25 августа 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3411/11 по иску Павловой В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда», установил: Павлова В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований Павлова В.А. указала на то, что она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила для этого необходимые документы. Однако получила отказ в связи с тем, что значок «Отличник советской потребительской кооперации» не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». С отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда» она не согласна и считает данный отказ необоснованным и неправомерным, так как она имеет трудовой стаж 37 лет и в настоящее время продолжает работать. За время работы в потребительской кооперации она была награждена значком «Отличник советской потребительской кооперации», которым награждались лучшие работники предприятий за достижения в деле развития и улучшения деятельности потребительской кооперации. Решение о присвоении звания принималось вышестоящей организацией – Тульским облпотребсоюзом и Президиумом обкома профсоюза работников госторговли и потребительской кооперации, в связи с этим считает, что имеет право на звание «Ветеран труда». Просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты г. Тулы» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать ее право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда». Истец Павлова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамин А.А. в судебном заседании исковые требования Павловой В.А. не признал, просил в иске отказать, указал на то, что законных оснований для определения понятия «ведомство» и «ведомственный знак» субъектам Российской Федерации не представлено. Учитывая отсутствие на федеральном уровне определения «ведомство» и классификатора (реестра) ведомственных и иных негосударственных наград, в ранее действовавшей редакции Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «ветеран труда» в Тульском регионе устанавливался принципиальный подход к наградам, в том числе негосударственным, дающим право для присвоения указанного звания. Установленные требования закона предусматривающие, что предъявляемые к рассмотрению ведомственные знаки отличия в труде должны быть выданы руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату), отменены Законом Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО. Принимая во внимание изложенное и нормы Федерального закона от 19.06.1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) Российской Федерации», определяющего статус центрального союза потребительских обществ России как общественную организацию, правовых оснований для отнесения его наград к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не имеется. Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему. Как установлено в судебном заседании, Павлова В.А. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, Павлова В.А.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Горельском <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Согласно письму <данные изъяты> от 04.08.2011 года №, полученному по запросу суда, Павлова В.А. с ДД.ММ.ГГГГ работала в универмаге, расположенном по адресу: <адрес>, товароведом, а с ДД.ММ.ГГГГ директором универмага. В состав <данные изъяты> входили предприятия торговли, общественного питания и заготовок. Также в состав <данные изъяты> входил универмаг, в котором работала Павлова В.А. <данные изъяты> (в ДД.ММ.ГГГГ переименован в <данные изъяты>) в свою очередь до ДД.ММ.ГГГГ являлся кооперативной организацией Тульской области и входил в состав <данные изъяты>. Также в указанном письме <данные изъяты> сообщает, что система потребительской кооперации Тульской области существует с 1921 года по настоящее время. Вышестоящим ведомством потребительской кооперации является Центросоюз Российской Федерации. В период осуществления трудовой деятельности в <данные изъяты> Павлова В.А. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правления Тульского облпотребсоюза и президиума обкома профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации была награждена значком «Отличник советской потребительской кооперации». Данные обстоятельства подтверждаются: - постановлением Правления Тульского Облпотребсоюза и Президиума Обкома профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации от 21.06.1991 года №, согласно которому Павлова В.А. награждена значком «Отличник советской потребительской кооперации» за достижение высоких трудовых показателей в деле развития и улучшения деятельности потребительской кооперации, за многолетнюю и безупречную работу, а также в честь 69-гоМеждународного дня кооперации; - удостоверением о награждении Павловой В.А. значком «Отличник советской потребительской кооперации от 21.06.1991 года № подписанным председателем Правления Тульского областного союза потребительских обществ и Председателем комитета профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации, их подписи скреплены соответствующими печатями. 05.04.2011 года Павлова В.А. обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от 08.04.2011 года № Павловой В.А. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что значок «Отличник советской потребительской кооперации», врученный от имени председателя комитета профсоюзов работников государственной торговли и потребительской кооперации и председателя правления Потребсоюза, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Отказ Павловой В.А. в присвоении звания «Ветеран труда» и позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах». В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции. Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения. Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг (ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-1). Как следует из положений ст.ст. 1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Изложенное свидетельствует о том, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства). Согласно п. 12 ст. 19 вышеуказанного закона, правление потребительского общества является исполнительным органом потребительского общества, создаваемым в каждом потребительском обществе для руководства хозяйственной деятельностью потребительского общества, назначаемым советом потребительского общества и подотчетным совету потребительского общества. Председатель правления потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Правление потребительского общества несет ответственность за хозяйственную деятельность потребительского общества. Распределение обязанностей между членами правления потребительского общества осуществляется правлением. Постановлением Правления Центросоюза и Президиума ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации от 12.08.1982 года утверждено Положение о значке «Отличник советской потребительской кооперации», которое введено в действие с 01.01.1983 года. Данное Положение действовало в период награждения Павловой В.А. значком «Отличник советской потребительской кооперации». Данный значок являлся высшей наградой потребительской кооперации бывшего СССР, им награждались наиболее активные члены-пайщики и лучшие работники за долголетнюю (как правило не менее 5 лет) и плодотворную работу в потребительской кооперации, личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности, в реализацию Продовольственной программы СССР и целевых комплексных программ потребкооперации. Согласно подпункту 5.3 пункта 5 вышеуказанного положения, награждение значком «Отличник советской потребительской кооперации» производится: работников райпотребсоюзов и райпо, потребительских обществ и их организаций и предприятий, работников райкомов профсоюза – постановлениями правлений областных, краевых и республиканских потребсоюзов и президиумов соответствующих комитетов профсоюза. Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение значком «Отличник советской потребительской кооперации» от имени Правления Центросоюза и Президиума ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации было предоставлено, в том числе, Правлению Облпотребсоюза и Президиуму Обкома профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика, что значок «Отличник советской потребительской кооперации» не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку: значок «Отличник советской потребительской кооперации» присваивался за заслуги и достижения в труде; Павлова В.А. была награждена данным значком и ей было выдано соответствующее удостоверение, подписанное председателем Правления Облпотребсоюза и Председателем комитета профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации; данной награды Павлова В.А. была удостоена в период её работы в потребительской кооперации, за достижение высоких показателей в деле развития и улучшения деятельности потребительской кооперации, за многолетнюю и безупречную работу; награждение осуществлено уполномоченным на то органом от имени Правления Центросоюза и Президиума ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации. Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам значок «Отличник советской потребительской кооперации», выданный от имени Правления Центросоюза России за подписью председателем Правления профсоюза и Председателем комитета профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации, может быть признан таковым, поскольку присвоен за длительную и безупречную работу в потребительской кооперации. Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям. Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные звания, нагрудные знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы и указано, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается, в том числе, и нагрудный значок «Отличник советской потребительской кооперации». Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного, суд считает установленным, что Павлова В.А., на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Павловой В.А. звания «Ветеран труда» является незаконным. В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами. Павлова В.А. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», предоставив для этого необходимые документы. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Павловой В.А. удостоверение «Ветеран труда». Однако, поскольку обращение Павловой В.А. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Павловой В.А. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Павловой В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить. Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении Павловой В.А. звания «Ветеран труда». Признать за Павловой В.А. право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении Павловой В.А. звания «Ветеран труда. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий