятельств, ему был причинен вред здоровью, приведший к невозможности прохождения военной службы, который подлежит возмещению органом военного управления в порядке, предусмотренном ст.ст. 1064, 1084 ГК РФ.

На его обращение о назначении ему компенсации в счет возмещения вреда здоровью Федеральная пограничная служба ответила отказом по мотиву отсутствия вины органа военного управлении в причинении вреда его здоровью.

В <данные изъяты> году ФПС РФ была интегрирована в структуру Федеральной Службы Безопасности РФ. УФСБ России по Тульской области также отказало ему в назначении суммы возмещения вреда здоровью.

Ссылаясь на неправомерность правовой позиции ФПС РФ, УФСБ России по Тульской области, просил суд признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, утраченному при исполнении обязанностей военной службы, за счет казны Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 1084, 1085, 1086 Гражданского Кодекса РФ с ДД.ММ.ГГГГ — даты признания инвалидом, произвести одноразовую выплату денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, причиненного при исполнении обязанностей военной службы из Федеральной казны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом предусмотренной законом индексации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ начать осуществлять ежемесячные денежные выплаты в счет возмещения вреда здоровью, утраченному при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 1084, 1085, 1086 Гражданского Кодекса РФ.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил суд восстановить нарушенное право в 2001 г., на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, утраченного при исполнении обязанностей военной службы, выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 443318 рублей в счет возмещения вреда здоровью, утраченного при исполнении обязанностей военной службы, за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начать производить начисление и выплату ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, утраченному при исполнении обязанностей военной службы, исходя из расчета 70% соответствующей суммы должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет в сумме по 6603 руб. 24 коп. с последующей индексацией.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба безопасности России.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Представитель УФСБ России по Тульской области по доверенности Шалимова О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Зотьева А.И. не согласилась, ссылаясь на тот факт, что в виду отсутствие вины органа военного управления в причинении вреда здоровью истца, правовые основания для удовлетворения его исковых требований отсутствую.

Представитель Федеральной службы безопасности России в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, о чем представил заявление.

В материалы дела представлены возражения представителя ФСБ России по доверенности Потапова С.Е. из содержания которых следует, что ФСБ России исковые требования Зотьева А.И. не признает, ссылаясь на тот факт, что возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями статьей 1064, 1084 ГК РФ не предусмотрено.

То есть, возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение вреда.

Истцом не было представлено доказательств причинения вреда ответчиками, а факт заболевания в период прохождения военной службы, равно как и последующее признание его инвалидом не могут повлечь наступление ответственности ФСБ России перед истцом без вины.

Механизм возмещения вреда по правилам гражданского законодательства без установления вины причинителя вреда отсутствует.

Все положенные страховые и единовременные пособия в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» были выплачены Зотьеву А.И. при увольнении в полном объеме.

Кроме того, в настоящее время ему выплачивается пенсия по инвалидности с учетом всех доплат, предусмотренных законодательством, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела справки из УФСБ России по Тульской области.

Таким образом, сам по себе факт получения заболевания в период прохождения истцом военной службы не порождает для него право требовать возмещения вреда в виде ежемесячных выплат по правилам главы 59 ГК РФ, так как не представлено доказательств причинения вреда истцу действиями (бездействием) ответчиков.

Представленный истцом в материалы дела расчет недоплаты компенсации не может быть принят судом к рассмотрению, так как, расчеты проводятся необоснованно за весь период с <данные изъяты> по настоящее время, вместе с тем, согласно Заключению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ степень утраты профессиональной трудоспособности не была установлена.

Кроме того, за основу расчета утраченного заработка должен браться доход истца на момент утраты профессиональной трудоспособности, а не размер получаемой пенсии. Доказательств подтверждающих размер денежного довольствия Зотьева А.И. на момент утраты профессиональной трудоспособности истцом представлен не был, что исключает возможность производить в данном случае какие-либо расчеты.

Истец, индексируя размер утраченного заработка, не правомерно применяет индексы потребительских цен (далее - ИПЦ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку существовавшая до ДД.ММ.ГГГГ редакция ст. 1091 ГК РФ предусматривала увеличение платежей пропорционально повышению МРОТ.

Таким образом, представленный в материалы дела расчет является не обоснованным, не может быть принят судом к рассмотрению и не может быть положен судом в основу расчетов при вынесении решения.

Просил в удовлетворении исковых требований Зотьеву А.И. отказать.

Прокурор Центрального района г. Тулы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

С учетом изложенного, суд посчитал возможным рассматривать гражданское дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

По делу установлено, что Зотьев А.И. проходил военную службу в Федеральной пограничной службе Российской Федерации в республике <данные изъяты> на должности техника отдела подготовки.

Согласно свидетельству о болезни Штатной военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Зотьеву А.И. был установлен диагноз: <данные изъяты>.( Заболевание развилось в период службы в части, выполняющей задачи в условиях чрезвычайного положения).

Приказом начальника пограничной группы ФПС России в республике <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Зотьев А.И. был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службы ( пункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») в отставку, исключен из списков личного состава части и всех видов довольствия с ДД.ММ.ГГГГ.

Служебная проверка по факту получения Зотьевым А.И. заболевания не проводилась.

В <данные изъяты> г. Службой медико-социальной экспертизы Тульской области истец признан инвалидом <данные изъяты> группы вследствие военной травмы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ решением медико-социальной экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зотьеву А.С. решениями медико-социальных экспертных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ 03 г., от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ была установлена <данные изъяты> группа инвалидности, полученной вследствие военной травмы.

Решением медико-социальной экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( Акт освидетельствования БМСЭ за от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) с диагнозом основного заболевания «<данные изъяты>» и сопутствующего заболевания «<данные изъяты>» Зотьев А.И. инвалидом не признан.

Решением медико-социальной экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( Акт освидетельствования БМСЭ за от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) с диагнозом основного заболевания «<данные изъяты>. Зотьев А.И. был признани инвалидом <данные изъяты> группы с обозначением причины инвалидности «военная травма» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ УФСБ России по Тульской области Зотьеву А.И. назначена пенсия по инвалидности вследствие «военной травмы» в размере 85 %.

В связи с изменением группы инвалидности на третью размер пенсии Зотьева А.И. с ДД.ММ.ГГГГ стал составлять 50 %.

За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в связи с продлением инвалидности <данные изъяты> группы Зотьеву А.И. продолжалась выплачиваться пенсия по инвалидности вследствие «военной травмы» в размере 50 %.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсия по инвалидности Зотьеву А.И. не выплачивалась в связи с не подтверждением инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ Зотьеву А.И. вновь была назначена пенсия по инвалидности вследствие «военной травмы» в размере 85 %.

Согласно заключению комплексной судебно-медицинской и медико-социальной экспертизы ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ исчерпывающей причиной инвалидизации Зотьева А. И. явился <данные изъяты>: иными словами, между существующим у Зотьева А. И. <данные изъяты> — с одной стороны — и инвалидизацией Зотьева А. И. — с другой стороны — присутствует прямая причинно-следственная связь, то есть именно тот вид связи, при котором то или иное последствие непосредственно связано с изучаемым воздействием, является закономерным итогом его внутренней природы, наступающим независимо от влияния каких-либо дополнительных — внешних или внутренних — факторов.

Диагноз «<данные изъяты>, имел объективное подтверждение по результатами биопсии печени, выполненной Зотьеву А.И. ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> причиной инвалидизации Зотьева А.И. не являлись: эти заболевания являются сопутствующими, не состоящими в прямой причинно-следственной связи с <данные изъяты> и не оказывающими сколь-нибудь существенного влияния на его течение.

В связи с <данные изъяты> и с его непосредственными осложнениями в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (то есть на весь срок инвалидности <данные изъяты> группы, установленной Зотьеву А. И. решением медико-социальной экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и на обозримую перспективу (то есть на весь срок действия инвалидности <данные изъяты> группы, установленной Зотьеву А.И. решением медико-социальной экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ) — в применении к предоставленным сведениям об образовании Зотьева А. И., о его квалификации, применительно к перечню служебных обязанностей Зотьева А. И. в должности <данные изъяты>, Зотьев А. И. способен к труду в рамках предшествовавшей травме профессиональной деятельности исключительно в специально созданных производственных условиях, что соответствует утрате профессиональной трудоспособности в размере 70 (семидесяти) процентов.

В связи с <данные изъяты> и с его непосредственными осложнениями в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (то есть как на весь срок действия инвалидности <данные изъяты> группы, установленной Зотьеву А. И. медико-социальных экспертных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, так и на период пребывания Зотьева А. И. вне медико-социального экспертного наблюдения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), — в применении к предоставленным сведениям об образовании Зотьева А. И., о его квалификации, применительно к перечню должностных обязанностей Зотьева А. И. в должности <данные изъяты>, Зотьев А.И. способен к выполнению производственной деятельности в обычных производственных условиях, но при уменьшении наполовину объема производственной деятельности, — что соответствует утрате профессиональной трудоспособности в размере 50 (пятидесяти) процентов.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), достоинство личности охраняется государством (статья 21, часть 1), каждому гарантируются социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации обязывают государство разработать, используя для этого все необходимые средства - как частноправовые (добровольное страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение и др.), эффективный организационно-правовой механизм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в связи с исполнением им служебных обязанностей, включая обязанности военной службы, которую граждане Российской Федерации несут в соответствии с федеральным законом (статья 59, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Военная служба, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы.

Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации правовое регулирование в данной сфере, обязан предусматривать эффективные гарантии реализации прав военнослужащих, соответствующие правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.

Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы.

Во исполнение предписания пункта 1 статьи 969 ГК Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрена обязательность государственного личного страхования военнослужащих за счет средств федерального бюджета (пункт 1), а условия и порядок его осуществления определены Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".

К числу страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования названный Федеральный закон относит установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и предусматривает в статье 5 порядок определения размеров страховых сумм в зависимости от установленной группы инвалидности (75, 50 и 25 окладов месячного денежного содержания соответственно) и их корректировку в случае изменения группы инвалидности при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, а также выплату 10 окладов застрахованному лицу, получившему в период прохождения военной службы тяжелое увечье (ранение, травму, контузию), и 5 окладов - получившему легкое увечье (ранение, травму, контузию).

Получение военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, страховых сумм по обязательному страхованию при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) не препятствует предоставлению им других денежных выплат и иных видов компенсаций, имеющих целью возмещение вреда здоровью, в частности единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Данная выплата, предусмотренная пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 октября 2010 года N 18-П, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Единовременные выплаты, предусмотренные названными Федеральными законами, предоставляются военнослужащим независимо от пенсии по инвалидности, назначаемой и выплачиваемой на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Поскольку пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется в статье 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), пенсия по инвалидности, соответственно, имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных военнослужащих, ставших инвалидами, и призвана восполнить утраченный ими в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы заработок (денежное содержание).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" сохраняет за такими военнослужащими ряд иных мер социальной защиты, в том числе оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно, а Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" с 1 сентября 2005 года для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, введено дополнительно к пенсиям и другим выплатам ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей.

Кроме того, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов боевых действий: они приобретают право на льготы по медицинскому обслуживанию, предоставлению и использованию отпусков, зачислению в образовательные учреждения профессионального образования и стипендиальному обеспечению, а также на внеочередную установку квартирного телефона и внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому (пункты 1 и 3).

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы. Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются элементами данного публично-правового механизма и как таковые не предполагают, что возмещение вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих, может сводиться только к выплате страховых сумм и единовременного пособия.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из пункта 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя. Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями статьи 1084 ГК РФ не предусмотрено.

В соответствии со статьей 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 октября 2010 года N 18-П, в системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.

Истцом не было представлено доказательств причинения вреда ответчиками или доказательств вины ответчиков в причинении вреда здоровью истца. Факт причинения вреда его здоровью в период прохождения военной службы, равно как и последующее признание его инвалидом не могут повлечь наступление ответственности ФСБ России перед истцом без вины.

В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.

Статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданской правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.

То есть, возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение вреда.

Таким образом, сам по себе факт получения заболевания в период прохождения истцом военной службы не порождает для него право требовать возмещения вреда в виде ежемесячных выплат по правилам главы 59 ГК РФ, так как не представлено доказательств причинения вреда истцу действиями (бездействием) ответчиков.

Механизм возмещения вреда по правилам гражданского законодательства без установления вины причинителя вреда отсутствует.

Между тем, как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 17.05.2011 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан", при проверке конституционности ст. 1084 ГК РФ Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что применительно к возмещению вреда военнослужащим, которые получили увечье (ранение, травму, контузию) в условиях боевых действий при исполнении обязанностей военной службы и впоследствии стали инвалидами, в случаях, когда непосредственный причинитель вреда не установлен, отсутствие в правовом регулировании надлежащего правового механизма возмещения вреда указанным гражданам, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 ГК Российской Федерации, так и в соответствии со специальным законом, в частности для граждан, подвергшихся радиации вследствие техногенных катастроф, для участников групп особого риска, означает, что законодатель не достиг цели, которая преследуется при охране такого блага, как здоровье человека (Определение от 11 июля 2006 года N 276-О).

Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи со статьей 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" имеют целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих - инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав и компенсации последствий изменения их материального и социального статуса.

Между тем выплачиваемые данной категории граждан наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода (25 - 75 месяцев), тогда как полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), носит долговременный, как правило - пожизненный, характер. Следовательно, действующий публично-правовой механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, связанные с невозможностью продолжения военной службы, т.е. непосредственно не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).

Следовательно, положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, - нарушают права военнослужащих и не соответствуют статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы. Этим с государства не снимается обязанность принимать меры, направленные на повышение уровня благосостояния военнослужащих, который должен соответствовать их высокому статусу.

На момент рассмотрения заявленного спора соответствующие изменения в действующее правовое регулирования не внесены, что не препятствует разрешению спора по существу.

При разрешении заявленных требований суд принимает во внимание настоящую позицию Конституционного суда РФ, в соответствии с которой военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае должно гарантироваться адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.

Судом достоверно установлено, что Зотьев А.И. на момент увольнения занимал должность техника отдела подготовки, имел звание <данные изъяты>.

Из личной карточки денежного довольствия Зотьева А.И., денежного аттестата войсковой части следует, что размер его денежного довольствия на момент увольнения со службы составлял: должностной оклад 583 руб., оклад по воинскому званию 360 рублей, процентная надбавка за выслугу лет 20 % 188 руб. 60 коп.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ войсковой части ( л.д. 45) среднемесячное денежное довольствие Зотьева А.И. с декабря ДД.ММ.ГГГГ составило 1928 рублей.

С учетом положений статьи 318 ГК РФ, предусматривающей порядок увеличения суммы, выплачиваемой на содержание гражданина, размер денежного довольствия ( сохраненного) на настоящий момент составит 9936,82 руб., исходя из следующего расчета: 1928 рублей х 1, 5 ( коэффициент повышения МРОТ с 01.02.2002 г.)х 1, 5( коэффициент повышения МРОТ с 01.05.2002 г.) х 1, 12 ( индекс инфляции в 2003 году) х 1,10 ( индекс инфляции в 2004 году) Х 1, 11( индекс инфляции в 2005 году) х 1,09 ( индекс инфляции в 2006 году) х 1,08 ( индекс инфляции в 2007 году) х 1,105 ( индекс инфляции в 2008 году) х 1,13( индекс инфляции в 2009 году) х 1,07 ( индекс инфляции в 2010 году) х 1,065 ( индекс инфляции в 2011 году) = 9936,82 руб.

Как следует из справки УФСБ России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ пенсия Зотьева А.И. составляет <данные изъяты>., исходя из следующих составляющих:

должностной оклад <данные изъяты>
оклад по воинскому званию 2080,00
процентная надбавка за выслугу лет 40% 2695,20
ВСЕГО 9433,22
Основной размер пенсии: от суммы денежного содержания 85% 8018,22
ДМО инвалида вследствие военной травмы (Указ № 887) 1000,00 9018,22
Ежемесячная доплата к пенсии (Указ № 176) 1000,00 <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ Зотьеву А.И. назначалась вместе с пенсией ежемесячная денежная выплата инвалида военной травмы в установленных размерах. С ДД.ММ.ГГГГ размер ЕДВ инвалида военной травмы, выплачиваемой Зотьеву А.И., составляет <данные изъяты>.

Таким образом, Зотьеву А.И. в связи с получение военной травмы выплачивается в возмещение вреда пенсия в размере 85 % денежного содержания, иные доплаты в общей сумме <данные изъяты>, что превышает размер его денежного довольствия на момент увольнения с военной службы с учетом его увеличения.

Размер денежного довольствия на ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> коп., исходя из следующего расчета: 1928 рублей х 1, 5 ( коэффициент повышения МРОТ с 01.02.2002 г.)х 1, 5( коэффициент повышения МРОТ с 01.05.2002 г.) х 1, 12 ( индекс инфляции в 2003 году) х 1,10 ( индекс инфляции в 2004 году) Х 1, 11( индекс инфляции в 2005 году) х 1,09 ( индекс инфляции в 2006 году) х 1,08 ( индекс инфляции в 2007 году) х 1,105 ( индекс инфляции в 2008 году) х 1,13( индекс инфляции в 2009 году) = <данные изъяты> коп.

Как следует из справки УФСБ России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ пенсия Зотьева А.И. составляет <данные изъяты>, исходя из следующих составляющих:

должностной оклад <данные изъяты>
оклад по воинскому званию 1954,00
процентная надбавка за выслугу лет 40% 2530,80
ВСЕГО 8857,80
Основной размер пенсии: от суммы денежного содержания 85% 7529,13
ДМО инвалида вследствие военной травмы (Указ № 887) 240,00 7769,13
Ежемесячная доплата к пенсии (Указ № 176) 1000,00 <данные изъяты>

Размер ЕДВ инвалида военной травмы, выплачиваемой Зотьеву А.И., составляет <данные изъяты>.

А всего размер содержания, предоставляемого Зотьеву А.И. с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Размер денежного довольствия на ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>., исходя из следующего расчета: 1928 рублей х 1, 5 ( коэффициент повышения МРОТ с 01.02.2002 г.)х 1, 5( коэффициент повышения МРОТ с 01.05.2002 г.) х 1, 12 ( индекс инфляции в 2003 году) х 1,10 ( индекс инфляции в 2004 году) Х 1, 11( индекс инфляции в 2005 году) х 1,09 ( индекс инфляции в 2006 году) х 1,08 ( индекс инфляции в 2007 году) х 1,105 ( индекс инфляции в 2008 году) х 1,13( индекс инфляции в 2009 году) х 1,07 ( индекс инфляции в 2010 году)= <данные изъяты> коп.

Как следует из справки УФСБ России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ пенсия Зотьева А.И. составляет <данные изъяты> исходя из следующих составляющих:

должностной оклад <данные изъяты>
оклад по воинскому званию 1953,00
процентная надбавка за выслугу лет 40% 2530,40
ВСЕГО 8857,40
Основной размер пенсии: от суммы денежного содержания 85% 7529,94
ДМО инвалида вследствие военной травмы (Указ № 887) 1000 8527,94
Ежемесячная доплата к пенсии (Указ № 176) 1000 <данные изъяты>

Размер ЕДВ инвалида военной травмы, выплачиваемой Зотьеву А.И., составляет <данные изъяты>.

А всего размер содержания, предоставляемого Зотьеву А.И. с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Таким образом, предоставляемая истцу в связи с военной травмой пенсия и иные доплаты в оспариваемый период ( в пределах 3 лет) на треть превышают размер его денежного содержания на момент увольнения с военной службы.

С учетом изложенного, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование, применяемое в отношении истца гарантирует адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое Зотьев А.И. имел на момент увольнения с военной службы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, отказывает Зотьеву А.А. в удовлетворении его требований в полном объеме.

Отказ в удовлетворении заявленных Зотьевым А.И. исковых требований не лишает его права на обращение в суд с соответствующим иском при внесении Федеральным законодателем, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в действующее правовое регулирование изменений, направленных на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Зотьева А.И. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области, Федеральной службы безопасности Российской Федерации о возмещении вреда здоровью отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий